План работы по самообразованию воспитателя «Детское движение ЮИД, как средство профилактики дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста».
рабочая программа
Представлен план работы по самообразованию воспитателя на тему «Детское движение ЮИД, как средство профилактики дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
«Детское движение ЮИД, как средство профилактики дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста»
воспитателя
Батуевой Екатерины Владимировны
группы № 15 «Фантазёры»
МБОУ «СОШ № 6»
(дошкольные группы)
Югорск, 2024
Тема: «Детское движение ЮИД, как средство профилактики дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно — всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В дошкольном учреждении накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Основой содержания работы с детьми в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- познавательное;
- речевое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Формы и методы обучения дошкольников ПДД.
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций.
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.
Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах: творческих играх, изобразительной деятельности, прогулках, утренней гимнастике и т.п.
Приняв все это во внимание, мы сочли необходимым создание отряда юных инспекторов движения (ЮИД).
ЮИД - добровольное объединение воспитанников дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6». Оно создано с целью формирования у детей специальных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.
Отрядом ЮИД руководит воспитатель группы.
Цели отряда ЮИД - проводить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 6», пропагандировать безопасное поведение на дороге, формировать ответственность в обеспечении безопасности жизнедеятельности, воспитывать правовую культуру.
Цель самообразования:
- повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Создание условий для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах через вовлечение их в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
Задачи.
Обучающие:
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Формировать у детей углубленные знания правил дорожного движения через реализацию плана мероприятий по безопасности дорожного движения.
- Формировать у дошкольников потребность в реализации полученных знаний в практической деятельности при проведении различных мероприятий, конкурсов, соревнований по безопасности дорожного движения.
- Формировать у детей желание вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и навыки пропагандистской работы.
- Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Развивающие:
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
- Совершенствовать знания дошкольников о правилах безопасного поведения на улице.
- Продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Воспитывающие:
- Сплотить детский коллектив. Объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.
- Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное соблюдение правил дорожного движения.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают правила дорожного движения, умеют применять их на практике.
- Активно участвуют в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 6».
- Содействуют педагогам в пропаганде ПДД среди воспитанников.
- В группе оформлен уголок по безопасности дорожного движения «Правила ГИБДД - твои и мои».
- Разработана система мероприятий по безопасности дорожного движения.
- Родители вовлечены в образовательный процесс, активно сотрудничают с ДОО, у них сформировалось осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения.
- Налажено эффективное взаимодействие с ГИБДД города, ведётся планомерная работа по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.
Перспективный план работы отряда ЮИД | ||
Срок | Мероприятия | Участники |
Октябрь | Посвящение в отряд Юных Инспекторов Движения. Оформление в группах уголков по безопасности дорожного движения. Просмотр мультфильмов по безопасности из серии «Смешарики»
Целевая прогулка к проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад» Беседа «Осторожно, гололёд!» | Отряд ЮИД Воспитатели Воспитанники средних, старших, подготовительных групп Воспитанники подготовительных групп Отряд ЮИД |
Ноябрь | Оформление стенда для родителей «Безопасность детей в ваших руках» Конструирование (лего-транспорт). Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу». Беседа «Дорожные знаки». Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат». Встреча с инспектором ДПС «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» | Воспитатели Отряд ЮИД, воспитанники средних, старших, подготовительных групп Отряд ЮИД Отряд ЮИД Отряд ЮИД, воспитанники подготовительных групп |
Декабрь | Познавательные беседы: «Транспорт нашего города», «Общие правила поведения пассажиров». Викторина «Вопрос-ответ» по правилам дорожного движения Сюжетно - ролевые игры: «Найди нужный знак», «Учим дорожные знаки», «Правила дорожного движения». Профилактическая акция «Зима прекрасна, когда безопасна!» | Отряд ЮИД Воспитанники подготовительных групп Отряд ЮИД Отряд ЮИД родители, воспитанники средних, старших, подготовительных групп, |
Январь | Познавательная беседа «Пора не пора – не ходи со двора», «Безопасный перекресток» Профилактическая акция: «Детское кресло», «Пристегни самое дорогое» (раздача памяток родителям-водителям). | