Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»
план-конспект занятия (старшая группа)

Молочко  Марина Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»


ЦельПознакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.

Задачи:

Образовательные задачи :

Дать представление детям об электричествеэлектроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку

Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;

Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

Развивающие задачи:

Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;

Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».

Материалы и оборудование:

Презентация по теме «Знакомство с электричеством», карточки для дидактической игры, колпачки волшебников, свечи, керосиновая лампа, лампочка, музыкальное сопровождение.

Для проведения опытов: надувные шарики, хлопья геркулеса, пластиковые трубочки, гномики – карточки, шерстяная материя, лампочки светодиодные, батарейки.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение.

Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;

Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают полукругом.

-В. Ребята, я так рада вас всех видеть, что с моего лица не сходит улыбка. (музыка «от улыбки станет всем светлей») И я хочу, чтобы вы тоже улыбнулись. У меня есть волшебный клубочек, когда мы начнем его распутывать, каждому из вас достанется веселая улыбочка.

(Дети вместе с воспитателем разматывают клубок и видят улыбки. Каждому достается по одной.)

-В. Эти улыбки подарят всем хорошее настроение на весь день, а если станет грустно, можно приложить к губам и опять вернется отличное настроение.

-А теперь я предлагаю сесть всем на стульчики.

Слышатся торопливые шаги. –Ой беда, беда… Ааааа (входит Леший, который держит в руках листочек бумаги, другой держится за голову.)

-Леший- Беда, беда в нашем лесу беда (кружится на месте)

В- Подожди, подожди, остановись наконец!Здравствуй дедушка Леший, расскажи что же такое случилось в твоем лесу?

Леший- Беда случилась!

В. - Ну, что за беда, расскажи нам, может мы сможем помочь тебе.

Леший- А вот что скоро случится! Передает листочек с объявлением воспитателю.

В. – «Уважаемые жители леса! В вашем лесу весной будет проводиться электричество. В лесу можно будет гулять вечером, как днем! Под каждым кустом, под каждым пнем станет светло. Свет в каждую берлогу и норку!»

В. – Ну и что же тебя так расстроило? Ведь электричество очень облегчает жизнь!

Леший- Может и облегчает, но я его боюсь, оно опасное, пожар может случится.

В. – Ты не переживай, успокойся. Присаживайся к ребятам и я расскажу тебе о том, что же такое электричество и электрический ток. Как оно помогает человеку, конечно если соблюдать все правила безопасности. Приготовься слушать и запоминать.

В. – Мы живем с вами в век, когда жизнь каждого человека зависит от технических открытий и достижений. В нашей жизни все взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит есть тепло и свет в наших домах, значит работают все электроприборы. И сейчас можно смело сказать – есть электричество – есть жизнь!

Очень давно, первобытные люди умели только добывать пищу и воду. Источником света и тепла был огонь. Древние люди разжигали огонь трением древесины, получалась искра, а от нее и огонь. Огонь давал тепло и свет. (слайд 1. Первобытные люди у костра)

Мы с вами можем тоже представить себя первобытными людьми и попробовать добыть огонь с помощью трения древесины.

Костер горел в середине пещеры, но не мог осветить всю. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные уголки пещеры. Как вы думаете, как называлась эта палка? (Факел)

(слайд 2 факел)

В. – Ребята, как вы думаете, это было удобно? Не опасно? (ответы детей) Конечно это было и не удобно и опасно.

Время шло, люди перестали жить в пещерах и совершенствовали свои жилища, стали строить избы. Но освещать избу с помощью костра и факела очень опасно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки, так получали лучину

.(слайд 3. Лучина и светец)

Лучину ставили на специальную подставку – светец, под ним корыто с водой. Чтобы искры не падали на пол. Но все равно, пожары случались очень часто, да и света от нее было не много.

В. – Более двух тысяч лет назад появились первые свечи, которые заменили лучину. Сначала их делали из камыша, его вымачивали в растопленном сале, а уже позже стали делать восковые и парафиновые свечи.

(слайд 4. Свеча)

У меня есть свеча, и я покажу вам ее сейчас.

В. – на смену свече, пришла керосиновая лампа (слайд 5. Керосиновая лампа) Показ лампы. В такую лампу заливалась специальная горючая жидкость – керосин. Такие лампы были разные и настольные и подвесные Но люди продолжали искать новые способы удобного освещения.

А вот что пришло на смену керосиновой лампе. Вы узнаете отгадав загадку.

-Дом – стеклянный пузырек

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется (лампочка)

Показ лампочки. (слайд 6. Лампочка)

Да, это лампочка, она была такой удобной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечами и керосиновыми лампами.

