Педагогический проект по пожарной безопасности "Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!"
проект по обж (подготовительная группа)

Анисимова Татьяна Сергеевна

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Особенно это становится актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей с ОВЗ осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pozharnoy_bezopasnosti_-_kopiya.docx175.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский центр помощи детям «Лучик».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ПУСТЬ ОГОНЬ В СЕРДЦАХ ПЫЛАЕТ,

 А ПОЖАРОВ НЕ БЫВАЕТ.»

                           

                                   

Автор проекта:

                                             Учитель-дефектолог Анисимова Т.С.pozharnaja_bezopasnost.jpg

                                                                         

г. Архангельск

2020

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Сроки реализации: среднесрочный (ноябрь-декабрь)

Участники проектной деятельности: педагоги группы, дети.

Актуальность проекта:

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Особенно это становится актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Первостепенными задачами являются охрана психофизиологического здоровья детей с ОВЗ, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей с ОВЗ осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнём и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Чтобы изменить отношение к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с ОВЗ с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Цель проекта:

формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи проекта:

-формировать у детей с ОВЗ представления о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей;
-познакомить с историей появления электроприборов, учить безопасному обращению с ними;
-формировать чувство повышенной опасности огня; рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам;
-познакомить с правилами поведения во время пожара;
-выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес); формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
-продолжить знакомить детей с ОВЗ с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;
-активизировать словарный запас детей по данной теме;

-развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Планируемый результат:

  • Сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных знаний о правилах пожарной безопасности;
  • Становление готовности детей с ОВЗ самостоятельно или с небольшой помощью решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
  • Пополнить развивающую среду по теме: «Пожарная безопасность».

Обеспечение проектной деятельности:

Для реализации данного проекта в Центре есть все необходимые условия:

-Кадровые ресурсы: учитель-дефектолог, воспитатели.

-Учебно-методические ресурсы: методические пособия, дидактический материал, картотеки игр и упражнений, ЛЭПБУК.

-Технические условия: телевизор в группе, проекционное оборудование.

-Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук.

Мероприятия по реализации проекта:

I этап- подготовительный

1. Беседа с детьми для уточнения представлений о пожарной безопасности и сохранении жизни человека.

2. Подбор методического материала и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

3. Подбор необходимого материала и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

II этап- основной (реализация в образовательной деятельности)

В соответствии с ФГОС ДО, развитие детей должно проходить в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие; 
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.

Для достижения поставленных целей предлагается использовать следующие формы работы с детьми в образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие.

  • Презентация по правилам пожарной безопасности «Откуда появился огонь?» (Цель: дать детям представление о значении огня для людей: о пользе и вреде; познакомить с историей возникновения огня).
  • Беседа «Помощники человека» (Цель: познакомить детей с электроприборами: значение для человека, история возникновения электроприборов, виды, строение).
  • Беседа «Огонь- наш друг, огонь- наш враг!» (Цель: рассказать о причинах возникновения пожаров и о правилах пользования электроприборами, привести примеры пословиц, расширять словарный запас детей).
  • Рассматривание стендов и фотографий о пожаре (Цель: формировать представление детей о пожаре, как опасном явлении; раскрыть значимость труда пожарных; воспитывать интерес и уважение к данной профессии).
  • Видеоэкскурсия в пожарную часть с использованием интернет-ресурсов и проекционного оборудования (Цель: дать детям представление о пожарной части, познакомить с работой пожарных, формировать уважительное отношение к данной профессии, воспитывать нравственные качества и желание помогать людям).
  • Экскурсия по Центру «Знакомство с пожарной сигнализацией и стендами по пожарной безопасности» (Цель: познакомить детей с путями эвакуации в нашем Центре, с различными средствами пожарной безопасности (сигнализации, указатели, схемами эвакуации, огнетушителями, пожарным щитом и др.)
  • Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:

-если в доме что-то загорелось;

-если в квартире много дыма;

-если звучит пожарная сирена

(Цель: учить детей находить выход из проблемных ситуаций совместно с педагогами; знать свои фамилию, имя, домашний адрес; развитие связной речи; логического мышления).

  • Дидактические игры «Раньше и теперь», «Горит – не горит», «Пожароопасные предметы», «Что для чего?», «Что необходимо пожарному?», «Как действовать при пожаре» (Цель: уточнять, систематизировать, обобщать полученные знания о пожарной безопасности, о профессии пожарного).
  • Рассматривание ЛЭПБУКА «Профессии» (Цель: уточнить, систематизировать, закрепить полученные знания о профессии «пожарный» через рассматривание иллюстраций, различных игр и упражнений).
  • Сюжетно-ролевые игры «Мы пожарные», «Спасатели» (Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевые игры; закрепить и систематизировать полученные знания в игре: брать на себя различные роли, действовать в соответствии с заданной ролью; активизировать словарь детей по теме).

2. Познавательное развитие.

Опытническая деятельность:

-«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»;

-«Почему во время пожара часто происходит взрыв»;

-«Огонь дышит»;

-«Водой масло не затушишь»;

-«Пожары загрязняют воздух».

(Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности).

3. Речевое развитие.

  • Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина» (Ц: учить детей составлять короткие рассказы по картинкам, ориентируясь на наглядность и речевой образец педагога; развитие связной речи).
  • Ситуации-общения «Пожары случаются…», «Огонь добрый, огонь злой»; «Эта спичка невеличка», «Электричество в вашем доме» (Ц: учить детей отвечать на вопросы, выражать свои мысли, ориентируясь на речевой образец педагога; развитие связной речи).
  • Работа над чистоговоркой «Жук-пожарник на пожар со всех ножек побежал. — Где пожар? Без паники. Мы — жуки-пожарники» (Цель: упражнять в чётком произношении звука «ж», развитие артикуляции и памяти).

