Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»
Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.
Задачи:
Образовательные задачи :
Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку
Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;
Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
Развивающие задачи:
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;
Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».
Материалы и оборудование:
Презентация по теме «Знакомство с электричеством», карточки для дидактической игры, колпачки волшебников, свечи, керосиновая лампа, лампочка, музыкальное сопровождение.
Для проведения опытов: надувные шарики, хлопья геркулеса, пластиковые трубочки, гномики – карточки, шерстяная материя, лампочки светодиодные, батарейки.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение.
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;
Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают полукругом.
-В. Ребята, я так рада вас всех видеть, что с моего лица не сходит улыбка. (музыка «от улыбки станет всем светлей») И я хочу, чтобы вы тоже улыбнулись. У меня есть волшебный клубочек, когда мы начнем его распутывать, каждому из вас достанется веселая улыбочка.
(Дети вместе с воспитателем разматывают клубок и видят улыбки. Каждому достается по одной.)
-В. Эти улыбки подарят всем хорошее настроение на весь день, а если станет грустно, можно приложить к губам и опять вернется отличное настроение.
-А теперь я предлагаю сесть всем на стульчики.
Слышатся торопливые шаги. –Ой беда, беда… Ааааа (входит Леший, который держит в руках листочек бумаги, другой держится за голову.)
-Леший- Беда, беда в нашем лесу беда (кружится на месте)
В- Подожди, подожди, остановись наконец!Здравствуй дедушка Леший, расскажи что же такое случилось в твоем лесу?
Леший- Беда случилась!
В. - Ну, что за беда, расскажи нам, может мы сможем помочь тебе.
Леший- А вот что скоро случится! Передает листочек с объявлением воспитателю.
В. – «Уважаемые жители леса! В вашем лесу весной будет проводиться электричество. В лесу можно будет гулять вечером, как днем! Под каждым кустом, под каждым пнем станет светло. Свет в каждую берлогу и норку!»
В. – Ну и что же тебя так расстроило? Ведь электричество очень облегчает жизнь!
Леший- Может и облегчает, но я его боюсь, оно опасное, пожар может случится.
В. – Ты не переживай, успокойся. Присаживайся к ребятам и я расскажу тебе о том, что же такое электричество и электрический ток. Как оно помогает человеку, конечно если соблюдать все правила безопасности. Приготовься слушать и запоминать.
В. – Мы живем с вами в век, когда жизнь каждого человека зависит от технических открытий и достижений. В нашей жизни все взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит есть тепло и свет в наших домах, значит работают все электроприборы. И сейчас можно смело сказать – есть электричество – есть жизнь!
Очень давно, первобытные люди умели только добывать пищу и воду. Источником света и тепла был огонь. Древние люди разжигали огонь трением древесины, получалась искра, а от нее и огонь. Огонь давал тепло и свет. (слайд 1. Первобытные люди у костра)
Мы с вами можем тоже представить себя первобытными людьми и попробовать добыть огонь с помощью трения древесины.
Костер горел в середине пещеры, но не мог осветить всю. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные уголки пещеры. Как вы думаете, как называлась эта палка? (Факел)
(слайд 2 факел)
В. – Ребята, как вы думаете, это было удобно? Не опасно? (ответы детей) Конечно это было и не удобно и опасно.
Время шло, люди перестали жить в пещерах и совершенствовали свои жилища, стали строить избы. Но освещать избу с помощью костра и факела очень опасно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки, так получали лучину
.(слайд 3. Лучина и светец)
Лучину ставили на специальную подставку – светец, под ним корыто с водой. Чтобы искры не падали на пол. Но все равно, пожары случались очень часто, да и света от нее было не много.
В. – Более двух тысяч лет назад появились первые свечи, которые заменили лучину. Сначала их делали из камыша, его вымачивали в растопленном сале, а уже позже стали делать восковые и парафиновые свечи.
(слайд 4. Свеча)
У меня есть свеча, и я покажу вам ее сейчас.
В. – на смену свече, пришла керосиновая лампа (слайд 5. Керосиновая лампа) Показ лампы. В такую лампу заливалась специальная горючая жидкость – керосин. Такие лампы были разные и настольные и подвесные Но люди продолжали искать новые способы удобного освещения.
А вот что пришло на смену керосиновой лампе. Вы узнаете отгадав загадку.
-Дом – стеклянный пузырек
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется (лампочка)
Показ лампочки. (слайд 6. Лампочка)
Да, это лампочка, она была такой удобной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечами и керосиновыми лампами.