У меня есть еще одна загадка, из нее вы узнаете почему горит лампочка.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это … электричество!

По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, проходит и приходит в наши дома, магазины, больницы электрический ток, помощник человека.

(слайд 7 Электричество)

Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Он похож на реку, только течет не вода, а маленькие частицы – электроны.

Давайте сейчас немного поиграем. Игра «Ток бежит по проводам»

Дети встают в круг и вместе со словами передают мячик все быстрее и быстрее. Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

В. – Современному человеку необходимо электричество, для работы транспорта, магазинов, заводов, школ, детских садов. В каждом доме есть электроприборы. Может быть, кто- то из вас знает загадки об электроприборах.

(Несколько детей загадывают загадки)

-Полюбуйся, посмотри, Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет! (холодильник)

-После стирки, у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь, Он горячий как огонь! (утюг)

-Существо живет в квартире,

Нет его чудесней в мире,

Потому что до сих пор

Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)

-Вот так дом: Одно окно,

Каждый день В окне—кино.

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь — обыкновенная.

( Ответ: Телевизор)

-Загудела, зажужжала,

Постирала и отжала,

Стали чистыми рубашки

И пижамы и тельняшки (стиральная Машина)

- Какие вы молодцы!

(слайд 8. Электроприборы)

- Как здорово у нас получилось А теперь я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди пару». На экране я буду показывать старинные предметы, а вы выберете у себя на столе, на карточках современный электрический прибор к нему.

(слайд 9. Приборы)

Веник- пылесос

Свеча – лампочка

Русская печь- электроплита

Самовар – чайник

Венчик- миксер

Погреб – холодильник

Все эти приборы помощники человека, но они могут быть опасными. Давайте повторим правила по безопасному использованию электрических приборов. (нельзя вставлять в розетку различные предметы. Нельзя оставлять приборы без присмотра включенными, нельзя трогать провода, без взрослых включать эти приборы и т. д (Слайд 10. Правила безопасности)

В. -Дедушка Леший, слушай все внимательно и запоминай эти правила

А сейчас, я предлагаю сделать разминку вместе с дедушкой Лешим. (Музыка фиксики–помогатор)

Но есть электричество, которое не опасно, и если его вдруг поймать, то с ним можно даже поиграть!

Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловит электричество. Сейчас мы закроем глаза и будем очень медленно произносить волшебные слова. Закрываем глаза и повторяем 1 2 3 4 5 хотим волшебниками стать! (воспитатель раскладывает колпачки волшебников) (Звучит волшебная музыка)

Опыт№ 1. Шарик и геркулес.

Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? Ничего не произошло. Теперь, потрем шарик о волосы и медленно опустим на тарелку. Что же происходит? Геркулес притянулся к шарику, потому что на нем появилось электричество из волосВывод: в волосах есть электричество.

Опыт № 2

На столах у вас лежат пластмассовые трубочки, прикоснитесь ими к бороде гномика. Что происходит? Ничего. А теперь возьмите кусочек шерстяной ткани и потрите палочку. Теперь прикоснитесь к бороде. Что произошло, волосы стали подниматься. Палочки стали электрическими и притянули бумажные волосы. А как они стали электрическими? Мы натерли их шерстяной тканью. Выводэлектричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт № 3

У меня есть лампочка, но она не горит, как можно ее зажечь? Да, с помощью батарейки. Я беру батарейку и прикладываю к ней лампочку и о, чудо она зажигается!

Вывод: в батарейке тоже живет электричество.

В. -Как здорово у нас с вами все получилось. Дедушка Леший,я надеюсь ты понял, что электричество при правильном использовании совсем не опасно, а очень полезно и во всем помогает человеку.

Леший- Да, я старался все запомнить и теперь уж точно не буду бояться. Ребята, я с вами прощаюсь и побегу скорее в лес, рассказать о своих новых знаниях своим лесным друзьям.

В. -Ребята, вы сегодня узнали очень много нового и интересного, мы вместе вспомнили какие электроприборы окружают нас в быту, повторили правила безопасности при их использовании.

Вы побывали волшебниками, сами провели опыты и узнали что есть не опасное электричество. Вы все большие молодцы! Мне очень приятно было с вами работать! Скажите, а что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Я хочу подарить вам воздушные шарики, которые вместе с улыбками будут создавать вам хорошее настроение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают полукругом.

-В. Ребята, я так рада вас всех видеть, что с моего лица не сходит улыбка.         ( музыка «от улыбки станет всем светлей») И я хочу, чтобы вы тоже улыбнулись. У меня есть волшебный клубочек, когда мы начнем его распутывать, каждому из вас достанется веселая улыбочка.

(Дети вместе с воспитателем разматывают клубок и видят улыбки. Каждому достается по одной.)

-В. Эти улыбки подарят всем хорошее настроение на весь день, а если станет грустно, можно приложить к губам и опять вернется отличное настроение.

-А теперь я предлагаю сесть всем на стульчики.

Слышатся торопливые шаги. –Ой беда, беда… Ааааа ( входит Леший, который держит в руках листочек бумаги, другой держится за голову.)

-Леший- Беда, беда в нашем лесу беда!( кружится на месте)

В- Подожди, подожди, остановись наконец !Здравствуй дедушка Леший, расскажи что же такое случилось в твоем лесу?

Леший- Беда случилась!

В.- Ну, что за беда, расскажи нам, может мы сможем помочь тебе.

Леший- А вот что скоро случится! Передает листочек с обьявлением воспитателю.

В. – « Уважаемые жители леса! В вашем лесу весной будет проводиться электричество. В лесу можно будет гулять вечером, как днем! Под каждым кустом, под каждым пнем станет светло. Свет в каждую берлогу и норку!»

В. – Ну и что же тебя так расстроило? Ведь электричество очень облегчает жизнь!

Леший- Может и облегчает, но я его боюсь, оно опасное, пожар может случится.

В. – Ты не переживай, успокойся. Присаживайся к ребятам и я  расскажу тебе о  том, что же такое электричество и электрический ток. Как оно помогает человеку, конечно  если соблюдать все правила безопасности. Приготовься слушать и запоминать.

В. – Мы живем с вами в век, когда жизнь каждого человека зависит от технических открытий и достижений. В нашей жизни все взаимосвязано. Есть электроэнергия,Значит есть тепло и свет в наших домах, значит работают все электроприборы. И сейчас можно смело сказать – есть электричество – есть жизнь!

Очень давно, первобытные люди умели только добывать пищу и воду. Источником света и тепла был огонь. Древние люди разжигали огонь трением древесины, получалась искра, а от нее и огонь. Огонь давал тепло и свет. ( слайд 1 . Первобытные люди у костра)

Мы с вами можем тоже представить себя первобытными людьми и  попробовать добыть огонь с помощью трения древесины.

Костер горел в середине пещеры, но не мог осветить всю. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные уголки пещеры. Как вы думаете, как называлась эта палка? (Факел )

( слайд 2 факел)

В. – Ребята, как вы думаете, это было удобно? Не опасно? (ответы детей) Конечно это было и не удобно и опасно.

Время шло, люди перестали жить в пещерах и совершенствовали свои жилища, стали строить избы. Но освещать избу с помощью костра и факела очень опасно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки, так получали лучину

.(слайд 3. Лучина и светец)

Лучину ставили на специальную подставку – светец, под ним корыто с водой. Чтобы искры не падали на пол. Но все равно, пожары случались очень часто, да и света от нее было не много.

В. – Более двух тысяч лет назад появились первые свечи, которые заменили лучину. Сначала их делали из камыша, его вымачивали в растопленном сале, а уже позже стали делать восковые и парафиновые свечи.

(слайд 4. Свеча)

 У меня есть свеча, и я покажу вам ее сейчас.

В. – на смену свече, пришла керосиновая лампа (слайд 5. Керосиновая лампа) Показ лампы. В такую лампу заливалась специальная горючая жидкость – керосин.  Такие лампы были разные и настольные и подвесные Но люди продолжали искать новые способы удобного освещения..

 А вот что пришло на смену керосиновой лампе. Вы узнаете отгадав загадку.

-Дом – стеклянный пузырек

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

 Ярким пламенем зажжется (лампочка)

Показ лампочки. (слайд 6. Лампочка)

Да, это лампочка, она была такой удобной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечами и керосиновыми лампами.

У меня есть еще одна загадка, из нее вы узнаете почему горит лампочка.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это … электричество!

По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, проходит и приходит в наши дома, магазины, больницы электрический ток, помощник человека.

(слайд 7 Электричество)

Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Он похож на реку, только течет не вода, а маленькие частицы – электроны.

Давайте сейчас немного поиграем. Игра « Ток бежит по проводам»

Дети встают в круг и вместе со словами передают мячик все быстрее и быстрее. Ток бежит по проводам

 Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

В. – Современному человеку необходимо электричество, для работы транспорта, магазинов, заводов, школ, детских садов. В каждом доме есть электроприборы. Может быть, кто- то из вас знает загадки об электроприборах.

