Проект "Дорожная грамота"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Зачастую виновниками дорожно-транспортных проишествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, преходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. У детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.Проект направлен на формирование и развитие у детей необходимых навыков поведения на дорогах, формированию осознанного отношения к соблюдению ПДД, на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.В приложении Правила для юного пешехода,  консультация для родителей, стихи и загадки, а также конспект занатия по праваилам дорожного движения для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorozhnaya_gramota.docx117.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25 г. Липецка

Проект

«Дорожная грамота»

                                 

                     

                            МБОУ СОШ â„– 1 г. Моздок - Дорожная безопасность

 

Воспитатель:         Климова В.В.,

       высшая квалификационная

категория.

        

2019 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы с ТНР «Пчёлка», воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Актуальность темы. Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем. Детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности    автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.              Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также с правилами дорожного движения.

          Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

      У детей с нарушениями речи не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов. Наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, своеобразие развития словарного запаса при ОНР. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно- психической и познавательной деятельности.

     У детей с ОНР недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.

Цель проекта. Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения детей на дорогах, предоставление детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

  Задачи проекта.

  • Развивать познавательный интерес к различным видам наземного транспорта.
  • Обогащать представления о профессиях, связанные с работой на транспорте, в ГИБДД.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  •   Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению ПДД,       чувство ответственности, навыки выполнения правил дорожного     движения:    внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
  • Воспитывать привычку выполнять правила безопасного поведения на улице.
  • Закреплять правила дорожного движения.
  •   Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и       безопасного образа жизни среди родителей.
  • Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке,   способность к адекватному безопасному поведению на улице, развивать у детей чувства контроля и самоконтроля.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей по дорожной лексике.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь.

Участие родителей:

  • Выставка семейного творчества «Дорога глазами детей» (рисунки).
  • Прогулки и экскурсии с детьми по улицам своего района и города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы, разбор каждой ситуации, посещение регулируемых перекрестков.
  • Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.

Предварительная работа:  

  1. Обсуждение целей и задач с воспитанниками и родителями.
  2. Подбор методической, детской художественной и познавательной литературы, иллюстраций, сюжетных картинок, аудио и видео записей. 
  3. Подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД.
  4. Подбор шаблонов и трафаретов транспорта, дорожных знаков, книжек-раскрасок: «Дорожные приключения Буратино», «Машины, которые не дымят», «Транспорт».
  5. Подбор информации для родительского уголка.

Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей «Пешеходы и водители».
  • Помощь в организации целевых прогулок.
  • Памятки: «Как знакомить ребенка с правилами безопасного поведения на дороге», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Для родителей – водителей!», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

       

План реализации проекта.

1-й день. «Моя улица»

  • «Наблюдение за движением машин и работой водителя» - целевая прогулка по улице Боевой проезд (примерное наблюдение в кн. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения», с.40).
  • Д/и «Пешеходы и транспорт» (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 153).
  • Игра на внимание «Запрещается – разрешается» (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 160).
  • Конструирование «Моя улица» (из разного конструктора).

2-й день. «Как избежать неприятностей»

  • Чтение рассказа В. Клименко «Зайка-велосипедист» (в кн. Клименко В.Р, «Обучайте дошкольников правилам движения», с.39.) или чтение С. Михалкова «Скверная история», «Велосипедист», Н. Кончаловской «Самокат» (в кн. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 156).
  • С/р игра «Лесная школа» (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 139).
  • Упражнения на установление причинно-следственных связей «Почему?» (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 146).
  • Оформление выставки «Дорога глазами детей». Рассказы детей по рисункам.

3-й день. «Дорожные знаки».

  • Чтение «Если бы» О. Бедарев (в кн. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 159).
  • Д/и «Какой это знак?» (в кн. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения», с.42).
  • Прогулка к остановке пассажирского транспорта на улице Опытная (примерная прогулка в кн. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения», с.47).
  • Д\и «Дорожные знаки» (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 152).
  • С/р игра «Водители и пешеходы».

4 –й день. «Перекресток».

  • Чтение стихотворения А. Северного «Три чудесных цвета» (в кн. Клименко В.Р, «Обучайте дошкольников правилам движения», с.36.).
  • Чтение рассказа А. Дорохова «Перекрёсток» (в кн. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения», с.26).
  • Создание макета перекрестка.
  • Сюжетно-ролевая игра «Пост ДПС» (см. Картотеку сюжетно-ролевых игр).
  • Чтение «Чудесный островок» А. Дмоховский (см. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» с. 167). Рассматривание сюжетных картин.

5-й день. «Изучай и уважай правила движения».

  • Чтение рассказа В. Клименко «Кто важнее всех на улице» (в кн. Клименко В.Р, «Обучайте дошкольников правилам движения», с. 46.). Рассуждения детей.
  • Загадки «Дорожная грамота» (о светофоре, знаках, ПДД)
  • Режиссёрская игра «Создай свою улицу».
  • Д/и «Найди и промолчи» (в кн. Клименко В.Р, «Обучайте дошкольников правилам движения», с.15.).

Предполагаемый результат:

По окончании проекта дети будут:

  1. Знать основные правила безопасного поведения на дороге, соблюдать правила безопасности.
  2. Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы и средства регулирования дорожного движения.
  3. Проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих.
  4. Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на дороге, при использовании личного транспорта.

Продукты проекта.

  • Выставка творческих работ «Дорога глазами детей».  
  • Оборудование на участке совместно с родителями игровой зоны для закрепления правил дорожного движения – «ДПС».
  • Лэпбук «Безопасная дорога детства».

Презентация проекта:

Фотоотчёт: «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде».

Литература.

1. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книги 1.» М., ТЦ «Сфера», 2009.

2.  Извекова Н.А. «Правила дорожного движения» М., «Просвещение», 1983.

3.  Клименко В.Р, «Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта работы)» М., «Просвещение», 1973.

4. Нищева Н.В. «Мы едем, едем, едем.... Виды транспорта» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

5. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1.» М., ООО Издательство «Скрипторий-2003»,2007.

6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» М.: Просвещение, 1978.

7. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград, «Учитель», 2010.

8. «Дорога глазами детей. Сборник работ детского творчества по вопросам безопасности дорожного движения». Под общ. Ред. В.В. Парахина. -Липецк, ОАО «ПК «Ориус», 2009.

https://docplayer.ru/46199723-Zagadki-stihi-o-pravilah-i-o-znakah-dorozhnogo-dvizheniya.html

 Литература для детей.

М. Ильина, Е.Сегал «Машины на нашей улице», Н. Носов «Автомобиль».

Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

Я. Пишумов «Пешеходный светофор».

В. Кожевников «Светофор».

«Сказка о светофоре» Черникова Олеся (в сб. «Дорога глазами детей»).

С.Волков «Про правила дорожного движения».

Р.П.Бабина «Безопасная дорога детства. Рабочая тетрадь с наклейками».

Раскраски: «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки».

Приложение

Правила для юного пешехода

1. Ходи по тротуарам.

2. Переходи улицу по пешеходному переходу.

3. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.

4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.

5. При переходе дороги посмотри, нет ли опасности, нет ли рядом машин.

6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.

7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь.

8. Если переходишь дорогу с мамой, крепко держи её за руку.

9. Никогда не перебегай дорогу.

Загадки о правилах дорожного движения

  • Три разноцветных круга

Мигают друг за другом

Светятся, моргают

Людям помогают (Светофор)

  • Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая. (Тротуар)

  • Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - … (Дорожный знак)

  • Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

  • Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю.     (Пешеход)

  • Посмотри, силач какой,

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.        (Милиционер-регулировщик)

  • Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога)

  • Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

  • Запылал у чудища

Изумрудный глаз,

Значит, можно улицу

Перейти сейчас.  (Светофор)

  • Три глаза – три приказа,
    Красный – самый опасный.
    (Светофор)

  • Он цветным мигает глазом, управляя всеми сразу.

Вот зажегся красный свет:

                всем известно – хода нет!

С вами так условимся:

                желтый – приготовимся.

А зелёный говорит:

              «Проходите, путь открыт!»     (Светофор)

  • Добежала зебра до угла

И на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрёстке. (Переход)

  • Две дороги долго шли

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали,

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место?

Всем нам интересно.       (Перекресток) 

  • Рядышком с шоссе лежит,

По ней транспорт не бежит.

Ну а если вдруг беда,

То съезжают все сюда.(Обочина)

с, транспорт не бежит шоссе лежит вдруг беда,

То съезжают все сюда

«С мамой через дорогу»

Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,        

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму

Сделать это самому.

«Посмотри налево»

У шоссе брат учит Славу:

Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

Слава сразу загрустил:

«Долго тут еще расти?»

Правила движения,

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,                

Пони и котята.

Вам, ребята, тоже

Все их надо знать. (В. Головко)

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители.   (Ю.Яковлев)

Постовой.

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

Не волнуется народ -

Через улицу идёт.

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.  (Я. Пимумов)

                 

Светофор.

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

«Свет зелёный – проходи.

Жёлтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

Стой! Пускай пройдёт трамвай.

Наберись терпения.

Изучай и уважай

Правила движения! (Р.Фархади)

 «Внимание - Дети

 Как научить ребенка безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Уже в три года ребенка можно учить, как правильно переходить дорогу. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.

 Важно воспитать у детей следующие виды навыков:

- навык наблюдения. Научите ребенка видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. Спеша, люди нередко попадают под колеса автомобиля, так как их внимание в этот момент переключено только на автобус.

- навык спокойного поведения на улице. Он воспитывается на личном примере родителей. Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен волноваться или спешить, какие бы обстоятельства к этому не принуждали!

- навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара – это граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Научите ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример родителей имеет решающее значение.

- навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки. Устная информация о том, что необходимо, при переходе улицы, смотреть сначала направо, а затем – налево не действует должным образом. Учите этому ребенка на практике. Поиграйте с ним в игру: Вы – ребенок, а он – родитель, который переводит Вас через дорогу.

     Помните! Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с ребенком – никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров о постороннем во время перехода, никаких движений наискосок, в стороне от перехода, на красный сигнал светофора.

Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной логопедической группы.

Тема: Безопасный перекресток

Программные задачи: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; закреплять знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора. Расширять и активизировать словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать внимание, память, мышление, речь.

Методические приемы: вводное слово, вопросы к детям, загадки, чтение стихотворения, распределение ролей в игре «Перекресток».

Материал: четырехсторонний светофор, рисунок перекрестка, напольный макет перекрестка, дорожные знаки, жезл, маленькие машины, человечки из Лего, картинки с изображением жестов регулировщика, атрибуты инспектора ГИБДД.

Ход занятия.

- Дети, мы сегодня с вами отправляемся на самый опасный участок дороги, Отгадайте, как он называется.

- Две дороги долго шли

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали,

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место? Всем нам интересно.  (Перекресток) 

- Правильно. Расскажите, что вы знаете о перекрестке? (Ответы детей.)

- Давайте вспомним, без чего не обойтись на перекрестке? (Ответы детей: на перекрестке есть светофор, называется четырехсторонний, он регулирует движение машин и пешеходов на перекрестке.)

- Дети, расскажите, как работает четырехсторонний светофор. (Ответы детей. Использовать рисунок перекрестка, цветными кружками обозначать сигналы светофора.)

- Да, ребята, четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на перекрестке порядок.

- Дети, представьте, что светофор сломался, что может произойти?

- Кто нам поможет в данной ситуации? (Ответы детей.)

- Правильно, если сломался светофор, то на помощь придет милиционер. Его называют регулировщик.

- Кто знает стихотворение о регулировщике? (Дети читают стихотворение.)

Постовой.

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

Не волнуется народ,-

Через улицу идёт.

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.  (Я. Пимумов)

- Дети, отгадайте еще одну загадку:

 -Полосатая указка,
  Словно палочка из сказки.(Жезл)

- Жезл инспектора ГИБДД в вечернее время светится, чтобы указания регулировщика были хорошо видны водителям и пешеходам. Каждое движение регулировщика соответствует определенному сигналу светофора. Давайте вспомним, что они обозначают.

Дети с помощью картинок повторяют значение сигналов регулировщика.

- Дети, если на перекрестке движение машин и пешеходов регулируется с помощью светофора или инспектора ГИБДД- регулировщика, то перекресток называется регулированным перекрестком. В дорожной азбуке есть специальный знак «Регулированный перекресток», который обозначает, что перекресток регулируется или светофором, или регулировщиком. Этот знак предупреждающий (в красном треугольнике изображен светофор).

Воспитатель, используя напольный макет, закрепляет знания детей по соблюдению ПДД на «регулированном перекрестке».

(Педагог выступает в роли регулировщика и следит за правильностью выполнения ПДД, затем предлагает детям по очереди взять на себя роль регулировщика.)

Занятие по ПДД в детском саду для детей подготовительной группы. Перекрёсток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...