Программы "Юные пешеходы" по обучению правилам дорожного движения детей 5-6 лет
методическая разработка по обж (старшая группа)

Клименко Татьяна Михайловна

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_st.gr_.docx72.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                        детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

    познавательно – речевого развития детей №28 «Колосок»

г. Ессентуки

                             

                                                                            Подготовила:

                                                                      Клименко Т.М.

г. Ессентуки

Содержание

Раздел I Целевой

1.Пояснительная записка……………………………………………...

1.1. Цели и задачи

1.2.Целевые ориентиры

1.3. Принципы программы…………………………………………….

Раздел II  Cодержательный

2.1.Перспективно – тематическое планирование…………………….

2.2.Перспективный план работы по обучению правилам дорожного  движения и безопасного поведения на дороге в старшей группе……

2.3.Условия реализации программы…………………………………...

2.4.Взаимодействие с родителями воспитанников……………………

Раздел III Организационный

3.1.Создание предметно- развивающей среды………………………

3.2.Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы……………………………………...

Раздел IV. Список литературы ……………………………………...

Раздел I. Целевой

1.Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

    С начала года в Ессентуках произошло 32 ДТП, в которых погибло трое и 35 человек получили ранения различной степени тяжести. В четыре аварии попали дети до 16 лет. В них пострадали шесть человек: два пешехода и четыре пассажира.

 Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

  Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова,М.М. Котик, О.А. Скоролуповой и др.

   Как же добиться усвоения ребенком соответствующих норм и правил дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях.

Программа «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Образовательная программа «Юный пешеход» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года и с учетом образовательной программы  дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, программы «Светофор» Даниловой Т.И. , соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа призвана помочь педагогу дошкольного  образовательного

учреждения, реализующего основную образовательную программу МБДОУ № 28 «Колосок», и включена в вариативную часть образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса.

1.1. Цель программы: формировать навыки   элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи:

Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.

Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.

Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.

Формирование   у   родителей   воспитанников   устойчивого   интереса к

проблеме        безопасности        детей - участников        дорожного        движения,

привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному

участию в процессе реализации данной программы.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приемов обучения, и воспитания детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

1.2. Целевые ориентиры программы на этапе реализации программы:

- формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части дороги,

- обогащение представления детей о возможных ситуациях на улице и обучение игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя автомобиля,

регулировщика движения и т. п.) в театрализованных, сюжетно-дидактических играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;

- развитие операций внутреннего программирования с опорой на реальные и воображаемые действия на невербальном и вербальном уровне: раскладывание в последовательности и рассказывание по серии сюжетных картинок, фотографий,

сюжетных картин (серия картин для детских садов «Азбука дорожного движения»), отражающих правильное поведение пешеходов, водителей, регулировщика движения на улице и т. п.;

-формирование представлений о труде взрослых: водитель такси (легкового автомобиля, троллейбуса, автобуса, снегоуборочной машины, пожарной машины и т. п.);

- расширение объема предметного (существительные), предикативного (глаголы)

адъективного (прилагательные); словаря импрессивной и экспрессивной речи в процессе называния объектов уличного движения; ситуаций, соответствующих тому или иному правилу движения, и объяснения семантики слов (пешеход,

светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина «скорой помощи» и т. п.).

1.3  Принципы программы

Жизненная среда может и должна развивать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и с взрослыми и другими детьми. Тактика построения развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

Принцип последовательности  любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Принцип наглядности  дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Принцип деятельности  включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип полноты. Начиная с раннего возраста, реализуется содержание программы по всем разделам, т.к. если какой-либо раздел выпадает, то дети могут оказаться незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программ в течение дня.

Принцип сезонности. Если в зимний период педагоги часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д. 

Принцип интеграции. Программы по ПДД включаются в тематику других уроков и занятий: изобразительная деятельность, экологическое и физкультурное воспитание, и также в нерегламентированную деятельность

отдельные режимные моменты, т.е. чтобы программа не была искусственной надстройкой, педагоги ее естественно органично интегрируют в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов. Все педагоги планируют работу по ПДД на основе годового плана учреждения, в целях

последовательности в раскрытии каждой темы и избежание повторов.

Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.

