Проект «Мы пешеходы»
проект по обж (старшая группа)

Усачёва Наталья Анатольевна

Проект «Мы пешеходы» 

по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_peshehody.docx760.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы пешеходы» по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД

Гумерова Назира Мингалиевна, Усачёва Наталья Анатольевна
Проект «Мы пешеходы» по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: один год.

Вид проекта: познавательно - игровой.

Тип проекта: краткосрочный.

Проблема.

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей, всех дорожно-транспортных происшествий, связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 % всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.

Среди всех участников дорожного движения-водителей, пешеходов, пассажиров - самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

- рассеянное внимание;

- забывание правил поведения на улице;

- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;

- плохое состояние дорожного покрытия;

- эмоциональное состояние;

- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;

- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;

- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;

- чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;

- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;

- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

- переход проезжей части дороги;

- посещение магазинов и образовательных учреждений;

- подвижные игры около дорог;

- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;

- игры с наступлением темноты;

- ослепление фарами;

- зимнее состояние дорожного покрытия;

- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;

- буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;

- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.

Актуальность.

Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме: «Юный пешеход»

Цель и задачи проекта:

Цель: Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Методы реализации проекта.

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)

3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. совместная деятельность с детьми.

2. взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает:

— познавательные беседы, игры, занятия

— наблюдения, экскурсии и прогулки по улице

— чтение художественной и познавательной литературы

— викторины «Что? Где? Когда?», досуги и развлечения «Мама, папа, я – самые лучшие пешеходы», «Колесо истории» по теме

— встречи с инспектором ГИБДД

— просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД

— конкурсы «Юный автомобилист», квест – игра «Поиски недостающего атрибута для оформления площадки для игр по правилам дорожного движения», квест «Необыкновенные приключения пиратов в городе», выставки рисунков по данной тематике.

Совместная деятельность с родителями:

изготовление стендов с наглядной информацией;

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

тематические родительские собрания;

обучающие семинары и прогулки с участием инспектора ГИБДД;

семейные конкурсы;

анкетирование;

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

• знание правил безопасного поведения на улицах.

• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

• осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

• укрепление и развитие материально-технической базы (игры, картотеки, видеотека, презентации, игровое оборудование, костюмы и др) для работы по данному направлению.

Этапы работы с семьей

№ Этапы Задачи

1. Подготовительный

(ознакомительный) Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения на дороге, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.

2. Просветительский Совершенствование содержания образования в д/саду непосредственно-образовательной области «Безопасность»

• подбор методических рекомендации по созданию среды на заданную тему;

• распространение лучшего опыта семейного воспитания;

• подбор литературы по безопасности в библиотеке группы.

  1. Совместной деятельности с семьей.

 • формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми по заданной теме;

• повышение роли отца в воспитании детей;

• проведение семейных праздников, акций, «День открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

Формы и виды работы с семьей

Формы Виды

1. Интерактивная • анкетирование;

• семинар-практикум;

• круглые столы;

• консультации;

• групповые и индивидуальные беседы

2. Традиционная • родительские собрания «Мой безопасный образ жизни», «День открытых дверей»;

Работа с родительским комитетом

• акция «Безопасность детей на дороге»

3. Просветительская • выпуск газет «Безопасность, информационных листков, брошюр, памяток

• стенд «Знаем правила дорожного движения»; безопасные маршруты в доме

•семейный вернисаж, выставки детских работ

План совместной работы с родителей

Месяц Мероприятия

сентябрь Проведение месячника по БДД

октябрь Консультация «Добрый закон дороги»

ноябрь Рекомендации инспектора ГАИ для родителей

декабрь Выставка детских книг и рисунков

январь Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

февраль Создание макета «Улица города»

март «Что? Где? Когда?» (дети и родители)

апрель Ширма «Внимание - дети!»

май Памятка будущему первокласснику

ПЛАН

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ

в подготовительной к школе группе

Месяц Занятие Экскурсии Беседы Досуги Художественно-продуктивная деятельность Игры Тематич.

