Главные вкладки

    Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста
    статья по обж (подготовительная группа)

    Тюпикина Ольга Владимировна

    Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_proektov_pri_obucheniipdd.docx194.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

    В данном взаимодействии решаются развивающие задачи самого широкого плана:

    -развитие общих познавательных способностей;

    -развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;

    -развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).

    Для того чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно работало, оно кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов также должно использовать современные методики и интеграционные технологии.

     На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания и особенно в условиях использования ФГОС в работе детского сада.

    Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

    Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

    К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Реализуя проектную деятельность в воспитании дошкольников, мы изучили множество рекомендаций, матриц и методик разработки педагогического проекта, которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование — это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

    Алгоритм проектной деятельности, который мы разработали в нашем учреждении.

            

    Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.

    Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду.

    • По количеству участников – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные.
    • По продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
    • По доминирующему виду – творческие, исследовательско-познавательные, игровые, информационно-практико-ориентированные комплексные.[2]

    Главное в методе проектов — это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка-дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.[2]

    Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

    С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

    Ребёнок – это не уменьшенная копия взрослого, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание родителей к этой проблеме.[1]

    В связи с этим мы решили провести в нашем детском саду выборочное анкетирование семей воспитанников с целью изучения информации о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения.

    Мы получили следующий результат: во многих семьях родители затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют специальной литературы и  игр по данной теме. Несмотря на то, что на улице проще рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.

    Таким образом, мы увидели, что работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей.
    Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, мы изучили специальную методическую литературу.
    По результатам предварительной работы мы решили создать познавательно-игровой проект «Дорожная азбука», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.

    Цели проекта:

    • Создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.
    • Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

              Краткое содержание проекта:

    • Накопление информационной базы по теме знакомства детей с правилами дорожного движения для взрослых и детей;
    • Обогащение предметной среды группы активизирующим игровым и дидактическим материалом;
    • Организация и проведение интегрированных занятий с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения, поведения на улице и в пассажирском транспорте;
    • Организация и проведение игровой и продуктивной видов деятельности по правилам дорожного движения;
    • Создание картотеки игр по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
    • Подборка детской художественной литературы по теме.

    В проекте участвовало 26 детей (возраст детей: 4-5 лет), 2 воспитателя, 46 родителей, 2 сотрудника ГИБДД. Сроки проведения: сентябрь 2014 – сентябрь 2015гг. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).

    Ожидаемый результат:

    • создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
    • расширение кругозора воспитанников;
    • повышение социальной компетенции дошкольников;
    • повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
    • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

    План реализации проекта включил работу по трём направлениям:

    • работа с детьми,
    • работа с родителями
    • преобразование предметной среды.

    На первом этапе воспитатели вместе с детьми совершали пешие прогулки по ближайшим улицам, были организованы игровая и продуктивная виды деятельности. Происходило обогащение предметной среды группы активизирующим игровым и дидактическим материалом; были изготовлены макет и схема «По дороге в детский сад», шло накопление информационной базы по теме знакомства детей с правилами дорожного движения; была создана картотека игр по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, подобрана детская художественная литература по теме. На информационном стенде был размещён материал на тему «Безопасность детей – забота взрослых».

    На втором этапе была проведена презентация макета «По дороге в детский сад», практикум  для родителей «Правила движения – достойны уважения» (обучение детей безопасному поведению на дороге) с участием  инспектора  ГИБДД, консультация «Азбука дорожных наук».

    Детям мы читали художественную литературу (в библиотеке была организована выставка книг по теме), рассматривали иллюстрации, плакаты, разгадывали загадки, заучивали пословицы, поговорки, стихи, песни, составляли рассказы по заданному началу, знакомились со светофором, со знаком «Пешеходный переход», «Зебра», «Железнодорожный переезд», «Автобусная остановка».

    Продуктивная деятельность: раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Машина», выполнение рисунков по теме, аппликация «Светофор», «Автобус», «Мой дом».

    Результатом проектной деятельности стало развлечение «Петрушка на улице» .

    C:\Users\user\Saved Games\Desktop\лого\пдд15ф\DSC05691.JPG

    Дети вместе с родителями создали творческий альбом «Это – папа, это – я, это – улица моя» (рисунки, аппликации, поделки, стихи, рассказы), раздевальная комната была оформлена в соответствии с темой, на стенде была помещена информация для родителей «Безопасность детей – забота взрослых», тезисы собрания для родителей с инспектором ГИБДД, результаты анкетирования, список книг по теме для чтения детям, иллюстративный материал «Улица полна неожиданностей».

    Выводы:

    1. Благодаря проекту «Дорожная азбука» была создана активизирующая предметно-развивающая среда в группе.
    2. На высоком уровне сформированы знания по правилам дорожного движения у 88% детей, на среднем уровне у 12%. (результаты предварительной диагностики: на высоком уровне у 11%, на среднем уровне у 86%, низкий уровень у 3%)
    3. Работа, проведённая с детьми по обучению правилам дорожного движения, получила высокую оценку у родителей.
    4. Проект вызвал интерес не только у родителей, но и у коллег.

    Перспектива:

    1. Совершенствование площадки ПДД  на территории детского сада;
    2. Продолжить пополнять содержание книги «Это – папа, это – я, это – улица моя»;
    3. Организовать экскурсию к проезжей части с целью ознакомления детей с работой ДПС.

    Проект «Дорожная азбука» - позволил запланировать конкретный результат, охватить все виды деятельности детей, привлечь к сотрудничеству родителей, узких специалистов, использовать самые разные приёмы, открыл неожиданные перспективы, создал атмосферу успешности для детей, помог лучше увидеть удачи и ошибки при анализе.

    Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.[1]

    Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в практике дошкольных образовательных учреждений.

    Литература

    1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
    2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

    3. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.

    1. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010г.-240 ст.



    Интернет-ресурсы: nsportal.ru,  maam.ru.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование элементарных знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста.

    Программа дополнительного образования «Светофорик» рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей   3-7 лет. Работа по формированию знаний ПДД может проводиться с группой дете...

    Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

    Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

    Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей младшего дошкольного возраста "Знакомство с транспортом".

    Тема: «Знакомство с транспортом» Цель:l  дать представление  о разных видах транспорта (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). Материал: иллюстрации разных видов транспорта....

    Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)

    Картотека«Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)...

    Вариативная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города "Дети, дорога, безопасность".

    Рабочая программа по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дети - дорога - безопасность» разработана в соответствии с основной о...