План – конспект интегрированной НОД по основе безопасности жизнедеятельности «Добрый и злой огонь» в старшей группе
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Черкасова Антонина Григорьевна

В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей.  Желание  открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Задача педагогов объяснить детям как вести себя в опасных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района  «Детский сад № 20 «Островок»

 г. Вольска Саратовской области»

План – конспект интегрированного

занятия по основе безопасности жизнедеятельности

«Добрый и злой огонь»

в старшей группе

_________________________________

Разработала воспитатель первой квалификационной категории 

Черкасова Антонина Григорьевна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Дать знания о причинах возникновения пожара.

Развивающие задачи:

        Закрепить знание правил пожарной безопасности.

Сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении  пожара.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира  ситуациях и способах поведения в них.

Развивать все компоненты устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и  монологической форм, память, сообразительность, мышление, наблюдательность;

Развивать изобразительные навыки и умения детей.

Воспитывающие задачи

Воспитывать уважение, интерес и любовь к профессии людей, помогающих людям тушить пожар.

Ход занятия

Дорогие ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Тема нашей сегодняшней встречи  спряталась в загадке, давайте попробуем его отгадать. Из этой встречи мы  с вами узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны и активны.

Воспитатель: 
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь, 
Искусает он ладонь. (Огонь)

Воспитатель.  Почему вы так думаете? Огонь рыжий и в печи горит. Дрова горят в огне. Огонь нельзя трогать руками. Потому, что он горячий, но он может быть добрым и злым. 

Раздается в стук дверь

Ребята, кто это к нам пришел?
Появляется Машенька из сказки.
Маша. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Маша, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?
Маша. Я решила поиграть в пожарных. Взяла спички, хотела развести маленький костер, а потом потушить.
Воспитатель. Ой, Маша ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Это может закончиться печально.
Маша. Да, ребята, вы правы. Вот я и обожгла руку. Хорошо, что доктор Айболит оказался рядом! Он огонь потушить помог, руку обожженную забинтовал. Зачем этот огонь нужен? И как мне обращаться с ним? Я не понимаю.

 Воспитатель. Оставайся с нами, Машенька, наши ребята расскажут тебе об огне и о правилах поведения при пожаре (садятся). Кто хочет загадать загадку?
Дети. Я хочу загадать детям загадку
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками -
Тоненькими… (спичками)
Воспитатель. А для чего нужны спички?
Дети. Я думаю, чтобы зажигать огонь.
Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать о спичках?
Дети. Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Спички используют, когда разжигают огонь на печке, на природе. Но детям нельзя пользоваться спичкой.
Воспитатель. Как служит огонь людям, как вы считаете, ребята? 
Дети. Я считаю, что огонь помогает людям готовить еду -  и в деревенской печке, на пикнике, на рыбалке у реки. Огонь согревает нас.
Воспитатель. Я с вами согласна. Без света человеку не уютно, без тепла человек не сможет прожить. А без огня мы не сможем себе приготовить еду, а без пищи не можем прожить и дня.
Дети. А я думаю, что еще есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. На заводах еще есть печи, где делают трубы и станки, машины и самолеты.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь. Вот видишь, Машенька, огонь является другом человека. Послушай вместе с ребятами стихотворение о добром огне.
Дети. Нам без доброго огня. Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь, и хлеб печет.
 Маша. Да, такой огонь мне нравится.

Если вы устали, у вас плохое настроение, попросите своих  родителей зажечь свечу, посмотрите на ее пламя и силы вновь вернутся к вам. 

Воспитатель. Вот одной из таких палочек я зажгу свечу. Сейчас мы тоже посмотрим на пламя и отдохнем.
Дети наблюдают за огнём.
Воспитатель. Что вы испытываете, глядя на пламя? (Становится спокойно, уютно).
Физминутка (этюд «Свеча»)

Дети, давайте превратимся в свечу. Наше тело будет играть роль свечи и поэтому останется неподвижным, а руки будут играть роль зажженного огня.

(стоя прямо, дети поднимают руки, вверх соединяя ладони, образуя конус, а затем разъединяют ладони и плавно двигают ими из стороны в сторону).
Воспитатель. Ребята, сила у друга огня большая-пребольшая. Но если с огнем обращаться неумело и неосторожно, то он может стать страшным, коварным, злым врагом. Послушайте стихотворение про злой огонь. 
Дети. Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки, хищный делает бросок!
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный, синий или золотой, 
Очень добрый, очень злой.
Злой огонь – огнь пожара,
Злой огонь – войны!
Жители земного шара, 
Граждане любой страны,
Злой огонь гасить должны!
Воспитатель. Посмотрите на руку Маши и запомните, что огонь всегда таит опасность. Огонь может натворить много бед. Чем опасен огонь?

Дети. Я думаю, что огонь опасен пожарами. Могут гореть магазины, больницы, школы, дома, поля.

Дети. А самое страшное, что в пожарах могут погибнуть люди, и, конечно, дети.

Воспитатель. Почему возникают пожары? (люди не соблюдают правила безопасности, дети играют со спичками, люди оставляют непотушенный костер, не выключенные электроприборы). Можно ли детям играть со спичками? (Нет) Давайте все об этом расскажем Маше! 

Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Дошколята говорят:
«Крепко помните, что спички-
Не игрушка для ребят!»

Воспитатель. Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться. Но если случилась беда – пожар, что вы должны сделать (вызвать пожарных)? А как это сделать? По какому номеру нужно позвонить (01)? Давайте нарисуем  красками номер 01 и подарим Машеньке и ее друзьям (дети подходят к столу и рисуют красной краской  01). Молодцы! Что означает этот знак?

 Все: 
Если близко телефон,
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать,
И быстрей пожарных звать.

Воспитатель. Правильно при появлении дыма или огня необходимо вызвать пожарную команду по номеру 01, который нужно запомнить. А что еще нужно сообщить по номеру 01 (сообщить свой адрес, что и где горит)? Если пожар небольшой, что вы сами можете сделать (залить водой)? А вот электроприборы нельзя тушить водой. Если, например, у вас загорелся телевизор, что нужно сделать? (Нужно выдернуть шнур из розетки, а затем взять одеяло и набросить на огонь).Воздух не будет поступать, и пламя погаснет. 

Игра «Не ошибись»

Воспитатель. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопать в ладоши, если нет – топать: пожарный, торт, пила, огнетушитель, карандаш, кисть, каска, пароход, пожарный рукав, ноты, огонь, игрушка, спички, 01, компьютер, тушить. 
Ребята давайте теперь закроем глаза и представим, что случился пожар. Что же делать (нужно покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло, или убегать в другую комнату. Вызвать пожарных. (Позвать на помощь взрослых)? А если в квартире уже много дыма (нужно низко пригнуться, прикрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к двери)? А представьте, что у нас в саду случился пожар, что мы должны делать (не суетиться, спокойно и быстро одеться и покинуть помещение)? Это называется – эвакуация.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, люди какой профессии тушат пожары (пожарные)? Какими качествами должны обладать пожарные:

-храбрым;
- выносливым;
- ловким;
- сильным;
- быстро принимать решения;
- уметь оказать первую медицинскую помощь

Работа пожарных – очень опасная и рискованная профессия.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Они одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает стальная  каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Пожарная машина оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом. 
Давайте, еще раз вспомним, от чего происходят пожары (от неосторожного обращения с огнем)? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками (потому что это опасно)? Чтобы не допустить пожара, как нужно обращаться с огнем (осторожно и правильно). Как вызвать пожарную машину, если случился пожар (набрать по телефону 01 и назвать свой адрес, покинуть помещение, дышать через влажную ткань)? Давайте еще раз расскажем Маше об этом.

Дети.
Знать обязан каждый гражданин -
Телефон пожарных «01»
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно «01» звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится-
К вам пожарная примчится 
И поможет вам в беде! 

Маша. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, как нужно обращаться с огнем. Я поняла, что огонь может быть и другом и врагом. Я никогда не буду играть со спичками и всех своих друзей научу правилам пожарной безопасности.

Воспитатель. Давайте  подарим наши рисунки  Маше и ее друзьям и попрощаемся.

Ну, вот и подошла концу  наша встреча. Я думаю, что мы многому научили Машеньке. А, что вам понравилось больше на занятии?

Дети.  Правила пожарной безопасности, пожарная машина, добрый огонь, рисовать 01,Машеньки из сказки, помогать Маше.

Воспитатель. Да, мы с вами сегодня узнали много нового о том, какой бывает огонь, что он может быть добрым, а может быть и злым. Мы теперь знаем, как огонь помогает людям, мы сегодня помогали Маше познакомиться с правилами пожарной безопасности и правилами поведения при пожаре, и нарисовали для нее и друзей номер 01.

Воспитатель. На память о сегодняшней встрече хочу подарить вам вот эти волшебные колокольчики, которые начинали бы  так сильно звенеть в момент опасности и всегда напоминали бы вам об осторожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе, тема: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

- Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. - Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопаснос...

Открытое занятие по теме "Добрый и злой огонь" в старшей группе

Цель данного занятия, развивать представления о пользе и опасности огня;научить мерам предосторожности при обращении с огнем;воспитывать чувство уважения к професии пожарника...

План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Дорожных Знаков» в старшей группе.

Закрепление знаний детей об элементах улиц и дорог, основных правил поведения в общественном транспорте....

Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе на тему: «Огонь – друг, огонь – враг»

Воспитатель       Хафизова Рафиля Раифовна  Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группена тему: «Огонь – друг...

конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе, тема:"не шутите с огнём, чтобы не жалеть потом".

Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности....

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности на тему «В стране сказок» старшая группа.

Цель: Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах...

План-конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми подготовительной группы «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

План-конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми подготовительной группы «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»...