Педагогический проект по пожарной безопасности "Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!"
проект по обж (подготовительная группа)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Особенно это становится актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей с ОВЗ осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский центр помощи детям «Лучик».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«ПУСТЬ ОГОНЬ В СЕРДЦАХ ПЫЛАЕТ,
А ПОЖАРОВ НЕ БЫВАЕТ.»
Автор проекта:
Учитель-дефектолог Анисимова Т.С.
г. Архангельск
2020
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Сроки реализации: среднесрочный (ноябрь-декабрь)
Участники проектной деятельности: педагоги группы, дети.
Актуальность проекта:
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Особенно это становится актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Первостепенными задачами являются охрана психофизиологического здоровья детей с ОВЗ, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей с ОВЗ осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнём и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Чтобы изменить отношение к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с ОВЗ с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Цель проекта:
формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи проекта:
-формировать у детей с ОВЗ представления о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей;
-познакомить с историей появления электроприборов, учить безопасному обращению с ними;
-формировать чувство повышенной опасности огня; рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам;
-познакомить с правилами поведения во время пожара;
-выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес); формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
-продолжить знакомить детей с ОВЗ с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;
-активизировать словарный запас детей по данной теме;
-развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Планируемый результат:
- Сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных знаний о правилах пожарной безопасности;
- Становление готовности детей с ОВЗ самостоятельно или с небольшой помощью решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
- Пополнить развивающую среду по теме: «Пожарная безопасность».
Обеспечение проектной деятельности:
Для реализации данного проекта в Центре есть все необходимые условия:
-Кадровые ресурсы: учитель-дефектолог, воспитатели.
-Учебно-методические ресурсы: методические пособия, дидактический материал, картотеки игр и упражнений, ЛЭПБУК.
-Технические условия: телевизор в группе, проекционное оборудование.
-Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук.
Мероприятия по реализации проекта:
I этап- подготовительный
1. Беседа с детьми для уточнения представлений о пожарной безопасности и сохранении жизни человека.
2. Подбор методического материала и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
3. Подбор необходимого материала и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
II этап- основной (реализация в образовательной деятельности)
В соответствии с ФГОС ДО, развитие детей должно проходить в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Для достижения поставленных целей предлагается использовать следующие формы работы с детьми в образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие.
- Презентация по правилам пожарной безопасности «Откуда появился огонь?» (Цель: дать детям представление о значении огня для людей: о пользе и вреде; познакомить с историей возникновения огня).
- Беседа «Помощники человека» (Цель: познакомить детей с электроприборами: значение для человека, история возникновения электроприборов, виды, строение).
- Беседа «Огонь- наш друг, огонь- наш враг!» (Цель: рассказать о причинах возникновения пожаров и о правилах пользования электроприборами, привести примеры пословиц, расширять словарный запас детей).
- Рассматривание стендов и фотографий о пожаре (Цель: формировать представление детей о пожаре, как опасном явлении; раскрыть значимость труда пожарных; воспитывать интерес и уважение к данной профессии).
- Видеоэкскурсия в пожарную часть с использованием интернет-ресурсов и проекционного оборудования (Цель: дать детям представление о пожарной части, познакомить с работой пожарных, формировать уважительное отношение к данной профессии, воспитывать нравственные качества и желание помогать людям).
- Экскурсия по Центру «Знакомство с пожарной сигнализацией и стендами по пожарной безопасности» (Цель: познакомить детей с путями эвакуации в нашем Центре, с различными средствами пожарной безопасности (сигнализации, указатели, схемами эвакуации, огнетушителями, пожарным щитом и др.)
- Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
-если в доме что-то загорелось;
-если в квартире много дыма;
-если звучит пожарная сирена
(Цель: учить детей находить выход из проблемных ситуаций совместно с педагогами; знать свои фамилию, имя, домашний адрес; развитие связной речи; логического мышления).
- Дидактические игры «Раньше и теперь», «Горит – не горит», «Пожароопасные предметы», «Что для чего?», «Что необходимо пожарному?», «Как действовать при пожаре» (Цель: уточнять, систематизировать, обобщать полученные знания о пожарной безопасности, о профессии пожарного).
- Рассматривание ЛЭПБУКА «Профессии» (Цель: уточнить, систематизировать, закрепить полученные знания о профессии «пожарный» через рассматривание иллюстраций, различных игр и упражнений).
- Сюжетно-ролевые игры «Мы пожарные», «Спасатели» (Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевые игры; закрепить и систематизировать полученные знания в игре: брать на себя различные роли, действовать в соответствии с заданной ролью; активизировать словарь детей по теме).
2. Познавательное развитие.
Опытническая деятельность:
-«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»;
-«Почему во время пожара часто происходит взрыв»;
-«Огонь дышит»;
-«Водой масло не затушишь»;
-«Пожары загрязняют воздух».
(Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности).
3. Речевое развитие.
- Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина» (Ц: учить детей составлять короткие рассказы по картинкам, ориентируясь на наглядность и речевой образец педагога; развитие связной речи).
- Ситуации-общения «Пожары случаются…», «Огонь добрый, огонь злой»; «Эта спичка невеличка», «Электричество в вашем доме» (Ц: учить детей отвечать на вопросы, выражать свои мысли, ориентируясь на речевой образец педагога; развитие связной речи).
- Работа над чистоговоркой «Жук-пожарник на пожар со всех ножек побежал. — Где пожар? Без паники. Мы — жуки-пожарники» (Цель: упражнять в чётком произношении звука «ж», развитие артикуляции и памяти).
