Конспект НОД познание (познавательно - исследовательская деятельность) на тему: «Огонь - друг, огонь - враг».
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Путятина Екатерина Николаевна

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга

             Конспект НОД

    познание (познавательно -        

исследовательская деятельность)

на тему: «Огонь - друг, огонь - враг».

(подготовительная группа)

Автор: Путятина Е.Н.

воспитатель ГБДОУ21

Красногвардейского района

                                                                                                   

                                                                                                           

         

 Программное содержание:

Обучающие задачи:

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом. Учить видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Учить набирать номер 01 на телефоне и разговаривать с дежурным пожарной части (четко знать и называть свой адрес).

Сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.

Закрепить знания об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности.

Развивающие задачи:

Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Развивать внимание, память и речь детей.

Развивать быстроту реакции, ловкость и сообразительность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство уверенности в своих силах, культуру поведения в быту.

Прививать чувство ответственности.

Воспитывать осторожность при обращении с огнем.

Воспитывать уважение к труду пожарных ,расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Предварительная работа с детьми:

Чтение рассказа  Л.Толстого «Пожарные собаки», Б.Житкова «Дым», «Пожар»,К.Чуковского «Путаница», С.Маршака «Кошкин дом»,поэмы «Рассказ о неизвестном герое», отгадывание загадок,  д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, рисование на тему: «Пожарная машина», беседа  «Спички детям не игрушка».

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ непосредственной образовательной деятельности).

Оборудование:

Очки для Всезнамуса, 10 карточек с изображением опасностей,10 карточек с достопримечательностями города Рузаевки и наклеенный на них огонь, безопасный подсвечник со свечой,2 телефона, табличка «Дежурная часть», лист бумаги, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, тиски, таз с водой, 2 свечи, спички, пустая банка.

Демонстрационный материал: 

Очки для Всезнамуса, 10 карточек с изображением опасностей, безопасный подсвечник со свечой,2 телефона, табличка «Дежурная часть», лист бумаги, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, тиски, таз с водой, 2 свечи, спички, пустая банка.

Раздаточный материал: 

10 карточек с достопримечательностями города Рузаевки и наклеенный на них огонь.

Работа с родителями:

Совместное рисование с ребенком плаката «Огонь - друг, огонь - враг».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

     -Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш друг Всезнамус. Давайте все с ним поздороваемся.                                        

-Но что-то он какой- то грустный? Давайте спросим у него, что с ним произошло?

Всезнамус: Я попал на островок опасностей , которые могут встретиться человеку в природе и в жизни. Помогите мне, пожалуйста, выбраться отсюда.

- Ребята, перед вами карточки с изображением опасностей, вам необходимо их отгадать и освободить Всезнамуса.

(Пожар, землетрясение, потоп, наводнение, ядовитые грибы, ядовитые ягоды, хищные животные, хищные птицы, песчаная буря, гроза)

-Молодцы, справились с заданием, освободили Всезнамуса.

-А он хочет загадать вам загадку про одну из этих опасностей, постарайтесь ее отгадать:

                        Шипит и злится,

                        Воды боится.

                         С языком, а не лает,

                         Без зубов, а кусает.

                                               (Огонь).

-Да, это огонь.(В центр ставится безопасный подсвечник с заженной свечой).

-На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли         «приручить» огонь, « поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

-А сейчас послушайте сказку об огне.

«Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел: по полям, по лесам, по домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.        

-Как вы думаете, почему?

Дети:- Он сжигал все подряд, ничего и никого не жалел.

-И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мерится!» А Человек настаивает на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой.        Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек , заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом».

-Подумаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?

- Приготовить еду, согреться, заменяет свет - свечка и.т.д.

Всезнамус:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает словно флаг.

Нам огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет

-Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесем руку к свече, что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

-Давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт 1

«Есть невидимое пламя и оно тоже опасно».

Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

-А сейчас давайте узнаем, все ли предметы из разных материалов одинаково горят или нет?

Опыт2

«Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем вату - она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

Вывод: Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

-Ребята, а вы знаете ,что огонь дышит? Сейчас мы это проверим.

Опыт3

«Огонь дышит».

Воспитатель зажигает две свечи. Одну накрывает банкой. Пламя быстро погасло. Почему?

Вывод: Чтобы огонь горел, ему нужен воздух.

Если разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь, для того, чтобы прекратился доступ воздуха и пламя погасло.

Физкультминутка

Чтобы сильным стать и ловким

(сгибание и разгибание рук к плечам - в стороны)

Приступаем к тренировке.

(ходьба на месте)

Носом вдох, а выдох ртом

(руки вверх - вдох, вниз-выдох)

Дышим глубже , а потом-

Смело боремся с огнем.

(Имитируют движения тушения огня « ш-ш-ш»)

-Назовите мне причины, из-за которых может случиться пожар.

Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов…

-Но если вдруг пришла беда

Что же делать нам тогда?

Дети:

  • Звонить пожарным 01.
  • Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью).

Игра «Вызываем пожарных»

-Что вы должны сообщить, вызывая пожарных?

(Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и свое имя и фамилию).

Ход игры:

За одним столом сидит дежурный на телефоне. Перед ним табличка «Дежурная часть». На другом столе находится телефон и разложены фотографии с достопримечательностями города Рузаевки. На каждой фотографии, в определенном месте, приклеен огонь. Дети должны на телефоне набрать номер 01,точно определить, где случился пожар : назвать место, улицу и свои данные.

-Но чтобы пожар не случился, необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопаете в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,  

   и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

- Молодцы, ребята. Правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните, что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. Итак, чтобы избежать пожара, что нужно делать?

Дети:

 - Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, выключать свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.

-Что нового мы сегодня узнали, проводя опыты с огнем?

Дети:

  • Что есть невидимое пламя и оно тоже опасно.
  • Быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. А металлические предметы не горят, но сильно нагреваются и тоже представляют опасность, так как ими можно обжечься.
  • Для того, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Как только доступ воздуха прекращается, пламя гаснет.

- Ребята, запомните! Пожара можно избежать, выполняя правила противопожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .

Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности по теме «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Основные задачи: Научить детей правилам поведения при пожаре. Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить знания детей о причинах возникновения п...

Организация образовательной деятельности на тему: " Огонь-друг,огонь-враг"

Организация образовательной деятельности на тему: "Огонь-друг, огонь-враг" в рамках недели педагогического мастерства....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Программное содержание:·        показать детям значение огня в жизни человека:·        дать знания о необходимости безопасного обр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»(досуг в старшей - подготовительной возрастных подгруппах)...

Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Огонь - друг, огонь - враг» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара.Задачи:    ОбразовательныеПознакомить с историей воз...