Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном возрасте.
статья по обж

Мазур Лариса Павловна

Рост детского травматизма можно и нужно остановить принимая ряд мер по воспитанию будущих участников дорожного движения начиная с самого раннего возраста. Свою роль в этом воспитании может сыграть и дошкольное образовательное учреждение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazur_l_p_statya_profilaktika.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мазур Л. П., воспитатель 

ГБДОУ ЦРР – детский сад № 75 Красносельского района 

Санкт-Петербурга 

 

 

Профилактика детского дорожно-транспортного  

травматизма в дошкольном возрасте. 

Современные условия жизни диктуют нам особый стиль поведения. Увеличивается население городов, растет поток автомобильного транспорта на улицах, возникает особая напряженность в дорожной обстановке.  

Рост детского травматизма можно и нужно остановить принимая ряд мер по воспитанию будущих участников дорожного движения начиная с самого раннего возраста. Свою роль в этом воспитании может сыграть и дошкольное образовательное учреждение.  

Уже в группах раннего возраста можно формировать предпосылки для усвоения простейших правил поведения на дороге. Малышам можно внушить, что передвигаться по тротуару и переходить проезжую часть дороги нужно держась за руку взрослого. Конечно, в силу возрастных особенностей, невозможно знакомить детей с Правилами дорожного движения. Однако на занятиях по ознакомлению с предметным окружением обосновано ознакомление с понятием «автомобиль», частями автомобиля (кабина, колеса, кузов), отличием между грузовым и легковым транспортом, цветами пешеходного светофора (красный, зеленый), рассказать с помощью наглядной демонстрации о светофоре. Все эти знания помогут малышам в более старшем возрасте легче усваивать основные нормы и правила поведения на дороге. 

С переходом в младшую группу объем информации по данной теме следует увеличить. Необходимо отметить, что занятия должны проходить в доступной детям игровой форме. Занятия не должны носить скучный лекционный характер. Наглядность и доступность информации, интерес, вызванный игрой – основные условия хорошего освоения материала. Ребята уже способны усвоить отличия между транспортным и пешеходным светофором, представляют себе части дороги, их можно познакомить с понятием «пешеходный переход», внушать необходимость соблюдения правил поведения маленького пешехода и пассажира. Дети получают первые представления о транспорте специального назначения (скорая помощь и пожарная служба). 

В средней группе ДОУ детей можно знакомить с элементами классификации видов транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный, транспорт специального назначения), дети знают основных участников дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход). Ребят знакомят с профессиями людей так или иначе связанных с дорожным движением (водитель, регулировщик, сотрудники дорожных служб). Ребята четко должны представлять как вести себя на тротуаре, в общественном транспорте, в автомобиле в качестве пассажира, а также при переходе проезжей части. В этом возрасте дети четко знают, что дорога – не место для игр! 

В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Поэтому вполне обоснованно знакомство детей с такими сложными понятиями как «дорожные знаки», «дорожная разметка», более детально и углубленно дети знакомятся с классификацией автомобильного транспорта.  

В подготовительной группе дети учатся моделировать различные варианты дорожной обстановки, координировать свои действия в зависимости от ситуации на дороге. Они осваивают простейшую классификацию знаков дорожного движения, знакомятся с таким сложным понятием как «загородная дорога». Дети знакомятся с зависимостью состояния дороги от погодных условий.  

Весь этот массив информации невозможно усвоить без грамотного взаимодействия с родителями. Дети зачастую неосознанно копирую поведение взрослых, которые торопясь, перебегают проезжую часть в неположенном месте, на красный сигнал светофора. Педагоги ДОУ должны выстроить взаимодействие с родителями по изучению Правил дорожного движения таким образом, чтобы родители чувствовали свою ответственность за безопасность своих детей. Рано или поздно наши дети окажутся на дороге одни и от того, какие усилия по воспитанию грамотного пешехода и пассажира мы приложили в дошкольном возрасте, зависит жизнь и здоровье наших детей. 

В заключении хотелось бы указать распространенные ошибки, которые допускают педагоги при работе по изучению ПДД.  

  1. Не совсем верно произносить слово «машина», целесообразно использовать термин «автомобиль». Это позволит избежать лишней путаницы, так как машины бывают самые разные. 
  1. В разговоре с детьми нужно использовать понятия «красный (жёлтый, зеленый) сигнал светофора», а не «цвет светофора». 
  1. Занятия необходимо проводить только в игровой занимательной форме, излагать материал в доступной для детей форме. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.

Особая острота проблемы связана с тем фактом, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому опытные воспитатели и психологи интуитив...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Игры для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Игры, помогающие предотвращать конфликты в группе...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...