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Чтение литературных произведений: С.Я Маршак «Пожар», Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар в море», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Е. Хоринская «Спички-невелички», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», А. Шевченко «Как ловили угольки», К. И. Чуковский «Путаница» (Цель: познакомить с художественными произведениями; закреплять знания детей о нормах поведения во время пожара, формировать негативное отношение детей к нарушителям правил пожарной безопасности).
- Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (Цель: формировать умение оценивать происходящую ситуацию, делать выводы, вызывать сострадание к животным).
- Прослушивание звуковых дорожек: открывается печная дверца, слышен звук горения дров; сирена пожарной машины; звук пожарной сигнализации (Цель: развивать умение детей соотносить услышанные звуки с источником их возникновения, развитие слухового восприятия).
- Рисование «Огонь» (Ц: учить детей рисовать огонь красками, передавая особенности в цвете, форме, величине).
- Рисование «Знаки пожарной безопасности» (Цель: учить детей дорисовывать знаки пожарной безопасности карандашами, передавая особенности; аккуратно раскрашивать).
- Рисование «Кошкин дом» (Цель: учить детей рисовать героев к сказке «Кошкин дом», передавая особенности животных (кошка, курочка, собачка, лошадка, заяц). Собираем рисунки в книжку «Кошкин дом» (Цель: учить объединять рисунки в единый сюжет, создавая книжку с иллюстрациями).
- Лепка «Огнетушитель» (Цель: учить детей лепить огнетушитель, передавая особенности формы).
- Лепка «Пожарная машина» (Цель: закреплять умение использовать различные приемы в лепке для получения определенного результата, воспитывать аккуратность, эстетичность вкуса).
- Аппликация «Спички-не игрушки» (Цель: учить детей работать в технике «торцевания», аккуратно накладывать часть бумаги на основу, не выходя за контур).
- Конструирование «Город и пожарная часть» (Цель: создать макет улиц города с пожарной частью совместно с педагогом (дома, машины, люди); учить обыгрывать постройки)
- Конструирование «Пожарный щит» (Цель: создать модель пожарного щита совместно с педагогом, передавая основные особенности (топор, ведро, багор и др.); учить обыгрывать модель в игре).
- Конструирование «Пожарная машина» (Цель: учить детей конструировать модель пожарной машины из бросового материала, передавая основные особенности (корпус, кабина, колёса, сирена, лестница и др.); учить обыгрывать модель в игре).
- Театрализованная деятельность «Кошкин дом» (Цель: учить детей драматизировать сказку, передавать основные эмоции, мимику, повадки животных в сказке; воспитывать интерес к театрализованной деятельности).
5. Физическое развитие.
- Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем» (Цель: развитие основных движений; физических качеств).
- Игры – эстафеты: «Кому что нужно», «Чья машина доедет быстрее», «Кошкин дом», «Спасение малыша», «Огонь в очаге», «Огненный дракон», «Вода и дракон» (Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту).
- Практические тренировки «Будь готов»! (Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку. Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма. В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?) (Цель: отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре)
III Заключительный этап.
Итогом проделанной работы является:
- сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» (видео)
- театрализованная деятельность «Кошкин дом» (видео).
Целью работы является закрепление знаний пожарной безопасности и правил поведение в опасной ситуации в игровой форме. Задачи направленны на развитие понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо всегда и везде.
Таким образом, проведение всех запланированных мероприятий помогло накопить необходимые знания и сформировать представление детей с ограниченными возможностями здоровья о себе, как о субъектах противопожарной безопасности. Дети много узнали о том, как нужно вести себя в быту, как обращаться с электроприборами. Расширен кругозор детей о пожарной безопасности. Улучшилась предметно – развивающая среда: художественной и методической литературой, презентациями о пожарной безопасности, о профессии пожарного. Педагогами группы были изготовлены ЛЭПБУК «Профессии»; атрибуты к игре «Пожарный», «Спасатели»; различные игры и упражнения по теме: «Пожарная безопасность» У детей с ОВЗ сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008.
2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий, 2003, 2007.
3. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.
4. Житков Б.С. Что я видел. М.: Эксмо, 2010.
5. Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011.
6. Каминская Н.В. Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду, №2, с.42,2006.
7. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008.
8. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008.
9. Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2010.
10. Маршак С.Я. Пожар. М.: Астрель, 2005.
11. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М.: Детская литература, 1984.
12. Паустовский К.Г. Барсучий нос. М.: Малыш, 1977.
13. Паустовский К.Г. Заячьи лапы. М.: Детская литература, 2010.
14. Пермяк Е. Рассказы. М.: Стрекоза,2010.
15. Пидручная С. Огонь-наш друг, огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006.
16. Пикулева Н. Пожарная безопасность. //Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007.
17. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. Метод. пособие –СПБ.ООО «Издательство «Детство- Пресс».2015-192.
18. Подольный Р. Как человек огонь приручил. М.: Малыш, 1981.
19. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание, №5, с.39, 2006.
20. Толстой Л.Н. Пожарные собаки. М.: Малыш, 1986.
21. Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины. М.: Малыш, 1979.
22. Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок. М.: Малыш, 1975.
23. Чуковский К.И. Путаница. М.: Самовар, 2003.
24. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008
25. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-241709-1610036349.jpg)
Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".
Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983679-1512733031.jpg)
Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!
Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079085-1541587903.jpg)
Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»
Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-920047-1712501369.jpg)
Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192570-1574701800.jpg)
Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"
29 апреля 2019 года проходил районный конкурс педагогических проектов где я представляла проект по пожарной безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192570-1574701800.jpg)
презентация Педагогический проект по пожарной безопасности "Осторожно огонь!"
проект по пожарной безопасности,"Осторожно огонь!"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-91262-1663515006.jpg)
Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда»
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованност...