Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе "Радуга" по безопасности
проект по обж (средняя группа)

Светлана Горецкая

 Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный познавательно - творческий проект

в средней группе «Радуга» МБДОУ д/с «Аленушка»

«Неделя безопасности»

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя с 17 сентября по 21 сентября 2018г.)

Участники проекта:

- дети средней группы «Радуга» (4 - 5 лет);

- воспитатель – Горецкая С.Л.;

- родители воспитанников.

Актуальность: Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

•        учет возрастных особенностей детей

•        адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

•        постепенная подача материала от простого к сложному

•        частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

•        предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

•        интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

•        создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

Формировать представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, с животными;

Формировать у детей элементарные представления поведения в толпе, если потерялся;

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Содержание проекта:

- провести занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д.

- предложить родителям вместе с детьми принять участие в выставке рисунков на тему: «Безопасность глазами детей»

Этапы реализации проекта:

I. Этап. Подготовительный

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Разработка дидактических игр, пособий;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;

Подборка подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и т.д.;

Подготовка материала для изобразительной деятельности;

Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.

Подготовка к реализации проекта

с родителями:

Папка-передвижка:

«Правила поведения детей при пожаре»

Папка-передвижка:

«Твои помощники на дороге»

Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Повышать активность родителей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.

Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

        

С воспитанниками: : занимательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, наблюдения, просмотр мультфильма «Кошкин дом»

II. Основной этап. Реализация проекта

«Неделя безопасности»

Календарное планирование занятий в  средней  группе «Радуга»

Понедельник        

Тема: Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой.

Задачи:

-Воспитывать культуру поведения в быту с опасными предметами.

-Формировать у детей представления об опасностях, которые таит вода, в стакане, в раковине.

-Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.

-Воспитывать привычку слушать взрослых.

Содержание совместной деятельности

Беседы:

«Домашние помощники человека, правила обращения с электроприборами, приборы которые нельзя трогать без взрослых»

«Правила пожарной безопасности»

Папка передвижка:

«Детям об огне»

Дидактическая игра:

«Можно – нельзя»

Беседа: «Вода: может быть опасной, бережное отношение к воде»

Презентация: «Правила безопасного поведения с электричеством»

Вторник

Тема: Травмы при падении с высоты, их предупреждение

Задачи:

-Продолжать знакомить с культурой поведения на улице, в помещение с правилами поведения; осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила.

-Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

Содержание совместной деятельности

Беседы: «Узнавать и выделять опасные ситуации в помещение, на улице».

               «Гололед»

Дидактическая игра:

«Так и не так»

Игра

«Убери на место»

(соблюдение безопасности в саду, дома) .

Презентация:

«Правила безопасного поведения дома»

Среда

Тема: Какие опасные ситуации могут возникнуть дома (бытовая химия, лекарства, острые и режущие предметы и инструменты)

Задачи:

-Формировать у детей привычку не трогать порошки, моющие средства, лекарства и витамины без разрешения взрослых.

-Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Содержание совместной деятельности

Беседы:

«Не бери лекарства и витамины без разрешения»

«Бытовая химия для гигиены дома»

«Опасные предметы дома»

Папка передвижка:

«Безопасность ребёнка»

Дидактическая игра:

«Что и для чего»

Дидактическая игра:

«Найди опасные предметы в группе» (игрушечные)

Четверг

Тема: Не открывай дверь чужим людям.

            Контакты с животными

Задачи:

- Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек .

- Учить детей правильно вести себя с домашними животными: не убегать от собаки, не гладить незнакомых животных, не трогать кошку или собаку, когда они едят.

- Прививать навык обязательного мытья рук после общения с животными.

Содержание совместной деятельности

Беседы:

«Один дома»

«Незнакомцы»

«Если ты гуляешь один»

«Чужая машина»

Папка передвижка:

«Безопасность»

Беседы:

«Безопасное общение с домашними животными»

        

Пятница

Тема: Контрольный срез

Задачи:

Закрепить безопасное поведение с опасными предметами в доме и на улице, безопасность в игре и незнакомыми людьми.

Содержание совместной деятельности

Худ. литер. «Кошкин дом»

Деловая игра: «Если кому-то плохо – я могу прийти на помощь»

(закрепить навыки у детей оказание первой помощи)

Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Дидактическая игра:

«Найди все опасные предметы в группе»

Опасные ситуации:

«Если в дверь постучали».

«Незнакомый прохожий»

Дидактические игры:

«Что где должно лежать дома, в группе»

«Каждой вещи свое место»

«Маша в стране опасности» (составление рассказов детьми)

Презентация: «Один дома»

III этап. Заключительный (Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, выводы, составление рекомендаций).

Итог проекта:

1. Составление презентации проекта

2. Организация выставки совместных (дети с родителями) рисунков на тему: «Безопасность глазами детей»

3. Прослушать рассказы, приготовленные детьми совместно с родителями на тему: «Почему со мной могла случиться беда» (из личного опыта).

Вывод: В ходе подготовки и реализации проекта у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе. Отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности. Умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности. Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.  Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.

3. Шорыгина Т.А./ «Беседы по основам безопасности с детьми 5-8 лет»/ Москва «ТЦ Сфера» 2006г.-5-43с.