«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников».
проект по обж

Абдуллаева Арув Мамаевна

Проект

 «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников».





Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать!

Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире. 

Актуальность проекта:

                Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

 Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

    Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу,  Н.Н. Авдеева. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.  

     Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

                                                                       

Тип проекта

Критерии

Вид проекта

1.

Доминирующая

деятельность в проекте

Творческая

Ознакомительно-ориентированная

2.

Предметно-содержательная область

Межпредметный

3.

Характер координирования проекта

Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

4.

Характер контактов

Проект, организуемый среди участников одной группы

5.

Количество участников проекта

Коллективный

6.

Продолжительность выполнения проекта

Средней продолжительности

(от недели до месяца)

        Цели и задачи проекта

Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи педагога, реализующего данный проект:

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.

3.Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.

 4.Определить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

5. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

6. Определить целесообразность данного проекта.

Принципы реализации проекта:

  1. доступность:
  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала
  1. систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
  1. наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  1. динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. дифференциация:
  • создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Форма проведения итогового мероприятия проекта

Музыкальный досуг: «Волк и семеро козлят на новый лад»

Продукты проекта

 

- для детей

  • Книжки-самоделки «Загадки о правилах дорожного движения», «Правила безопасного поведения».
  • «Составление рассказов о правилах безопасного поведения при помощи мнемотаблиц»
  • «Конструирование светофора из бумаги»
  • Лепка из соленого теста «Дорожные знаки».
  •  «Знакомство с нетрадиционной ИЗОтехникой: торцевание                                                                                       «Пожарная машина»
  • «Работа с бросовым материалом «Машины экстренной помощи»
  • Интерактивная выставка книг о безопасности.
  • «Конструирование пожарной каланчи из коробок»
  •  Изготовление масок «Кто может постучаться в двери к нам».
  • Проведение опытов «Свойства воды», «Свойства воздуха».

- для педагогов

  • Разработка тематического проекта по теме для детей и взрослых.
  • Создание компьютерных презентаций.
  • Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
  • Оформление информационной стены для детей.
  • Подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты.
  • Рекомендации по походу к светофору, в пожарную часть с детьми.
  • Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.
  • Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
  • Разработка анкет для детей и взрослых к завершению проекта «Что интересного узнали?»

- для родителей

  • Информирование: папки-раскладки о безопасности, информационные стенды и газеты.
  • Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.
  • Музыкальный досуг: «Волк и семеро козлят на новый лад»

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей

  • Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.
  • Продолжать  формировать у детей навыки социального поведения
  • Повышение познавательной активности.

- для педагогов

  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
  • Создание информационно-методической базы по данной теме.

- для родителей

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  • Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.
  • Активизировать исследовательскую деятельность родителей.
  • Участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.
  • Бережное отношение к продуктам детского творчества.

2. Краткое содержание проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

1.Беседа с детьми,

2.Рассматривание  иллюстраций, плакатов, фотографий, энцеклопедий.

1.Разработка анкет,

2.разработка системной паутинки по проекту,

3.оформление информации для детей.

4. Создание пооперационных карт для самостоятельной и совместной деятельности.

1.Анкетирование

2.Разработка совместных досугов,

3. Совместные экскурсии с родителями.

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) 

1.Игровая

1.Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых.

1.Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь»,                   « Водитель-пешеход»

1.Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами

2. Обыгрывание дома данных игр.

2.Чтение (восприятие)

1.Восприятие литературных произведений.

2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3. Рассматривание  мнемотаблиц.

1.Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий.  

К.Чуковский «Путаница»

С.Я.Маршак «Кошкин дом»

С.Я.Маршак «Мойдодыр»

Шарль Перро

«Красная шапочка»

К Чуковский «Доктор Айболит»

С.Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»

А.Дмитриев «Бездомная кошка»

2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3. Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору.

1.Создание выставки книг о безопасном поведении.

2. Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору.

3.Рекомендации о литературные произведения о безопасном поведении для детей.

4.Оформление памяток

«Чужие люди»

«Как организовать загородный отдых ребенка»

«Ребенок во дворе»

3.Коммуникативная

1.Свободное общение на тему безопасность.

2.Составление рассказа при помощи мнемотаблиц.

1.Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта

2.Подбор мнемотаблиц для составления рассказов.

1.Словотворчество детей и родителей «Сочинение рассказов о нашей безопасности»

4.Познавательно-исследовательская

1.Просмотр и проведение наблюдений, исследований, опытов.

 2.Просмотр и обсуждение презентаций.

3. Создание коллажа по теме проекта.

4. Создание работ на конкурс-выставку «Я и моя безопасность».

5. Дидактические игры «Разрезные картинки», Моделирование безопасного подхода к детскому саду”;“Составь правильно”

;“Назови кто придет на помощь”, “Узнай профессию”, “Что сначала, что потом”;“

«Узнай по силуэту»;

«Потому, что…»,

Развивающие игры:»Дорожные знаки»

«Чтобы не случилось беды»

«Если я сделаю так»

6. Решение проблемных ситуаций.

1.Проведение экспериментирования «Свойства воды», «Свойства воздуха».

2.Создание компьютерных презентаций «Как я в детский сад иду», «Мы едим на автобусе».

3.Подбор материала, для создания коллажа и папки-раскладки «Наша безопасность».

4. Оформление выставки «Кто на помощь к нам спешит?».

5. Подбор дидактических, развивающих

1.Оснащение материалами, необходимыми для проведения исследовательской работы.

2. Создание компьютерных презентаций.

3. Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки.

4. Создание макетов на конкурс-выставку «Кто на помощь к нам спешит?»

5.Продуктивная

«Знакомство с нетрадиционной ИЗОтехниками лепка из соленого теста «Пожарный», «Колобок»,

Аппликация «Скорая помощь»,

«Котауси и Мауси»

2.Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».

4. Конструирование пожарной машины из бумаги, коробок.

1.Знакомство детей с нетрадиционными ИЗОтехниками.

2. Подбор материала для осуществления работ.

3. Разработка пооперационных карт.

1. Оснащение необходимыми материалами.

2. Проведение художественной выставки работ детей и родителей.

6.Музыкально-художественная

1. Слушание музыкальных произведений.

2. Разучивание песен и танцев к досугу.

3.Экспериментирование со звуками

 « Придумай движение …»

1.Подбор по теме: песен. танцев, музыкальные композиции, этюдов.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1.Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

2.  Изготовление костюмов.

        7.        Двигательная

1.Подвижные: игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,

«Слушай сигнал»,

«Потуши огонь», «Пожарная тревога».

Физминутки «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»  

2. Досуги «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1. Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1.Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

        8.        Трудовая (ручной труд)

1. Изготовление из бросового материала «Светофор», «Дорожные знаки»

1. Подбор материала для изготовления поделок.

1. Оснащение бросовым материалом.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

1 Досуг «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

2. Выставка творческих работ

«Моя безопасность».

3. Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения.

4. Опрос детей «Что интересного узнали?»

1. Подготовка и проведение досуга «Волк и семеро козлят».»

2.Подведение итогов, награждение подарками, грамотами, сувенирами.

3.Проведение рефлексивно  контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросники детей и родителей (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала).

3.Разработка анкет и опросников для  детей и взрослых.

1. Подготовка и проведение досуга «Волк и семеро козлят».

2.Анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: «Детство - Пресс», 2002. - 144 с.
  2. Козлова   С.А.    Теория    и    методика    ознакомления   дошкольников    с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
  3. Козлова С.А. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. - М: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил..
  4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил.
  5. Лункевич Л.В.  Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом. - М.: издательство ACT _ЛТД, 1997, 32 с: ил..
  6. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Г. Один дома. Обучение старших дошкольников правилам поведения./ «Д.В.» № 9, 1999.
  7. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с: ил..
  8. Психолого-педагогический    словарь    для    учителей    и    руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с, с.412.
  9. Словарь   социально-гуманитарных  терминов  /  А.Л.   Айзенштадт,   В.М. Галкин, Н.А. Котова и др.; Под общ. ред. А.Л. Айзенштадта. -Мн.: «Тесей», 1999. - 320 с, с. 179.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...