статья для педагогов "Воспитание основ безопасной жизнедеятельности в детском саду"
статья по обж (старшая группа)

Зайцева Марина Иосифовна

В статье рассмотренны различные аспекты по обеспечению эмоционналной безопасности в доу. Также приведены как теоретические так и практические советы по организации предметно-пространственной развивающей среды .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_bezopasnosti_1.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста».

Обеспечение эмоционального благополучия и комфорта (или проще эмоциональной безопасности) является приоритетной задачей образовательного учреждения, ведь если дети идут в детский сад с удовольствием, прекрасно себя чувствуют, а вечером не хотят уходить – это не показатель эффективности работы, эмоциональное благополучие ребёнка зависит от педагога, от его отношений со взрослыми и детьми, и от умения пользоваться своей эмоциональной сферой. Ведь эмоции это одна из важнейших составляющих человеческой натуры, они помогают ему воспринимать действительность, адекватно реагировать и конструктивно с ней взаимодействовать.

Сухомлинский: «Живое, непосредственное богатое в своих реакциях существо – ребенок не может быть эмоционально неподвижен и не должен чувствовать себя связанным или скованным».

Цель: научить осознанно воспринимать свои чувства, желания уметь выражать их для обеспечения собственного эмоционального благополучия.

Задачи:

- формировать понятия «эмоциональная сфера», учить воспринимать свои чувства, выражать их положив межличностные отношения;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать навыки решения и предотвращения конфликтов, учить пользоваться правилами нормального регулирования (уступить, извиниться, договориться);

- расширять правовую грамотность.

III подраздела

1) Психическое здоровье.

2) Детские страхи.

3) Конфликтные ситуации.

Принципы работы:

- системность;

- интеграция;

- преемственность взаимодействия;

- собственный пример;

- принцип доверия уважения и сотрудничества.

        Воспитательная и образовательная работа по этому разделу проходит через все образовательные области и поэтому взаимодействие предполагает разные формы взаимодействия педагога с детьми, и они проходят в разнообразных видах: игры, продуктивная деятельность, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы и многое другое.

  1. Психическое здоровье.

        Так как каждые два года наш детский коллектив меняется, мы начинаем работу с создания условий, в которых ребенку будет комфортно.

Используются следующие игры:

- направленные на развитие эмоциональной сферы («Я – незнайка», «Возьми и передай»);

- направленные на сплочение детей и воспитания чувства единства («Путаница»);

- на установление доверительных отношений («Угадай кто я (вслепую)», «Сиамские близнецы», различные виды взаимомассажа);

- на формирование невербального общение, развивающее внимание к сверстникам («Попугай», «Зеркало», «Повтори за мной»);

- различные подвижные игры на переживание общих эмоций («Ласточки и сова», «Кот и мыши»).

Различные игрушки, пособия, призваны освободить от стресса («Уголок релаксации» с мягким поролоном и подушками, альбомы с домашними фотографиями, песочные часы, забавные игрушки, калейдоскопы, светящиеся игрушки, переливающийся календарь, набор сыпучих материалов, «Телефон доверия»).

У входа в группу нас встречает экран настроения с фото и карточками по сезонам. Вот тут мы и начинаем знакомить с эмоциональной сферой (различные беседы, театральные и сюжетно-ролевые игры, музыка, чтение литературы, различные этюды-превращения).

  1. Детские страхи.

На эмоциональном состояние негативно влияют страхи, поэтому педагогу важно понимать, что чувство страха осторожности и является нормой, но порой необходимо помочь ребенку справится с ним.

Подвижные игры для снятия различных страхов: «Бабка-Ёжка», «Привидения».

Продуктивная деятельность: «Нарисуй свой страх».

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Тут-тук», «У страха глаза велики».

Игры-этюды и инсценировки, способствующие установлению собственной значимости, уверенности в себе: «Уроки сказок», «А я умею так», «Мы -силачи», рассказы воспитателя о своих страхах.

Сюжетно-ролевые игры с героем, предметами, ситуациями, которые вызывают страх: «Скоро в школу», «Доктор», «Один дома».

Беседы о правах ребёнка и профилактика жестокого обращения с детьми.

  1. Конфликтные ситуации.

Важной задачей является профилактика конфликтных ситуаций, ведь споры, ссоры, а иногда и драки являются показателем неблагоприятной атмосферы.

Здесь помогут различные игры-тренинги, которые помогут детям найти способ выхода из конфликта:

- игры на снижение и контролем над агрессией («Хищники», «Паук и мухи»);

- упражнения по физической релаксации;

- предметы для выплеска негативной энергии («Остров плакс», «Спрячь всё плохое» - коробочка, подушечка для битья, «стаканчик сердитых слов»;

- предметы «мирилки» («Остров примирения»);

- чтение и анализ художественной литературы;

- дидактические и настольно-печатные игры («кубик настроения», «театр мимики», «театр настроений»;

- игры, знакомящие с понятием эмоциональных состояний («Хорошо-плохо», «Подбери героя сказки»).

Ну и, конечно, немаловажную роль играет участие родителей. Поэтому мы активно сотрудничаем с семьями воспитанников.