Моделирование изучаемых объектов и явлений.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Родина Наталия Владимировна

Материал позволит педагогом через метод моделирования познакомить детей с круговоротом воды в природе и с механизмом возникновения родника.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование изучаемых объектов и явлений»

Название: «Удивительные превращение воды»

Дата проведения: 06.11.2015г.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Количество участников:1 взрослый, 8 детей

Цели: через создание моделей «круговорот воды в природе», «возникновение родника» расширить представления детей о процессах, происходящих с водой в природе.

Задачи: 

Обучающие. Формирование представлений о нагревании, охлаждении волы.  Закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Развитие способностей к преобразованию.

Развивающие. Развивать мышление, внимание, память, познавательно-исследовательские способности детей через экспериментирование и познавательную деятельность.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения и общения, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей природе.

Дети проявляют познавательный интерес и бережное отношение к окружающей среде.

Учебно-методический комплект: схема «круговорот воды в природе»,

 предметы для экспериментирования.

Средства:

  • наглядные: схема круговорота воды в природе; схема слоев почвы; видео фильм о роднике, слайды с изображением родника, модель круговорота воды в природе; модель формирование родника.
  • литературные: стихотворение, загадка оборудование: мольберт, схема круговорота воды в природе, схема слоев почвы, макет для круговорота воды в природе, основа для макета «Подземный родник»; песок, камни, торф, глина в стаканчиках. Альбом для фиксирования результатов эксперимента, фотоаппарат.

Диагностический инструментарий.

Диагностика проводится через наблюдение.

  1. Ребенок проявляет интерес на всех этапах деятельности.
  2. Дети самостоятельно анализируют деятельность, выражают собственные суждения, делают выводы.
  3. Ребенок активно участвовал в процессе:

- задает вопросы;

- делает выводы;

- высказывается по теме обсуждения;

- рассуждает.

  1. Ребенок имеет представление о процессе нагревания, охлаждения и испарения.
  2. Ребенок способен действовать по инструкции воспитателя.
  3. Ребенок расширил активный словарь словами: круговорот воды в природе, формирование, модель.

Этапы совместной деятельность

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Целеполагание

Мотивация на совместную деятельность

Дети кто из вас знает, кто такие ученые и чем они занимаются?

Наверное, быть ученым это очень интересно.

Вы бы хотели бы попробовать стать учеными и изучать разные объекты и явления?

Дети делятся своими знаниями о деятельности ученых

Берут на себя роль ученого.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Организационный

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, Эмоциональный настрой

Ученые изучают разные интересные явления, а мы попробуем сегодня с вами изучить различные превращения.

Какие превращения вы можете назвать?

Ставим цель.

Сегодня я вам предлагаю  для исследования  одно превращение. А вот какое, попробуйте угадать сами, внимательно послушав  стихотворение.

Я веселая вода

Я бегу туда-сюда.

Я и в ванне, и в реке,

И в близи, и вдалеке.

Превращаюсь в пар и лед, а могу наоборот!

Как вы думаете вода хвастается или на самом деле может превращаться в пар и лед?

Дети отвечают на вопросы педагога

Договаривают

Перечисляют  

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.

Дети вспоминают разнообразные превращения (яйцо-цыплёнок; лист бумаги-самолет, кусок глины –кувшин и т.д.)

Содержательный

 Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Давайте пройдем в нашу лабораторию и изучим это явление.

Как вы думаете, что случится с водой если воду нагреть на плите, на солнце или на огне?

-Над водой будет виден пар.  (педагог кипятит чайник, дети наблюдают за поднимающимся паром). Наблюдают вместе с детьми за паром.

А вот если он будет подниматься вверх все выше и выше, то что с ним будет? Куда он денется, во что превратится?

Педагог подытоживает суждения детей.

-Облака тоже получаются из пара.

Педагог загадывает загадку.

«Дождик вдруг полил из тучки

И накапал нам на ручки.              

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?»

Инициирует поиск ответов на вопросы.

Вода испаряется –превращается в пар, пар поднимается наверх и образуется облачко, облако остывает, пар предрешается в воду и из облака начинает капать  дождь.

Кто из вас сможет догадаться где чаще всего мы можем наблюдать данное явление.

Инициируем к общему обсуждению

В научном мире - это явление  называется круговорот воды в природе.

Проявляют интерес к данному явлению

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.

