Использование кейс технологий при обучении детей пожарной безопасности
статья по обж (старшая группа)

Грушева Наталья Николаевна

Формирование культуры безопасности, в том числе и пожарной – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Актуальность связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кейс технологий при обучении детей пожарной безопасности

Формирование культуры безопасности, в том числе и пожарной – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Актуальность  связана  с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

 Из бесед с детьми я выяснила, что тема огня интересна и любопытна детям, но они не понимают все опасности игр с огнём. А так, как  решение современных задач дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС ДО требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов и вовлечения родителей в образовательный процесс, я решила использовать кейс технологию..  Что же такое кейс - технология?

Кейс-технология - это  технология , когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-технологии можно использовать как составную часть образовательной ситуации познавательного цикла. Эта технология используется как в формах совместной деятельности педагога с детьми, так и в их самостоятельной деятельности.

 В нашей работе мы использовали  различные виды кейсов.

Кейс- иллюстрация-это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

На первом этапе ребятам пришло    письмо от Незнайки  с картинками ( спички, печь, огонь, мальчик с ожогом  на руке)

Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма» 

-Что могло случиться?

Почему так произошло

-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

Тогда мнения детей разделились. Одни предположили , что мальчик  без спроса взял спички, стал баловаться и случился пожар. Другие предположили , что с помощью спичек мама разожгла в доме печь  и мальчик обжег руку о горячую печь. Для дальнейшей работы  ребятам был предоставлен тематический кейс .Они рассматривали картинки , отображающие возможные причины пожара , обсуждали, анализировали ситуацию. Разобрав ситуацию, ребята пришли к выводу, что мальчик  играл со спичками и чтобы больше такого не случилось, они нарисовали знаки « Пожарной безопасности» и отправили мальчику по почте. В конце  работы с кейсом, обязательно нужно задать вопрос « Играют ли они со спичками»,  «Чтобы они сделали в такой ситуации?».

Использовали кейс-ситуацию.  К ребятам обращаются мальчики Слава и Саша ,и лесные звери. Они просят детей рассудить их . Мальчики рассказывают историю о том, как они пошли в лес, попали под дождь и промокли. Им встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил ребят в своей избушке. Они утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.

Кто же прав? Обьясните, почему вы так решили ?

Ребята  рассматривали схему « в каких случаях огонь- друг, а в каких враг, играли в дидактические игры, познакомились с профессиями, связанными с огнем и пришли к выводу, что Огонь наш друг, но при неосторожном с ним обращении он становится коварным врагом!

Использовали фото кейс. Фото – кейс - фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. Продемонстрировала ребятам фото. К фото кейсу обязателен текст.  Ребята всем классом пошли в поход в лес. Когда они пришли сразу же нашли местечко где и расположились .Весь день они гуляли по лесу купались в реке и наблюдали за живым миром. Вечером зажгли костер и стали жарить сосиски. Когда покушали, всем захотелось спать , они постелили в палатках простыни и одеяла, и уснули.

 Детям нужно самим поставить проблему по фото. Вопрос: Какие могут быть последствия? Далее показываю фото с изображение животных и птиц во время пожара. Задаю вопрос: Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации, чтобы не происходило таких последствий. Что вы видите на фото ?Какие средства помогают погасить костёр?

 Далее дети рассматривали иллюстрации с изображение пожарной техники, средств огнетушения. Арсений рассказал о работе пожарных и службе МЧС, о современной технике, средствах и людях, которые выезжают, когда случается беда -пожар. В конце ребята выдвигают свои правила, чтобы избежать такой ситуации и нарисовали рисунок « Не жги траву», « Потуши костер за собой»

Кроме  работы с кейсами , по данной теме,  мы занимались про продуктивной деятельностью, играли в подвижные и дидактические игры, ходили  на экскурсию  в гладильную комнату, к пожарному крану, смотрели фильмы и презентации  , читали художественную литературу. Родители тоже  принимали активное участие. Они вместе с детьми участвовали в выставке совместного творчества.

В результате  проделанной работы у детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, выработались знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях. Также использование технологии  оказало положительное влияние на речевое развитие детей (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения строить свои ответы на вопросы). Повысилась активность родителей. В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности.

 

    .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В статье педагоги деляться опытом , как наиболее интересно обучить детей правилам дорожной безопасности ,используя Кейс-технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В ходе образовательной деятельности,  тематическх бесед с детьми средней группы при  рассмотрении кейс- иллюстраций,  кейс-  фотографий с ситуациями пешеходов  на дороге, пасс...

«Использование кейс технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для педагогов  «Использование кейс технологии для обучения детей старшегодошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Презентация "Использование кейс-технологии при обучении детей пожарной безопасности в старшей группе"

Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания....

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых...