Рабочая программа по безопасности
рабочая программа по обж

Томчук Ирина Игоревна

Рабочая программа по созданию безопастных условий при организации образовательного процесса "Будь здоров!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_bezopasnosti.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

Рабочая программа

 по созданию безопасных условий при организации  образовательного процесса

 «Будь осторожен!»

                                                                Воспитатель : Томчук И.И.

Пояснительная записка

С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения и и здоровом образе жизни.

Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;

• рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;

• анализ различных ситуаций;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• рассматривание иллюстраций;

• беседы с детьми на темы безопасного поведения;

• игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;

• праздники и досуги.

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, целью которой является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:

• создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;

• осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;

• вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;

• повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.

Содержание и методическое обеспечение программы

Сентябрь

«Контакты с незнакомыми людьми на улице».

Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях.

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

 Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

«Прогулка по городу»

Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте.

«Микробы и вирусы»

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).

Октябрь

«Чтобы нам не болеть»

 Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам).

«Улица полна неожиданностей»

 Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья

«Для чего нужны дорожные знаки»

 Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения

«Путешествие в страну правил дорожного движения»(досуг)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности

Ноябрь

 «Я потерялся»

 Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды

«Контакты с животными»

 Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны

«Если чужой приходит в дом»

 Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни

Декабрь 

«Пожароопасные предметы»

 Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

«Предметы, требующие осторожного обращения»

 Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

«Пожар»

 Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём

«Огонь – судья беспечности людей» (досуг)

 Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём

Январь

«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

 Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице

«Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход)»

 Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения

«Правила дорожного движения»

 Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

Февраль

« Служба «02»

Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого

«Как работает сердце человека»

 Познакомить детей с назначением и работой сердца

«Как мы дышим»

 Ознакомить детей с органами дыхания

«Здоровье и болезни»

 Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Март 

«Незнайка на улице» (досуг)

 Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения

«Здоровая пища»

 Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

«Одежда и здоровье»

 Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

«Гроза»

 Знакомство детей с правилами поведения во время грозы

Апрель 

«В здоровом теле – здоровый дух» (досуг)

Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие

«Режим дня»

 Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья

«Игры во дворе»

 Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

«Безопасность»

 Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

Май 

«Красный, жёлтый, зелёный» (досуг)

 Повторение правил поведения на улице, дорожного движения.

«Контакты незнакомыми людьми дома»

 Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

«Обучение правилам поведения на воде»

 Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение

«Азбука безопасности» (викторина)

 Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе

Планируемые результаты освоения программы

 «Ребёнок и другие люди»

• знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;

• имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;

• имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

• различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;

• знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;

• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;

• знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

• знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;

• имеет представление о мерах пожарной безопасности;

• имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

• имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);

• знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;

• имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;

• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;

• понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;

• имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;

• имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;

• знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

• соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;

• имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;

• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

• знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.).

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К. Ю, Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4.Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова и др. Сост. Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Программа  направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Рабочая программа"Страна безопасности"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан &nd...

Рабочая программа по безопасности "Ребенок и безопасность"

Понятие безопасности является актуальным в любом возрасте. Дети дошкольного возраста в силу своей познавательной активности, природного любопытства и неполного осознания возможных угроз здоровью склон...