Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Чистый ли лед в сосульке?"
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Вялова

Опыт-эксперимент для проведения с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyy_li_lyod_v_sosulke.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

               

                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27»

                ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                        В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                                   ТЕМА: «ЧИСТЫЙ ЛИ ЛЁД В СОСУЛЬКЕ?»

                                                СОСТАВИЛА: ВЯЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

                                                                        ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

                                                                                                                                 ГРУППЫ

                                                   Г.ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ

                                                                 2020 ГОД

Цель:  Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе опытно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать активность, желание участвовать в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  • Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, кругозор).
  • Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению.
  • Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Обучающие:

  • Расширять представления детей о свойствах льда.
  • Продолжать учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения, а потом  реализовать их в совместной деятельности.
  • Обогащать словарный запас детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность в природе); речевое развитие (развитие связной речи, обогащение словаря); социально-коммуникативное развитие (безопасное поведение в окружающей жизни); физическое развитие (правила здорового образа жизни).

Словарная работа: опыт, лупа, воронка, фильтры.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, сосульками; изучение свойств воды, снега, льда; отгадывание загадок о зимних явлениях природы; беседы.

Оборудование: проектор, мольберт, клеенчатые фартуки (по количеству детей).

Демонстрационный материал: видео-сюжет (с прогулки); видео-презентация (фотографии мест сбора образцов сосулек для исследования); лист фиксации результатов опыта.

Раздаточный материал: лупы (по количеству детей); 4 больших пластиковых стакана с образцами сосулек; 4 больших пластиковых стакана, 4 воронки для проведения опыта; фрагменты сосулек, пластиковые тарелки ( количество для работы в парах); фильтры (ватные диски); салфетки бумажные; поднос для демонстрации результатов опыта.

Организация детей: подгруппой, индивидуально, тройками.

Ход деятельности:

Этапы деятель

ности

                                 Действия

                               воспитателя

Деятельность

детей

Мотиваци

онно-побу

дительный

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами:

Что за чудо – чудеса:

Вот тебе моя рука,

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

Скажем вам не тая:

Это все мои друзья.

-  Ребята, отгадайте загадку:

Серебристая «морковка»

Прицепилась к крыше ловко,

Уцепилась за карниз

И растет зимою вниз…   (сосулька)

Слайд 2.

- Правильно, сосулька. Вы помните, недавно у нас во время прогулки произошел такой случай…

(показ видео-сюжета на экране)

- Наша Маша, как оказалось, закаливает свое горло холодом. Ребята, как вы считаете, а есть другие причины, из-за которых нельзя есть сосульки?

- В прошлом году мы с вами уже проверяли снег с нашего участка и выяснили, что он... (какой?)

- Но ведь сосульки – не снег!

- Расскажите, что такое сосульки?

- Я услышала ключевое слово – прозрачные. Может быть лед в сосульках чистый?

- У нас проблема: как найти ответ на вопрос – чистый ли лёд в сосульке?

- Да, можно проверить, но как это сделать?

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Смотрят видео

Ответы детей

Грязный

Висят на краю крыши сверху вниз, холодные, прозрачные

Можно проверить

Версии детей (растопить лед и проверить, чистая ли вода; рассмотреть воду под микроскопом и т.д.)

Организаци

онно- поис

ковый

Слайды 3, 4, 5, 6.

- Для проверки мы собрали несколько образцов сосулек в разных микрорайонах нашего города (фотографии). Вы узнаете эти места? ( у железной дороги, у автодороги, в нашем детском саду и у леса в районе Бариновой рощи).

- Все результаты исследования мы будем зарисовывать в таблице. (выставлена на мольберте)

-  Я предлагаю вам сначала зрительно проверить: чистый ли лёд в сосульках. А помогут нам в этом...? (снимает салфетку с подноса). Узнаёте, что это?

- С помощью лупы рассмотрите лёд. Что вы видите?

- Итак, подведём промежуточные результаты: при рассмотрении через лупу лед в сосульке…

- Зарисуем всё в нашей таблице.

- Все немного устали – нужно отдохнуть.

Слайд 7.

Динамическая пауза «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки                 (Руки на пояс,

                                                        прыжки на месте.)

Сели на карниз.                             (Присесть на

                                                                     корточки.)

Шаловливые сосульки                  (Покрутить

                                                                         руками.)

Посмотрели вниз.                          (Посмотреть вниз

                                                                  из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться?          (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.             (Руками

                                        соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,        (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

- Сегодня утром я поместила часть собранных образцов в прозрачные стаканы и оставила в группе. Как вы думаете, что с ними произошло? (показывает прозрачные стаканы с цифрами 1,2,3,4)

- Сейчас мы с вами проверим чистоту воды от растаявшей сосульки. А помогут нам в этом: воронки и фильтры.

- Какими бывают фильтры? Для чего они нужны?

- Сегодня нашим фильтром послужит ватный диск.

- Берём чистый пластиковый стакан, ставим в него воронку, на дно воронки помещаем наш фильтр и аккуратно выливаем содержимое стаканов с образцами воды. Ждём, когда вода пройдёт сквозь фильтр, достанем ватный диск и поместим его на поднос с соответствующими цифрами.

- Давайте рассмотрим диски. Что вы видите?

- Зарисуем в таблицу результаты наблюдения.

Дети, узнавшие знакомые районы, называют их.

Лупы

Дети рассматри вают образцы, делятся впечатле ниями

Ответы детей.

Дети у мольберта зарисовывают в таблицу.

Выполняют движения по тексту

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети одновремен

но, поэтапно выполняют опыт в тройках.

Рассматривают чистоту ватных дисков, рассказывают, что видят.

Зарисовывают в таблицу

Рефлексия

- Ребята, вы помните, какая проблемная ситуация у нас возникла? Как мы её решали?

- Подведём итоги нашего исследования.

- При рассматривании сосулек при помощи лупы – лед оказался прозрачным и вроде бы чистым.

- При фильтровании воды от растаявших сосулек, мы видим, что с сосульках есть: грязь, песок, земля, семена.

- Так можно сосать сосульки? Почему?

Слайд 8.

- Наши весёлые сосульки передают вам привет!

Сосульки-подружки на крыше висели,

Всю зиму сосульки с крыши глядели.

Скучно сосулькам на крыше без ребят.

Но умные сосульки серьёзно говорят:

Детям сосульки кушать нельзя,

А то случится большая беда!

Горло заболит и животы тоже.

С сосульками, дети, будьте ОСТОРОЖНЫ!

Ответы детей.

Договаривают и проговаривают результаты опыта, подводят итог.

Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....