У меня есть еще одна загадка, из нее вы узнаете почему горит лампочка.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … электричество!
По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, проходит и приходит в наши дома, магазины, больницы электрический ток, помощник человека.
(слайд 7 Электричество)
Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Он похож на реку, только течет не вода, а маленькие частицы – электроны.
Давайте сейчас немного поиграем. Игра «Ток бежит по проводам»
Дети встают в круг и вместе со словами передают мячик все быстрее и быстрее. Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
В. – Современному человеку необходимо электричество, для работы транспорта, магазинов, заводов, школ, детских садов. В каждом доме есть электроприборы. Может быть, кто- то из вас знает загадки об электроприборах.
(Несколько детей загадывают загадки)
-Полюбуйся, посмотри, Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет! (холодильник)
-После стирки, у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь, Он горячий как огонь! (утюг)
-Существо живет в квартире,
Нет его чудесней в мире,
Потому что до сих пор
Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)
-Вот так дом: Одно окно,
Каждый день В окне—кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь — обыкновенная.
( Ответ: Телевизор)
-Загудела, зажужжала,
Постирала и отжала,
Стали чистыми рубашки
И пижамы и тельняшки (стиральная Машина)
- Какие вы молодцы!
(слайд 8. Электроприборы)
- Как здорово у нас получилось А теперь я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди пару». На экране я буду показывать старинные предметы, а вы выберете у себя на столе, на карточках современный электрический прибор к нему.
(слайд 9. Приборы)
Веник- пылесос
Свеча – лампочка
Русская печь- электроплита
Самовар – чайник
Венчик- миксер
Погреб – холодильник
Все эти приборы помощники человека, но они могут быть опасными. Давайте повторим правила по безопасному использованию электрических приборов. (нельзя вставлять в розетку различные предметы. Нельзя оставлять приборы без присмотра включенными, нельзя трогать провода, без взрослых включать эти приборы и т. д (Слайд 10. Правила безопасности)
В. -Дедушка Леший, слушай все внимательно и запоминай эти правила
А сейчас, я предлагаю сделать разминку вместе с дедушкой Лешим. (Музыка фиксики–помогатор)
Но есть электричество, которое не опасно, и если его вдруг поймать, то с ним можно даже поиграть!
Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловит электричество. Сейчас мы закроем глаза и будем очень медленно произносить волшебные слова. Закрываем глаза и повторяем 1 2 3 4 5 хотим волшебниками стать! (воспитатель раскладывает колпачки волшебников) (Звучит волшебная музыка)
Опыт№ 1. Шарик и геркулес.
Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? Ничего не произошло. Теперь, потрем шарик о волосы и медленно опустим на тарелку. Что же происходит? Геркулес притянулся к шарику, потому что на нем появилось электричество из волос. Вывод: в волосах есть электричество.
Опыт № 2
На столах у вас лежат пластмассовые трубочки, прикоснитесь ими к бороде гномика. Что происходит? Ничего. А теперь возьмите кусочек шерстяной ткани и потрите палочку. Теперь прикоснитесь к бороде. Что произошло, волосы стали подниматься. Палочки стали электрическими и притянули бумажные волосы. А как они стали электрическими? Мы натерли их шерстяной тканью. Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт № 3
У меня есть лампочка, но она не горит, как можно ее зажечь? Да, с помощью батарейки. Я беру батарейку и прикладываю к ней лампочку и о, чудо она зажигается!
Вывод: в батарейке тоже живет электричество.
В. -Как здорово у нас с вами все получилось. Дедушка Леший,я надеюсь ты понял, что электричество при правильном использовании совсем не опасно, а очень полезно и во всем помогает человеку.
Леший- Да, я старался все запомнить и теперь уж точно не буду бояться. Ребята, я с вами прощаюсь и побегу скорее в лес, рассказать о своих новых знаниях своим лесным друзьям.
В. -Ребята, вы сегодня узнали очень много нового и интересного, мы вместе вспомнили какие электроприборы окружают нас в быту, повторили правила безопасности при их использовании.
Вы побывали волшебниками, сами провели опыты и узнали что есть не опасное электричество. Вы все большие молодцы! Мне очень приятно было с вами работать! Скажите, а что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Я хочу подарить вам воздушные шарики, которые вместе с улыбками будут создавать вам хорошее настроение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают полукругом.
-В. Ребята, я так рада вас всех видеть, что с моего лица не сходит улыбка. ( музыка «от улыбки станет всем светлей») И я хочу, чтобы вы тоже улыбнулись. У меня есть волшебный клубочек, когда мы начнем его распутывать, каждому из вас достанется веселая улыбочка.