Раздел II  Содержательный

2.1.        Перспективно-тематическое планирование

Организация  образовательной  деятельности  по  обучению  детей  основам

безопасного поведения на дороге осуществляется, как в совместной деятельности в процессе        организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой,        самообслуживание и элементарный бытовой труд,        познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и        фольклора, двигательной,        музыкальной); в ходе режимных моментов        - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.

Перспективный        план        составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Примерами интеграции образовательных областей служат:

- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежание несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирование организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД, обучение катанию на велосипеде («Физическое развитие»)

- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми); организация встреч с сотрудниками ГИБДД («Социально-коммуникативное развитие»);

- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»); просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге; использование обучающих игр по ПДД; организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);

- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных произведений («Речевое развитие»).

- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи), художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).


2.2. Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

старшая группа №1 «Солнечные лучики» МБДОУ д/с №28 «Колосок»

Сроки

Тема

Образовательная область (ФГОС)

Вид деятельности (ФГОС)

Содержание деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Наша улица»

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое  развитие

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Изобразительная

Музыкальная

Целевая  прогулка  по  прилежащей  к  детскому саду улице.

Беседа «Улица»: по        материалам        книги        Н.        Авдеевой

«Безопасность на улицах и дорогах»).        

Ситуация   общения   «Какой   должна   быть безопасная дорога».                                

Д/И «Знаки  дорожного движения». «Разложи знаки по  форме»,  «Найди  лишний  по  цвету,  форме, содержанию».                                

С/р игра «Улица».                                        

Игровая ситуация «Мы в автобусе»        

Изготовление   макета   улицы,   на   которой находится детский сад, обыгрывание.        

                

Чтение        стихотворения        Р.Артамонов  «Зоркий друг, умный друг».                        

Составление детьми рассказов: «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».        

Подвижная    игра    «Кто    быстрее    соберет светофор»

                                        

Конструирование «Улица». «Транспорт».

Аппликация «Машины везут урожай с полей».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Профессия водитель»

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Беседа «Профессия-водитель».        

Целевая прогулка на Т-образный перекресток

Ситуация общения: «Внимание: дорожный знак».                                        

Д/И «Водители».

Игровая ситуация «Расположи правильно

дорожные знаки».

С/р игра «Больница» (водители проходят

медосмотр перед поездкой.)

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти

дорогу».

Чтение стихотворений Я.Пишумова (про

транспорт).

Игра «Угадай, как звучит транспорт».

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование на тему «Транспорт будущего».

Презентация (выставка детских работ).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Правила пешехода»

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Изобразительная

Беседа «Безопасность на улице».

Ситуация общения «Что означают цвета светофора».

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».

Игровая ситуация «Как правильно перейти

проезжую часть».

С/р игра «Улица».

Интерактивная игра «Обойди»

Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история».

Режиссерская игра «Сказочные герои  на дороге».

Подвижная игра «По дороге».

Конструирование «Наша улица».

Развлечение «Красный, желтый, зеленый».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Транспорт»

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

игровая

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Игровая

Познавательно-

исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Изобразительная

Музыкальная

Целевая прогулка по улице.

Беседа «Чем можем - поможем».

Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»,

«Малыш требует место у окна»:

Труд «Посыпать дорожки песком»

Изготовление  атрибутов  для  настольной  игры «Построй  город»  (дома,  транспорт,  деревья, кусты).

Дидактические игры «Угадай, что изменилось»,

«Лабиринт», «Пройди и собери».

С/р игра. «Автобус»

С/р  игра  «Улица» предложить  объединить  с

играми  «Семья»,  «Детский  сад»,  «Магазин» и др.

Игровая ситуация «Как поступить».

Дидактические  игры  и  упражнения:  «Построй

проезжую часть».

Составление  рассказов  по  картинкам  пособия

«Правила и безопасность дорожного движения».

Чтение  произведения  М.  Ильин  «Машины  на

нашей улице»

.                

Загадки о транспорте.                

Рисование: «Пешеходы идут по улице».

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Пост ГИБДД»

(ГАИ)

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Целевая прогулка к площади.                

Ситуация  общения  «Как  себя  надо  вести  в

транспорте».        

                

Дидактические  игры  и  упражнения  «Собери знак» (используя пособие (блоки Дьенеша).

С/р игра «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора»                

С/р игра «Улица», сюжет: «Регулировщик». Игровая ситуация  «Пешеход», «Я еду  в транспорте».                        

                                

Чтение        стихотворения        Я.Пишумова

«Посмотрите - постовой».                

Чтение стихотворения В.Клименко «Кто важнее всех на свете».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Моя дорожная грамота»

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Изобразительная

Двигательная

Игровая

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.

Наблюдение за движением машин по зимней дороге.                

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу

дорогу».

                        

Дидактическая игра «Дорожные        знаки».

Дидактическая игра «Правила дорожного движения».        

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход».

        

Чтение стихотворения А.Усачева «Футбольный

мяч»        

        

Конструирование «Улица города».

Викторина «Чем опасна дорога зимой».

Игры - забавы  с санками, лыжами.

М

А

Р

Т

«Знаки сервиса»

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка к проезжей части улицы.

Наблюдение,  как  взрослые  переходят  через дорогу с колясками и детьми.                

Беседа «Как перейти улицу».

                

Режиссерская  игра:  «Приключение  сказочных героев в городе».                

С/р   игра.        «Улица» объединить с   играми «Больница», «СТО», «Кафе»        

Игровая    ситуация    «Кто    самый    лучший пешеход».        

                        

Чтение стихотворений о дорожных знаках.  

Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения.                

Изготовление атрибутов для игры «Улица».

Рисование «Знаки сервиса».                

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Опасный перекресток»

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Двигательная

игровая

Изобразительная

Целевая прогулка наблюдение за переходом проезжей части пешеходами.                

Ситуация общения по картине «Перекресток».

        

Дидактическая игра «Путешествие по городу».

Развлечение «Петрушка на улице».

Игровая ситуация «Если сломался светофор».

Чтение произведения Д. Денисова. «Как перейти дорогу».

Разучивание стихотворений  о правилах дорожного движения.

Отгадывание загадок по правилам дорожного движения

Подвижная игра «Путешествие на машинах».

Подвижные игры (катание на велосипеде).

Игры на транспортной площадке.

Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице».

Ручной труд «Автобус».

М

А

Й

«Кто самый грамотный»

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-

Исследовательская

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Двигательная

игровая

Изобразительная

Беседа  «Правила  дороги  совсем  не  напрасны.

Играть на дороге, ребята, опасно».

Игровые  ситуации  на  транспортной  площадке «Как я знаю правила дорожного движения».

Дидактические  игры  и  упражнения  «Закончи движение  машины»,  «Где  можно  кататься  на велосипеде».

Дидактические  игры  и  упражнения  «Законы улиц и дорог».

С/р игры на транспортной площадке.

Игры-моделирования  с  макетом  перекрестка  и макетом микрорайона.

Проект: «Представь сверстникам любой материал,  связанный  с  правилами  дорожного движения»

Чтение произведений О. Тарутин. «Для чего нам светофор?»  А.  Дорохов.  «Зеленый,  желтый, красный».

Веселые старты «Мама, папа, я- лучшие пешеходы».

Двигательная деятельность катание на самокате, роликах.

Рисование. Тема: «Улица города».

Изготовление  атрибутов  для  сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.


2.3. Условия реализации программы

   Методическое обеспечение

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей,

предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием,

существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка

ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению

правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально

организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных

моментов.

Содержание образовательной деятельности по формированию основ

безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.,

 а также парциальных программ Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л,

Стеркиной  Р.Б., Скоролуповой  О.А  , Даниловой Т.И. и др., с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:

 Метод наблюдения и беседы – это специально организованное

восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

 Игровой метод – предполагает использование различных компонентов

игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.  Ведущая роль принадлежит

педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и

задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

 Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в

зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и

 технических средств обучения.

 Практические упражнения – это систематическая отработка умения и

навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий,

манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности

педагога и воспитанника или в ходе специально организованной

индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как  на

приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и

практических умений и навыков с последующим совершенствованием  до

репродуктивного и творческого уровня.

 Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных

и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или

могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка

предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать

их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка

в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета

улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые

дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей

безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

 Интерактивный метод. Особенно эффективно применение

интерактивного метода обучения, направленного на активное включение

детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально

представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и

безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение

наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и

переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.  

Взаимодействие с родителями воспитанников

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с

семьями (законными представителями) должна учитывать современные

подходы к взаимодействию педагога с родителями.

Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является

создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения

детей к этике дорожно-транспортного поведения.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и

предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит

разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада.

Используются различные формы взаимодействия с родителями

воспитанников. Главная тенденция – это использование эффективных форм и

методов.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание   деятельности

Сентябрь

Родительское собрание «Безопасность на дороге»

Анкетирование родителей «Азбука пешехода»

Праздник «Путешествие в страну Светофорию»

Октябрь

Оформление стенда  «Кресло безопасности для детей в автомобиле»

Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле».

Семинар-практикум «Занимательные игры по правилам

дорожного движения»

Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды (в рамках подготовки к смотру-конкурсу «Уголок ПДД»)

Ноябрь

Памятки для родителей - Причины детского дорожно-транспортного травматизма. На остановке маршрутного транспорта. Правила перевозки детей в автомобиле.

 Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице

 Консультация «Безопасность детей – забота взрослых»

Декабрь

Рекомендации  игр по ПДД  для родителей

Целевые прогулки «Такие разные машины».

Конкурс «Лучшая тематическая игрушка для украшения новогодней ёлки!». 

Январь

Консультация  «Приемы обучения юного пешехода»

Дискуссия с участием инспектора ГИБДД

Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофорчик»

Февраль

Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения»

Памятка для родителей «Поведение детей в общественном транспорте

 День открытых дверей (просмотр образовательной

деятельности по ознакомлению детей с ПДД)

Март

Изготовление жезла, макетов дорожных знаков.

Консультация: «Как научить ребенка не попадать в дорожные ловушки». О дорожных «ловушках».

Практическое занятие в рамках родительской гостиной «Игры с детьми по ПДД»

Апрель

Совместная работа детей и родителей.

Выставка подобранной литературы по ППД.

Развлечение  «Колобок на новый лад»( по ПДД)

Выпуск газеты «Добрая дорога детства»

Май

Фотовыставка «Дети на улице»

Совместная работа родителей и детей: конкурс рисунков по правилам дорожного движения.

Листовка «Безопасное лето»

 

Раздел III Организационный

3.1. Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации цели и задач программы «Юный пешеход»

соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание

соответствующей развивающей среды.

При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд

требований к созданию предметно-развивающей среды:

 - безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия,

материалы должны отвечать требованиям безопасности;

 - доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в

свободной деятельности;

 - педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть

простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира,

меняться в соответствии с планом работы.

 - насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и

содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-

ролевых игр, пособий;

 -  трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от

образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается

в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

 - полифункциональность (возможность разнообразного использования) -

при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта,

частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны

(цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях),

речевое развитие.

 - вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового

материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное

время года, идет сравнение.

Примерный перечень оборудования:

  • иллюстрации с изображением транспортных средств;
  • кружки красного и зелёного цвета;
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт»

( Многофункциональная ширма ( ДПС, Пожарная машина, Военная машина), разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иноговида транспорта и т.д.);

  • картинки для игры на классификацию видовтранспорта;

простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;

  • макет  пешеходного светофора; транспортного светофора (плоскостной).

макет светофора с переключающимися сигналами,действующий от батарейки;

  • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»; :«Собери машину» (из 8-и частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;
  • полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;
  • мелкий транспорт;
  • макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор;
  • небольшие игрушки (фигурки людей).

3.2. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых

результатов освоения программы

Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах

дорожного движения и умения их практического применения была

использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система

бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить

уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД. Для

систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 5 блоков (в каждой возрастной группе идет обучение по этим блокам с последующим

усложнением):

  • Улица – знакомство с элементами улицы, дороги, безопасными

местами для игр, дорожной разметкой, дорожными знаками, работой

светофора.

  • Водители – знакомство с правилами поведения водителей,

дорожными знаками для водителей.

  • Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство

с обязанностями пешеходов.

  • Пассажиры – обучение правилам посадки, высадки и движения в

различных видах транспорта, элементарными правилами поведения в

общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров.

  • Инспектор ГИБДД – знакомство с трудом сотрудников ГИБДД, в

том числе регулировщика.

Шкала оценки знаний ребенком ПДД по блокам

Блоки

Усвоение программы

Улица

3балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств.

2балла: показывая и называя элементы дороги, улицы,

допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева -

справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с

помощью воспитателя.

1балл: не различает левую и правую стороны; путает

названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на

местности вокруг детского сада.

Водитель

3балла: знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет

рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно

показывает и называет виды транспорта, части машин,

классифицирует транспорт по назначению, знает значение

предупредительных сигналов автомобилей.

2балла: знает значение сигналов светофора, дорожных

знаков, но допускает ошибки в их классификации; умеет

рассказать о работе сотрудников ГИБДД; допускает

незначительные ошибки в различении видов транспорта, его

классификации, в объяснении значений предупредительных

сигналов автомобиля.

1балл: знает значение сигналов светофора, но путает

названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет

представление о работе сотрудников ГИБДД; затрудняется в

различении видов транспорта, его классификации, не знает

значения предупредительных сигналов автомобиля

Пешеходы

3балла: знает правила безопасного поведения на улице.

2балла: допускает неточности в объяснении

последовательности правил перехода через дорогу; знает, где

можно и где нельзя играть, особенности поведения в

различных погодных условиях.

1балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на

улице только с помощью воспитателя

Пассажиры

3балла: знает правила поведения в общественном транспорте.

2балла: допускает неточности в объяснении правил

поведения в общественном транспорте.

1балл: рассказывает о правилах поведения в общественном

транспорте только с помощью воспитателя

Инспектор

ГИБДД

3балла: умеет различать группы дорожных знаков, знает

дорожную разметку, средства регулирования может

рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

2 балла: допускает неточности в объяснении правил, ошибки в классификации дорожных знаков; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

1 балл: знает значения сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД

Подведение итогов:

Для групп с младшего дошкольного возраста до старшего дошкольного возраста:

0 – 5 балла – низкий уровень

6 – 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень


Диагностическое обследование детей по ПДД

Группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Ф.И.ребенка

Транспорт

Улица

Водитель

Пешеходы

Пассажиры

Инспектор

ГИБДД

Итог

Транспортные средсва( автомобили, пассажирский транспорт, мотоцикл, велосипед, специализиро -ванные транспортные средства

Элеметы улицы  (дорога,

тротуар, дома, перекресток)

Ориентировка на местности вокруг детского сада (назначение зданий  д/сад)

Ориентировка в пространстве ( впереди, сзади, слева, справа, близко,далеко)

Элементы дороги ( дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток, разделительная

полоса, пешеходный переход)

Транспортные средства. Сигналы светофора

Виды знаков (запрещающие, предупреждающие, информационные)

Значение знаков «Пешеходный переход», «Дети»

Правила перехода через дорогу ( со светофором, без него)

Правила посадки, движения и высадки в общественном транспорте

Содержание деятельности сотрудника ГИБДД

результативность

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


Раздел IV Список литературы:

1.Авдеева Н.Н., Князева О. Л, Стеркина , Р.Б. Безопасность: учебное пособие

 по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

  возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1998г.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность на улице и на

дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.-

М: АСТ-ЛТД, 1997г.

3.Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. СПб., издательство

   «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2011г.

4. Данилова Т.И.  Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД

СПб., издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2009г.

5. Денисова Д. Как перейти дорогу. М: «Мозайка-синтез» 2004г.

6. Добрушин А. Как беречь детей.- Таллин: Валгус 1976г.

7. ДобрушинА.Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные

дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г.

8. «Дошкольное воспитание»№7.2007г.

9. Майорова Ф.С.Изучаем дорожную азбуку- М: «Скрипторий 2003г»,2008г.

10. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. М: «Владос»2002г.

11. Правила дорожного движения. М: Питер 2008г.

12. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.

13. Скоролупова О.А. комплекс наглядных пособий по теме правила и

безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г

14. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду.СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2011г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обучение правилам дорожного движения детей с нарушением интеллекта"

Проект«Обучение правилам дорожного  движения детей с нарушением интеллекта»...

Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы.

Занятие посвящено тому, что бы ознакомить детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице и в транспорте, с дорожными  знаками, с видами транспорта....

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»

Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....

Непосредственная образовательная деятельность по обучению правилам дорожного движения детей разного возраста по физической культуре «Азбука безопасности»

Учитывая, что участниками ДД  становятся  дети детских садов раньше, чем ученики школ, необходимо целенаправленно организовывать работу в ДОУ по подготовке детей к безопасному поведению на у...

Перспективное планирование по обучению правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста.

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного повед...

«Нетрадиционные формы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста».

Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования....