" Знакомство с Электричеством"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Иванченко Марина Николаевна

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  на тему:

«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

с использованием цифровой лаборатории   «В гостях у Наураши»

Цель.

Знакомство детей с электричеством посредством опытно-экспериментальной

деятельности.

Задачи.

Закрепить знание о происхождении электричества.

Узнать правила получения статического электричества.

Дать понятие детям того, что электричество присутствует во многих

предметах, в том числе во фруктах.

Объяснить, почему горит лампочка.

Объяснить работу батареек.

Дать детям возможность проведения опытов с электричеством.

Расширять кругозор детей, прививать любовь к науке.

Оборудование.

-цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша»;

-пластмассовые палочки на каждого ребенка, шерстяные тряпочки;

-презентация, ноутбук, телевизор.

В цифровой лаборатории.

- демонстрационный материал (датчик – божья коровка, лампочки, комплект

батареек)

- на столах у каждого ребенка в тарелочке: яблоко, картошка, лимон. На

салфетке – батарейка.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Электричество»,

«Электроприборы»; рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы «Мое величество чудо электричество» Василий Стручков.

Дидактическая игра «Что за слово спряталось». Рассматривание

иллюстраций, просмотр видеофильмов. Уроки тетушки совы (безопасность).

Ход занятия.

1 часть.

–Я принесла в эту комнату часы, чтобы нам с вами было удобно заниматься,

и мы не могли пропустить другие важные дела.

– Но что-то они, по-моему, не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка

стоит на месте. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения:

нет батарейки, села батарейка и т.д.

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем

поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали.

Послушайте. Тикают?

– Как вы думаете, почему часы стали тикать?

– Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический

ток, и часы заработали.

– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в

батарейках? Как вы думаете?

– Это электричество.

– А что такое электричество. Давайте поговорим

III. Беседа об электричестве.

– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы

работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода,

а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте

послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.

Усаживайтесь удобнее на стульчики.

Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент

мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа

безопасности».

– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким

предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки,

выключатели, провода и т. д.)

– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается

на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

Показ слайдов (Электростанция, линия электропередач)

Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома?

Дети: С электростанции.

Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?

Дети: По проводам.

Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?

Дети: В розетках, электрощитах.

Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?

Дети: Ток увидеть нельзя.

Воспитатель: Опасно ли для жизни, такое электричество?

2 часть.

Дети, мне на телефон пришло звуковое письмо.

На экране телевизора появляется Наураша. Слайд 5

Воспитатель: Ребята это Наураша. Но почему у него такой растрепанный

вид?

Давайте послушаем письмо, может там – разгадка?

Письмо: Здравствуйте ребята. Я собирался к вам в гости и стал

причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться.

Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю,

тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться,

почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы

они снова стали меня слушаться.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с волосами Электроника?

(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).

Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?

(Дети выдвигают гипотезы. Это может быть и компьютер, и могут спросить у

взрослых и. т. д)

Воспитатель: Я предлагаю коллеги, пройти в нашу лабораторию и

разобраться, почему у Электроника такие волосы.  

Опыт №1

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю провести опыт. У вас на столах

лежат пластмассовые палочки, а в тарелочках конфетти. Потрите палочки

шерстяной тряпочкой и поднесите к конфетти. Что произошло?

Дети: Конфетти прилипли к палочке.

Воспитатель: Кто может объяснить?  

(Дети выдвигают предположения)

Воспитатель: После того, как вы потерли палочку шерстяным материалом,

там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим.

Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой.

Но это происходит не со всеми предметами. Так произошло и с

Электроником. После того, как он расчесался расческой, то есть потер

расческой о волосы, там образовалось электричество.

Воспитатель: Как же помочь Электронику избавиться от статического

электричества?

(Дети выдвигают предположения)

Опыт №2

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю протереть палочки влажной

тряпочкой, после чего поднести к бумаге на подносах, что мы наблюдаем?

Дети: Бумага не прилипает к расческе.

Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь Электронику

прогнать статическое электричество.

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо намочить расческу,

перед тем, как расчесаться.

Воспитатель: Как вы думаете в природе можно встретить статическое

электричество?

(Дети выдвигают предположения)

Дети: Во время грозы.

Воспитатель: Гроза опасна для человека?

Дети: Гроза опасна для человека.

Воспитатель: Совершенно верно, статическое электричество не всегда

бывает безопасным.

3 часть

Воспитатель: Дети, чтобы узнать, где еще можно встретить электричество, я

приглашаю вас к Наураше в его лабораторию.

(Дети идут в лабораторию к Наураше)

Воспитатель: Прежде, чем мы войдем в лабораторию, надо постучаться и

узнать, сможет ли Электроник нас принять, может он занят.

(воспитатель заходит, готовит аппаратуру для продолжения занятия)

Приглашает детей пройти в лабораторию.

Воспитатель: Мы находимся в научной лаборатории.

Вы уже долго работали, проводили опыты, поэтому предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

У сотрудников науки

Много дел им не до скуки

Нужно вычислить расчет, (загибают пальчики)

Чтоб взлете ввысь самолет. (Изображают самолет)

Чтобы лодка не тонула (Изображают лодку)

И не съела нас акула, (Показывают акулу)

Чтоб дома наши стояли (Руки над головой – крыша)

И земля нас удержала. (Приседают)

Воспитатель: Прошу всех занять места за лабораторными столами.

-Сейчас Наураша еще раз напомнит нам, что же такое электричество, а затем

мы проведем несколько опытов.

Воспитатель подключает датчик для работы.

1. Рассказ Электроника об электричестве.

Опыты по определению электричества.

2. Опыт – электрояблоко (вызвать 2 детей)

Дети подсоединяют датчик к яблоку и смотрят на реакцию на интерактивной

доске.

3. Опыт – электролимон (вызвать 2 детей)

Дети подсоединяют датчик к лимону и смотрят на реакцию на интерактивной

доске.

4. Опыт – Электрокартошка (вызвать 2 детей)

Дети подсоединяют датчик к картошке и смотрят на реакцию на

интерактивной доске.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод, где больше электричества?

5. Опыт. Почему горит лампочка.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

- В батарейках тоже есть электричество

6. Опыт. Хорошая или плохая батарейка (вызвать 2 детей)

Дети выходят по очереди парами присоединяют разные полюса к лампочке.

(Если лампочка горит – значит батарейка хорошая, и наоборот).

Итог занятия.

-Где и у кого мы были в гостях?

-Что нового узнали об электричестве?

-Хотели бы вы еще побывать в цифровой лаборатории?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ООД «Знакомство детей с электричеством и электроприборами» (средняя группа)

  КОНСПЕКТ НОД  «Знакомство детей с электричеством и электроприборами»    (средняя группа) ...

Беседа с детьми старшей группы:«Знакомство с электричеством»

Электрический ток поступает в наши дома со специальных станций, по проводам. Он заставляет работать самые разные электрические приборы, которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представит...

Проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью»

Цель:  формирование представлений у детей об электричестве и правилах электробезопасности.  Задачи:Познакомить детей с электричеством.Закреплять знания об электроприборах.Закреплять правила ...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Знакомство с электричеством»

Цель: Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей Тема: «Знакомство с электричеством»

Цель занятия:  способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.Задачи: Образовательные: - обобщить и расширить знания детей о...

Конспект занятия по реализации модуля познавательное развитие "Знакомство с электричеством".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения...