«Кейс – технология в ДО» (презентация)
консультация по обж

           «Кейс – технология в ДО»                      

                                 Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_teno.docx18.66 КБ
Office presentation icon 10.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

           «Кейс – технология в ДО»                      

                                 Пояснительная записка.

 Сложившаяся современная социальная, экономическая, политическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты, формирует неуверенность, повышает уровень тревожности у населения. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Практика семейного и общественного воспитания направлена на ограждение ребенка от реальной опасности; зачастую значимые взрослые просто одёргивают ребенка от ситуации, дают жесткий запрет на действие. Но отсутствие объяснений, отсутствие опыта применения правил и переноса представлений в новые ситуации затрудняет складывание у ребенка истинного представления об опасности и противодействии ей. На наш взгляд, работу по формированию истинного безопасного поведения детей необходимо строить на основе культурологического и деятельностного подходов, погружая детей в ситуации, требующие принятия решения, требующие безопасного и обоснованного действия.  

  Правила поведения и меры безопасности связаны с условиями проживания человека, будь это город или деревня, привычная домашняя обстановка или место отдыха — каждая среда диктует различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности. Необходимо знакомить детей с поведением в реальных условиях, формируя представление о вариантах поведения и их последствиях. Но всегда стоит вопрос об осознанном применении усвоенных правил и обоснованном переносе правил безопасного поведения с одной ситуации в другую, из ситуации традиционной и знакомой в ситуацию нестандартную и критическую. Следовательно, необходимо в работе обеспечить сочетание этих двух векторов: усвоения правила и переноса правила.

  Такой формой работы, обеспечивающий и познание, и активное обсуждение и принятие, и аналитику и оценивание ситуации, и обоснованный перенос или конструирование способа поведения, для нас является введение в практику работы ДОО кейс-технологий по проблеме безопасного поведения дошкольников.

Цель: представить педагогическому сообществу и родителям детей дошкольного возраста содержание и методику работы по проблемам безопасного поведения в быту и на дороге в формате кейс-технологий.

Задачи:

Раскрыть понятие культуры безопасного поведения как современной методологии и ориентира формирования безопасного поведения дошкольников.

Раскрыть сущность и особенности использования кейс-технологий в формировании культуры безопасного поведения.

Представить методику работы с разработанными кейсами по формированию культуры безопасности.

Представить систему кейсов разного вида и содержания, направленную на формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста

 В пособии представлены практические материалы по организации работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в формате кейс - технологий. Представлены теоретические и методологические основы построения работы, методические рекомендации к организации работы, собственно практический материал – кейсы разного типа.

"Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"

 В своей работе я начала использовать «Фото - кейс» технологию. Она включает  «Кейс – инцидент» и «Кейс -  вариации и догадки».

  1. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей).

Мы применяем следующие кейсы:

Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией.

 Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам:

1.Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»

2.Это этап выявления причинно-следственных связей. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3.Это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4. Этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

  1. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:

Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);

 Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

В заключении:

В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:

- получать необходимую информацию в общении;

- соотносить свои устремления с интересами других;

- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

-  отстаивать свою точку зрения;

-  принимать помощь.

  Кроме этого у них формируются навыки коммуникативные навыки, то есть происходит

 - формирование навыков работы в команде;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

-  обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

- учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. Налицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Презентация "Кейс-технология"

Современное общество ста­вит перед педагогами ДОУ за­дачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно до­бывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осу...

презентация к занятию по познавательному развитию в разделе ООМ на тему: «Мой любимый детский сад» с применением фото - кейс технологий

Создание условий для расширения знаний детей о своем детском саде, уточнения представлений о труде сотрудников детского сада....

Презентация "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"

Презентация практики  по теме "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"...

Презентация на тему "Использование кейс-технологий в ДОУ

Презентация на тему "Использование кейс-технологий в ДОУ...

Презентация по теме " Использование кейс-технологий в ДОУ"

Презентация по теме " Использование кейс-технологий в ДОУ"...

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....