Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"
проект по обж (подготовительная группа)

Ольга Михайловна Кжахова

29 апреля 2019 года проходил районный конкурс педагогических проектов где я представляла проект по пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное        

                       Учреждение детский сад «Малыш»

     Тел -2-17-15, Сот 8951-416-94-43, E-mail –olga.kzhakhova@bk.ru

                   Педагогический проект по пожарной безопасности

                                       « Осторожно огонь! »            

                                                    Выполнила:

                                                    Кжахова Ольга Михайловна.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                    Воспитатель МБДОУ детский сад  «Малыш».

                                                    Педагогический стаж -16 лет.

                                                       2019

                                                 Большие Уки

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность проекта……………………………………………………………….3 Цели проекта…………………………………………………………………………4 Задачи………………………………………………………………………………...4 Концепция проекта…………………………………………………………………..4 Принципы реализации проекта……………………………………………………..5

Содержание проекта…………………………………………………………...….5-7

Этапы проекта……………………………………………………………………..7-9

Полученные результаты…………………………………………………………9-10

Материально-техническое обеспечение проекта………………………………...11

Дальнейшее развитие проекта……………………………………………………..12

Литература………………………………………………………………………12-13


 Актуальность : Проблема пожаров остро стоит в нашей стране. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека.  Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Реализация данного проекта предполагает возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной  пожароопасности в нашем регионе, районе.

                                                             3

Цели проекта:

Формирование у детей основ пожарной безопасности.

Вооружение детей представлениями и способностями необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения огня.

 Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

 Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Знать правила поведения на природе, в быту.

 Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

 Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.

 Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.

Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс.

 Концепция проекта:  У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Принципы реализации проекта:

 Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического

                                                          4

и физического развития.

 Принцип взаимодействия «дети – окружающая среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

 Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде, при неосторожном обращении с огнем.  Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

 Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть безопасного поведения в окружающей среде. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасных ситуаций, показывать конкретные безопасные действия выхода из них.

 Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

 Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Содержание проекта:

Сентябрь

 Взаимодействие с родителями:

 1. Анкета для родителей по теме.

 2. Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём».

3. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

4. Беседа «Причины пожара».

                                                           5

5. Игра-драматизация «Кошкин дом».

Октябрь

1.Беседа с детьми и просмотр презентации «Эти предметы таят опасность».

2. Дидактическая игра «Опасно – не опасно».

3. Чтение произведений Б. Житкова «Дым», «Пожар».

4. Проведение опытов, экспериментов:

«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня).

5. Подвижная игра «Огненный дракон».

Ноябрь

1.Обсуждение ситуации «Что делать если …?»

2. Дидактические игры «Служба спасения 01», «Диалоги по телефону».

3.  Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

4.Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар».

5.Чтение поэмы С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Декабрь

1. Беседа «Профессия спасатель» с просмотром презентации.

 2. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

Январь

6

1.Сюжетно-ролевые игры:

 - «Мы – пожарные!»

- «Пожарные спешат на вызов».

3.Дидактическая игра «Что нужно спасателям?»

4.Конкурс детских рисунков «Отважные герои».

Февраль

1.Конкурс стихотворений «Опасные шалости».

2.Викторина «Загадки от Огонька».

3. Сюжетно – ролевая игра «Пожар в лесу».

Март

 1.Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.

 2.Выставка детских рисунков «Не играй с огнём», «Отважные герои».

Этапы проекта:       

1. Подготовительный (август)       

2. Основной (сентябрь-февраль)

3. Заключительный (март)

   

1 этап подготовительный.        

- подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- подбор игр: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные;

7

- подбор материала для проведения опытов и экспериментов;

- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- оформление анкеты для родителей;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап основной.

-беседы с детьми «Причины пожара»,«Эти предметы таят опасность»,

«Профессия спасатель»;

- обсуждение ситуации «Что делать если …?»;

- просмотр презентаций, видеофильмов

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

- игра-драматизация «Кошкин дом»;

- проведение опытов, экспериментов:

«Опасная свеча»;

- детские рисунки на тему: «Отважные герои»;

- чтение художественной литературы Б. Житкова «Дым», «Пожар», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;

-экскурсия по детскому саду;

- встреча с сотрудниками пожарной части;

-конкурс стихотворений «Опасные шалости»;

- викторина «Загадки от Огонька»;

3 этап заключительный.

-выставка детских рисунков «Не играй с огнём», «Отважные герои»,

-презентация брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь».

8

- памятки для родителей;

- отчет воспитателя о реализации проекта.

Полученные результаты:

 У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ,  взаимодействии с пожарными.

 Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

 Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

 У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

   

 Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации;

 При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части.

 При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% детей подготовительной группы, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада.

 Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.

 Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».

 Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.

9

 Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал,

правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила

пожарной безопасности.

 Оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Отважные герои».

 Интеллектуальные викторины, беседы и занятия по пожарной безопасности в группах, инсценировки сказок:

Интеллектуальная викторина: «Опасение – половина спасения».

 НОД на тему «В мире электроприборов».

Инсценировка сказки «Кошкин дом».

 Праздник «Спички – детям не игрушка» с участием отряда пожарной части.

Праздник «Огонь-друг, огонь-враг»

Материально-техническое обеспечение проекта

Лепбук это самодельная интерактивная папка.

Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал.

.Лепбук" по пожарной безопасности направлен на формирование безопасного обращения с огнем, правил поведения при пожаре.

развития восприятия ,внимания , память ,мышление, воображение, речь.

Цель: обучение детей выполнению элементарных правил пожарной безопасности. Развития у них чувства самосохранения.

Задачи лепбука: Расширять знания детей о правилах пожарной безопасности. Познакомить детей с правилами поведения при пожаре средствами пожаротушения. Учить безопасному обращению с бытовыми приборами. Формировать навыки самостоятельности воспитывать ответственное поведение.

10

Лепбук включает в себя следующее:

Пожарный щит,

Дидактическая игра «Знаки пожарной безопасности».

Раскраски пожарные машины.

Стихи.

Пословицы

Загадки

Сказки

Игра домино «Причины пожара»

Игра разложи картинки правильно.

Дидактическая игра «Что нужно пожарному».

Костюмы для сюжетно ролевых игр.

Пожарные машины

Уголок в подготовительной группе «Пожарная безопасность»

Книги

Ноутбук

Диск с мультфильмом

Участники проекта:

Дети подготовительной группы

Родители

Воспитатель

Сотрудники пожарной части №57 с.Большие Уки

11

Дальнейшее развитие проекта

Планирую:

создать центр активности ребенка «Безопасность ребенка во время пожара» во всех возрастных группах.

создать познавательно-информационный уголок безопасности.

проводить тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг».

 изготовить памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых.

изготовить схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара».

выпустить  с детьми стенгазету «С огнём не шути».

Список источников:

Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».

Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

В.А. Степанов «Азбука в загадках».

Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.

Детский сад от А до Я. 2006. №4.

Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008

К. Чуковский «Путаница».

Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

12

 Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».

Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

                                               

               

13

                                                         

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".

Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»...

Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"

По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности....

презентация Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"

проект  по пожарной безопасности,"Осторожно огонь!"...

Педагогический проект по пожарной безопасности "Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!"

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприят...

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

В современной квартире имеется много потенциальных источников пожара: неисправные электроприборы, перегрузка электросети (как правило, она является следствием одновременного включения в одну розетку б...