(Дети вместе с воспитателем разматывают клубок и видят улыбки. Каждому достается по одной.)
-В. Эти улыбки подарят всем хорошее настроение на весь день, а если станет грустно, можно приложить к губам и опять вернется отличное настроение.
-А теперь я предлагаю сесть всем на стульчики.
Слышатся торопливые шаги. –Ой беда, беда… Ааааа ( входит Леший, который держит в руках листочек бумаги, другой держится за голову.)
-Леший- Беда, беда в нашем лесу беда!( кружится на месте)
В- Подожди, подожди, остановись наконец !Здравствуй дедушка Леший, расскажи что же такое случилось в твоем лесу?
Леший- Беда случилась!
В.- Ну, что за беда, расскажи нам, может мы сможем помочь тебе.
Леший- А вот что скоро случится! Передает листочек с обьявлением воспитателю.
В. – « Уважаемые жители леса! В вашем лесу весной будет проводиться электричество. В лесу можно будет гулять вечером, как днем! Под каждым кустом, под каждым пнем станет светло. Свет в каждую берлогу и норку!»
В. – Ну и что же тебя так расстроило? Ведь электричество очень облегчает жизнь!
Леший- Может и облегчает, но я его боюсь, оно опасное, пожар может случится.
В. – Ты не переживай, успокойся. Присаживайся к ребятам и я расскажу тебе о том, что же такое электричество и электрический ток. Как оно помогает человеку, конечно если соблюдать все правила безопасности. Приготовься слушать и запоминать.
В. – Мы живем с вами в век, когда жизнь каждого человека зависит от технических открытий и достижений. В нашей жизни все взаимосвязано. Есть электроэнергия,Значит есть тепло и свет в наших домах, значит работают все электроприборы. И сейчас можно смело сказать – есть электричество – есть жизнь!
Очень давно, первобытные люди умели только добывать пищу и воду. Источником света и тепла был огонь. Древние люди разжигали огонь трением древесины, получалась искра, а от нее и огонь. Огонь давал тепло и свет. ( слайд 1 . Первобытные люди у костра)
Мы с вами можем тоже представить себя первобытными людьми и попробовать добыть огонь с помощью трения древесины.
Костер горел в середине пещеры, но не мог осветить всю. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные уголки пещеры. Как вы думаете, как называлась эта палка? (Факел )
( слайд 2 факел)
В. – Ребята, как вы думаете, это было удобно? Не опасно? (ответы детей) Конечно это было и не удобно и опасно.
Время шло, люди перестали жить в пещерах и совершенствовали свои жилища, стали строить избы. Но освещать избу с помощью костра и факела очень опасно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки, так получали лучину
.(слайд 3. Лучина и светец)
Лучину ставили на специальную подставку – светец, под ним корыто с водой. Чтобы искры не падали на пол. Но все равно, пожары случались очень часто, да и света от нее было не много.
В. – Более двух тысяч лет назад появились первые свечи, которые заменили лучину. Сначала их делали из камыша, его вымачивали в растопленном сале, а уже позже стали делать восковые и парафиновые свечи.
(слайд 4. Свеча)
У меня есть свеча, и я покажу вам ее сейчас.
В. – на смену свече, пришла керосиновая лампа (слайд 5. Керосиновая лампа) Показ лампы. В такую лампу заливалась специальная горючая жидкость – керосин. Такие лампы были разные и настольные и подвесные Но люди продолжали искать новые способы удобного освещения..
А вот что пришло на смену керосиновой лампе. Вы узнаете отгадав загадку.
-Дом – стеклянный пузырек
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется (лампочка)
Показ лампочки. (слайд 6. Лампочка)
Да, это лампочка, она была такой удобной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечами и керосиновыми лампами.
У меня есть еще одна загадка, из нее вы узнаете почему горит лампочка.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … электричество!
По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, проходит и приходит в наши дома, магазины, больницы электрический ток, помощник человека.
(слайд 7 Электричество)
Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Он похож на реку, только течет не вода, а маленькие частицы – электроны.
Давайте сейчас немного поиграем. Игра « Ток бежит по проводам»
Дети встают в круг и вместе со словами передают мячик все быстрее и быстрее. Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
В. – Современному человеку необходимо электричество, для работы транспорта, магазинов, заводов, школ, детских садов. В каждом доме есть электроприборы. Может быть, кто- то из вас знает загадки об электроприборах.
( Несколько детей загадывают загадки)
-Полюбуйся, посмотри, Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет! ( холодильник)
-После стирки, у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь, Он горячий как огонь! ( утюг)
-Существо живет в квартире,
Нет его чудесней в мире,
Потому что до сих пор
Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)
-Вот так дом: Одно окно,
Каждый день В окне—кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь — обыкновенная.
(Ответ: Телевизор)
-Загудела, зажужжала,
Постирала и отжала,
Стали чистыми рубашки
И пижамы и тельняшки ( стиральная Машина)
- Какие вы молодцы!
(слайд 8. Электроприборы)
- Как здорово у нас получилось А теперь я хочу предложить вам поиграть в игру « Найди пару» . На экране я буду показывать старинные предметы, а вы выберете у себя на столе, на карточках современный электрический прибор к нему.
(слайд 9. Приборы)
Веник- пылесос
Свеча – лампочка
Русская печь- электроплита
Самовар – чайник
Венчик- миксер
Погреб – холодильник
Все эти приборы помощники человека, но они могут быть опасными. Давайте повторим правила по безопасному использованию электрических приборов. ( нельзя вставлять в розетку различные предметы. Нельзя оставлять приборы без присмотра включенными, нельзя трогать провода, без взрослых включать эти приборы и т.д ( Слайд 10. Правила безопасности)
В.-Дедушка Леший, слушай все внимательно и запоминай эти правила
А сейчас, я предлагаю сделать разминку вместе с дедушкой Лешим. (Музыка фиксики–помогатор)
Но есть электричество, которое не опасно, и если его вдруг поймать, то с ним можно даже поиграть!
Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловит электричество. Сейчас мы закроем глаза и будем очень медленно произносить волшебные слова. Закрываем глаза и повторяем 1 2 3 4 5 хотим волшебниками стать! ( воспитатель раскладывает колпачки волшебников) (Звучит волшебная музыка)
Опыт№ 1. Шарик и геркулес.
Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? Ничего не произошло. Теперь, потрем шарик о волосы и медленно опустим на тарелку. Что же происходит? Геркулес притянулся к шарику, потому что на нем появилось электричество из волос. Вывод: в волосах есть электричество.
Опыт № 2
На столах у вас лежат пластмассовые трубочки, прикоснитесь ими к бороде гномика. Что происходит? Ничего. А теперь возьмите кусочек шерстяной ткани и потрите палочку. Теперь прикоснитесь к бороде. Что произошло, волосы стали подниматься. Палочки стали электрическими и притянули бумажные волосы. А как они стали электрическими? Мы натерли их шерстяной тканью. Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт № 3
У меня есть лампочка, но она не горит, как можно ее зажечь? Да, с помощью батарейки. Я беру батарейку и прикладываю к ней лампочку и о, чудо она зажигается!
Вывод: в батарейке тоже живет электричество.
В.-Как здорово у нас с вами все получилось . Дедушка Леший,я надеюсь ты понял, что электричество при правильном использовании совсем не опасно, а очень полезно и во всем помогает человеку.
Леший- Да, я старался все запомнить и теперь уж точно не буду бояться. Ребята, я с вами прощаюсь и побегу скорее в лес, рассказать о своих новых знаниях своим лесным друзьям.
В.-Ребята, вы сегодня узнали очень много нового и интересного, мы вместе вспомнили какие электроприборы окружают нас в быту, повторили правила безопасности при их использовании.
Вы побывали волшебниками, сами провели опыты и узнали что есть не опасное электричество. Вы все большие молодцы! Мне очень приятно было с вами работать! Скажите, а что вам больше всего понравилось? ( ответы детей)
Я хочу подарить вам воздушные шарики, которые вместе с улыбками будут создавать вам хорошее настроение.
Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.
Задачи:
Образовательные задачи:
Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку
Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;
Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
Развивающие задачи:
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;
Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».
Материалы и оборудование:
Презентация по теме « Знакомство с электричеством», карточки для дидактической игры, колпачки волшебников, свечи, керосиновая лампа, лампочка, музыкальное сопровождение.
Для проведения опытов: надувные шарики, хлопья геркулеса, пластиковые трубочки, гномики – карточки, шерстяная материя, лампочки светодиодные, батарейки.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение.
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;
Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 7 « Золотая рыбка»
г.о. Краснознаменск
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе
« Знакомство с электричеством»
Подготовила и провела:
Воспитатель первой категории
Молочко М. Н.
2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").
Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ
Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».
Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Приобщение к искусству » Знакомство с произведениями И.И. Шишкина.
laquo;Знакомство детей с творчеством И. И. Шишкина»...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»
Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...