недели Худ. литература Работа с родителями

Сентябрь «Безопасный перекресток» «Что нам улица расскажет?» «Где и как переходить улицу?» Индивидуальные маршруты кротчайшего пути от дома к д/с Д/и «Дорожные знаки»

Недели безопасности дорожного движения Чтение «Наш друг светофор»

«О машинах самых разных» Выступление на родит. собрании «Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения на улице и на дорогах»

Октябрь «Знай и выполняй правила уличного движения» «Мы пешеходы» «Осторожно, машины!» «Незнайка на улице» Оформление коллажа «Моя улица» Решение кроссвордов, ребусов Чтение «Правила дорожного движения» А. Тюняев Папка-передвижка «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге»

Ноябрь «Моя дорожная грамота» «Железная дорога не место для игр» «Зеленый огонек» Изготовление макетов, знаков для с/р игры «Наша улица» Подв. игры «Стоп», «Тише едешь - дальше будешь» Стих-е «Велосипедист» С. Михалков Памятка «Уроки дорожной безопасности для родителей»

Декабрь «О чем говорят дорожные знаки?» К проезжей части, с целью ознакомления с дорожными знаками «Внимание! Проезжая часть Разыгрывание ситуаций «Чего не должно быть» Изготовление дидактических игр по ПДД С/р игра «Правила уличного движения»

Д/и «Законы улиц и дорог» Чтение «Я –пассажир» Николаев,

Пересказ «Санки» Информационный стенд в приемных «Советы по соблюдению ПДД в зимнее время»

Январь «Опасный перекресток» «Осторожно, гололед!» КВН «С дорогой дружить – долго жить» Оформление уголки безопасности «Светофорчик» С/р игра «Мы- водители» Чтение «Колина мечта», «Петин друг» Листовка-обращение «Правила дорожные – детям знать положено!»

Февраль «Ребенок на улицах города» «Мы пешеходы» «Чтобы не было беды» Вечер стихов, загадок и отгадок Конкурс рисунков по ПДД Д/игра «Найди и расскажи» Чтение «Сережа и Тимоша» Конкурс плакатов на тему «Мы и дорога»

Март «Транспорт нашего города» «Предписывающие знаки» «Счастливый случай» Изготовление атрибутов к игре «Азбука дорожного движения» Д/и «Как перейти улицу»

Заучивание загадок о транспорте, частушек. Памятка «Ничто не убеждает лучше примера»

Апрель «Школа моего микрорайона» Экскурсия к школе «Предупреждающие знаки» «Путешествие в страну дорожных знаков» Выставка рисунков «Мы и дорога» Д/и «Знаешь ли ты машины»

Подв. игра «Бегущий светофор» Чтение

О. Бедарева «Если бы…» Консультация «Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге»,

Май «Знаки на дорогах» Экскурсия в Городок безопасности (на участке д/с) «Сигналы регулировщика» «У нас в гостях хозяин улицы – Светофор» Оформление альбома «Мы пешеходы» Обыгрывание ситуаций «Пешеход», «Машина»

«Логические дорожки» Чтение Н. Сорокина «Там, где шумит перекресток» Анкетирование «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.:АСТ, 1998.

2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

3. С. -П. Детство-пресс. 2009.

4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

5. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

6. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.

7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.

8. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

10. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.

11. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения.

IMG_20151015_092251

IMG_3038

IMG_3040

IMG_3100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Мы-пешеходы"

Проект реализован  в  старшей группе детского сада,  через взаимодействие  педагогов, родителей и детей....

Проект "Вежливый пешеход"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит...

Образовательный проект «Юный пешеход»

Знакомство    с правилами    дорожного движения посредством агитбригады...

Проект "Будущий пешеход"

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения на дороге, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным воспитательно - образовательным процессом, требую...

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

Проект "Юный пешеход".

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...

Разработка содержания педагогического проекта «Сознательный пешеход» со старшими дошкольниками

Разработка содержание образовательного процесса, методов и форм работы по теме "Безопасность"...