Выражают собственные суждения

Отгадывают загадку

Поощряет детей к высказыванию;

Инициирует общее обсуждение;

Обобщение знаний о свойствах воды.

Развитие познавательных способностей.

Практический

В нашей лаборатории есть  макет круговорота воды в природе и мы сейчас сможем это явление пронаблюдать .

 Стимулирует любознательность, интерес;

Производит необходимые манипуляции (действия с макетом: наливает кипяток в поддон макета, закрывает крышку, для более ускоренного охлаждения конденсата , наливаем на поверхность крышки холодную воду, снимает крышку и брызгает водой на детей) демонстрирует результат.C:\Users\Юлия\Desktop\конкурсы 2015-16\К.ВОДА\IMG_20151117_150835.jpg

Понравилось вам работать с макетом? Было интересно? Что нового вы узнали о свойствах воды?

Опыты

Выстраивают порядок и последовательность действий

Выполняют действие в соответствии с установленными требованиями.

Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога.

наблюдают за преобразованием

Дети фиксируют получившиеся результаты.

Знания о свойствах воды.

развитие познавательного интереса.

Игра малой подвижности

Проводиться игра малой подвижности «Превращение воды». Воспитатель говорит слова:

Летом все в воде играют,

Летом вся вода журчит!

А зимою застывает,

А зимой вода молчит.

Ну-ка кто меня поймет,

Превращается вода в лед.

Скоро к нам тепло придет

И в реке растает лед.

Дети выполняют игровые движения:

Имитируют плавание;

выполняют руками волнообразные движения;

подносят указательный палец к рту;

руки разводят в сторону и замирают;

выполняют руками волнообразные движения.

Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка

Новое знание, расширение активного словаря (смоделируем)

-Мы с вами смоделировали круговорот воды в природе и пронаблюдали за этим.

Скажите мне, когда идет сильный дождь, и Вода скапливается в лужи на асфальте и потом испаряется, а если она попадает на землю, а дождь все продолжает лить, куда она исчезает, во что под землей превращается вода?

Поощряет детей к высказыванию; инициирует общее обсуждение;

Как выдающиеся ученые вы бы хотели проверить данные предположение?

В нашей лаборатории мы сейчас смоделируем слои почвы и зальем их водой и сможем увидеть, как формируется (рождается) родник.

согласовывает с детьми действия, их последовательность;

способствует групповой работе детей;

Совместно с детьми педагог изготавливает модель организует; поддерживает; советует; предоставляет возможность для сотрудничества детей;

-Наш макет готов и сейчас мы его зальем водой. Как вы думаете: что будет происходить с водой? Какие слои почвы она пройдет? Где остановится? Ваши предположения.

C:\Users\Юлия\Desktop\конкурсы 2015-16\К.ВОДА\вода\DSC07203.JPG

Воспитатель заливает почву водой. «Формируется родник» -совместно наблюдают.

Высказывания, рассуждения детей.

Участвуют в групповых действиях

Выражают собственные мысли;

Осваивают последовательность действий

Наблюдают за происходящим.

Фиксируют результаты.

Выполняют действия по образцу взрослого, по инструкции взрослого;

используют материалы, которые можно применить для изготовления модели родника; располагают предметы в определенном порядке; дети совместно с педагогом изготавливают действующий макет родника.

Дети фируют результаты.

Актуализирует знание детей о слоях почвы и возможности формирования родника.

Знаний о свойствах воды и слоях почвы, которые получили в результате экспериментальной деятельности.

Умение работать сообща, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

Рефлексия

(контроль, оценка)

Принцип открытости

Задает вопросы:

Где вы сегодня побывали?

Что нового вы узнали?

Кто узнал что-то новое для себя?

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось больше всего?

Что бы вы хотели узнать еще, о свойствах воды?

Вы хотите поделиться новыми знаниями со своими близкими и друзьями?

Мы здорово потрудились как ученые сделали для себя несколько открытий.

Рассказывают о событиях

Делятся впечатлениями

Представить результат познавательнойдеятельности.

Познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и уточнения имеющихся у детей представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью сканвордов

Одним из способов развить познавательную активность дошкольников является разгадывание сканвордов, которые могут, так же использоваться для закрепления и уточнения имеющихся у детей представлени...

Авторское методическое пособие "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ"

В данном пособии представлены циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей от 3 до 7 лет....

Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности

   Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...

Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой

Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой...

Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников

Картотека направлена на формирование экологических представлений у дошкольников...