( Несколько детей загадывают загадки)

-Полюбуйся, посмотри, Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет! ( холодильник)

-После стирки, у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь, Он горячий как огонь! ( утюг)

-Существо живет в квартире,

Нет его чудесней в мире,

Потому что до сих пор

Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)

-Вот так дом: Одно окно,

Каждый день В окне—кино.

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь — обыкновенная.

(Ответ: Телевизор)

-Загудела, зажужжала,

Постирала и отжала,

Стали чистыми рубашки

И пижамы и тельняшки ( стиральная Машина)

- Какие вы молодцы!

(слайд 8. Электроприборы)  

- Как здорово у нас получилось А теперь я хочу предложить вам поиграть в игру « Найди пару» . На экране я буду показывать старинные предметы, а вы выберете у себя на столе, на карточках современный электрический прибор к нему.

(слайд 9. Приборы)

Веник- пылесос

Свеча – лампочка

Русская печь- электроплита

Самовар – чайник

Венчик- миксер

Погреб – холодильник

 Все эти приборы помощники человека, но они могут быть опасными. Давайте повторим правила по безопасному использованию электрических приборов. ( нельзя вставлять в розетку различные предметы. Нельзя оставлять приборы без присмотра включенными, нельзя трогать провода, без взрослых включать эти приборы и т.д ( Слайд 10. Правила безопасности)

 В.-Дедушка Леший, слушай все внимательно и запоминай эти правила

 А сейчас, я предлагаю сделать разминку вместе с дедушкой Лешим. (Музыка фиксики–помогатор)

Но есть электричество, которое не опасно, и если его вдруг поймать, то с ним можно даже поиграть!

Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловит электричество. Сейчас мы закроем глаза и будем очень медленно произносить волшебные слова. Закрываем глаза и повторяем 1 2 3 4 5  хотим волшебниками стать! ( воспитатель раскладывает колпачки волшебников) (Звучит волшебная музыка)

 Опыт№ 1. Шарик и геркулес.

Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? Ничего не произошло. Теперь, потрем шарик о волосы и медленно опустим на тарелку. Что же происходит? Геркулес притянулся к шарику, потому что на нем появилось электричество из волос. Вывод: в волосах есть электричество.

Опыт № 2

На столах у вас лежат пластмассовые трубочки, прикоснитесь ими к бороде гномика. Что происходит? Ничего. А теперь возьмите кусочек шерстяной ткани и потрите палочку. Теперь прикоснитесь к бороде. Что произошло, волосы стали подниматься. Палочки стали электрическими и притянули бумажные волосы. А как они стали электрическими? Мы натерли их шерстяной тканью. Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт № 3

У меня есть лампочка, но она не горит, как можно ее зажечь? Да, с помощью батарейки. Я беру батарейку и прикладываю к ней лампочку и о, чудо она зажигается!

Вывод: в батарейке тоже живет электричество.

В.-Как здорово у нас с вами все получилось . Дедушка Леший,я надеюсь ты понял, что электричество при правильном использовании совсем не опасно, а очень полезно и во всем помогает человеку.

Леший- Да, я старался все запомнить и теперь уж точно не буду бояться. Ребята, я с вами прощаюсь и побегу скорее в лес, рассказать о своих новых знаниях своим лесным друзьям.

 В.-Ребята, вы сегодня узнали очень много нового и интересного, мы вместе вспомнили какие электроприборы окружают нас в быту, повторили правила безопасности при их использовании.

Вы побывали волшебниками, сами провели опыты и узнали что есть не опасное электричество. Вы все большие молодцы! Мне очень приятно было с вами работать! Скажите, а что вам больше всего понравилось? ( ответы детей)

Я хочу подарить вам воздушные шарики, которые вместе с улыбками будут создавать вам хорошее настроение.

Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.

Задачи:

Образовательные задачи:

Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку

Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;

Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

Развивающие задачи:

Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;

Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».

Материалы и оборудование:

Презентация по теме « Знакомство с электричеством», карточки для дидактической игры, колпачки волшебников, свечи, керосиновая лампа, лампочка, музыкальное сопровождение.

Для проведения опытов: надувные шарики, хлопья геркулеса, пластиковые трубочки, гномики – карточки, шерстяная материя, лампочки светодиодные, батарейки.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение.

Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;

Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 7 « Золотая рыбка»

г.о. Краснознаменск

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе

« Знакомство с электричеством»

                                        Подготовила и провела:

Воспитатель первой категории

Молочко М. Н.

                                        2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...