Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях
статья по обж (старшая группа)

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребёнок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребёнок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.

 Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнём, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев - неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.

Исходя из результатов анкетирования в нашей группе, стало видно, что

родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься вопросами противопожарной безопасности. Коллектив нашего ДОО старается объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии,  целенаправленно работает над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые даёт огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель нашей работы с родителями - объяснить необходимость закрепления с детьми знаний по пожарной безопасности дома, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях. Мы стараемся, чтобы родители поняли,   что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях на тему «Ребёнок один дома», «Как научить ребёнка правилам пожарной безопасности» и др. с целью информирования о совместной работе и стимулировании их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций на тему «Как вести себя при пожаре», «Караул! Пожар!», «Откуда может прийти беда», с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, мы учитываем, прежде всего,  возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей, стараемся вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, путём познания, а не запретов, стимулируем  активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде,  стараемся внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Оптимальным методом формирования основ безопасности жизнедеятельности в нашем детском саду является игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнём в нашем дошкольном учреждении рассматривается, как составная часть общей воспитательно-образовательной работы.

Знакомство с правилами обращения с огнём продолжается во всех видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением, включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с профессиями спасателей, пожарных, чтение художественной литературы, конструированию, изодеятельности) например: беседы «Злой и добрый огонь», «Электричество в нашем доме и его опасность», проблемные ситуации «Почему случился пожар?», «Что будет, если… поджечь траву, развести костёр?»,конструирование «Пожарная машина»,составление коллажа «Средства пожаротушения». Викторина, как форма игры, имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения, например «Защитим лес от пожара», «Береги свой дом от пожара». При организации викторин особое внимание  обращается на точность формулировок вопросов. Также в целях готовности детей к действиям во время пожара  проводятся разнообразные конкурсы по данной тематике. Это могут быть конкурсы рисунков, стихотворные, музыкальные или спортивные развлечения, например рисование «Огонь – друг, огонь - враг», «Чтобы не было беды», игры-эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые», театрализованная деятельность «Спичка-невеличка». Подобные мероприятия в нашем ДОУ проводятся совместно с родителями, что также привлекает внимание детей.

Большое внимание в своей работе мы уделяем ролевым, дидактическим играм, играм- драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам.

Игра - нормальная и обязательная форма деятельности ребёнка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. В ходе игры детям наглядно объясняют, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем, например «Мы помощники пожарных», «Семья. Отдых на природе». Большая роль отводится дидактическим играм, позволяющим детям  расширить свои противопожарные знания, познакомиться с профессией пожарного, например «Огонь и вода», «Разрешается-запрещается», «Пожароопасные предметы» спортивные игры, развивающие у детей ловкость, смелость, выносливость, решительность, быстроту, такие как, «Огненный дракон», «Кто быстрее?», «Спички в коробке». В своей работе большое внимание мы уделяем художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации, например Б. Житков «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», Н. Пороховник «Малышам об огне». Кроме того,   играют большую роль и вызывают интерес  организация экскурсий в пожарную часть, встречи с работниками МЧС.

Грамотно и интересно организованная работа по пожарной безопасности воспитывает у детей чувство ответственности за своё поведение, формирует убеждение о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должно исходить от всех без исключения взрослых. И только объединив усилия педагогов, родителей, работников МЧС, можно уберечь детей от трагедии.

Литература.

1.Белая К. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М.,2001

2.Прилепко Е. «Пожарная безопасность для дошкольников» М., 2008

3.Шорыгина Т. «Беседы о правилах пожарной безопасности» М., 2008

4 .Шорыгина Т. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет»

   М.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Национально-региональный компонент в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях современного ДОУ

Выступление на VII всероссийской научно-практической педагогической конференции. Этнокультурное образование.Опыт и перспективы....

Сообщение для педагогов «Современные формы работы с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей»

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество,потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьм,...

Создание условий для безопасной жизнедеятельности детей

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно    действовать в той или иной обстановке, по...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...

Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...