4. Художественно-эстетическое развитие.

  • Чтение литературных произведений: С.Я Маршак «Пожар», Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар в море», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Е. Хоринская «Спички-невелички», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», А. Шевченко «Как ловили угольки», К. И. Чуковский «Путаница» (Цель: познакомить с художественными произведениями; закреплять знания детей о нормах поведения во время пожара, формировать негативное отношение детей к нарушителям правил пожарной безопасности).
  •  Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (Цель: формировать умение оценивать происходящую ситуацию, делать выводы, вызывать сострадание к животным).
  • Прослушивание звуковых дорожек: открывается печная дверца, слышен звук горения дров; сирена пожарной машины; звук пожарной сигнализации (Цель: развивать умение детей соотносить услышанные звуки с источником их возникновения, развитие слухового восприятия).
  • Рисование «Огонь» (Ц: учить детей рисовать огонь красками, передавая особенности в цвете, форме, величине).
  • Рисование «Знаки пожарной безопасности» (Цель: учить детей дорисовывать знаки пожарной безопасности карандашами, передавая особенности; аккуратно раскрашивать).
  • Рисование «Кошкин дом» (Цель: учить детей рисовать героев к сказке «Кошкин дом», передавая особенности животных (кошка, курочка, собачка, лошадка, заяц). Собираем рисунки в книжку «Кошкин дом» (Цель: учить объединять рисунки в единый сюжет, создавая книжку с иллюстрациями).
  • Лепка «Огнетушитель» (Цель: учить детей лепить огнетушитель, передавая особенности формы).
  • Лепка «Пожарная машина» (Цель: закреплять умение использовать различные приемы в лепке для получения определенного результата, воспитывать аккуратность, эстетичность вкуса).
  • Аппликация «Спички-не игрушки» (Цель: учить детей работать в технике «торцевания», аккуратно накладывать часть бумаги на основу, не выходя за контур).
  • Конструирование «Город и пожарная часть» (Цель: создать макет улиц города с пожарной частью совместно с педагогом (дома, машины, люди); учить обыгрывать постройки)
  • Конструирование «Пожарный щит» (Цель: создать модель пожарного щита совместно с педагогом, передавая основные особенности (топор, ведро, багор и др.); учить обыгрывать модель в игре).
  • Конструирование «Пожарная машина» (Цель: учить детей конструировать модель пожарной машины из бросового материала, передавая основные особенности (корпус, кабина, колёса, сирена, лестница и др.); учить обыгрывать модель в игре).
  • Театрализованная деятельность «Кошкин дом» (Цель: учить детей драматизировать сказку, передавать основные эмоции, мимику, повадки животных в сказке; воспитывать интерес к театрализованной деятельности).

5. Физическое развитие.

  • Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем» (Цель: развитие основных движений; физических качеств).
  • Игры – эстафеты: «Кому что нужно», «Чья машина доедет быстрее», «Кошкин дом», «Спасение малыша», «Огонь в очаге», «Огненный дракон», «Вода и дракон» (Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту).
  • Практические тренировки «Будь готов»! (Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку. Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма. В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?) (Цель: отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре) 

III Заключительный этап.

Итогом проделанной работы является:

  • сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» (видео)
  • театрализованная деятельность «Кошкин дом» (видео).

Целью работы является закрепление знаний пожарной безопасности и правил поведение в опасной ситуации в игровой форме. Задачи направленны на развитие понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо всегда и везде.

Таким образом, проведение всех запланированных мероприятий помогло накопить необходимые знания и сформировать представление детей с ограниченными возможностями здоровья о себе, как о субъектах противопожарной безопасности. Дети много узнали о том, как нужно вести себя в быту, как обращаться с электроприборами. Расширен кругозор детей о пожарной безопасности. Улучшилась предметно – развивающая среда: художественной и методической литературой, презентациями о пожарной безопасности, о профессии пожарного. Педагогами группы были изготовлены ЛЭПБУК «Профессии»; атрибуты к игре «Пожарный», «Спасатели»; различные игры и упражнения по теме: «Пожарная безопасность» У детей с ОВЗ сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники приняли активное участие в реализации проекта.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008.

2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий, 2003, 2007.

3. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.

4. Житков Б.С. Что я видел. М.: Эксмо, 2010.

5. Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011.

6. Каминская Н.В. Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду, №2, с.42,2006.

7. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008.

8. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008.

9. Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2010.

10. Маршак С.Я. Пожар. М.: Астрель, 2005.

11. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М.: Детская литература, 1984.

12. Паустовский К.Г. Барсучий нос. М.: Малыш, 1977.

13. Паустовский К.Г. Заячьи лапы. М.: Детская литература, 2010.

14. Пермяк Е. Рассказы. М.: Стрекоза,2010.

15. Пидручная С. Огонь-наш друг, огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006.

16. Пикулева Н. Пожарная безопасность. //Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007.

17. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. Метод. пособие –СПБ.ООО «Издательство «Детство- Пресс».2015-192.

18. Подольный Р. Как человек огонь приручил. М.: Малыш, 1981.

19. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание, №5, с.39, 2006.

20. Толстой Л.Н. Пожарные собаки. М.: Малыш, 1986.

21. Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины. М.: Малыш, 1979.

22. Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок. М.: Малыш, 1975.

23. Чуковский К.И. Путаница. М.: Самовар, 2003.

24. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008

25. Шорыгина Т.А.  Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".

Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»...

Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"

По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности....

Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"

29 апреля 2019 года проходил районный конкурс педагогических проектов где я представляла проект по пожарной безопасности....

презентация Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"

проект  по пожарной безопасности,"Осторожно огонь!"...

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда»

Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованност...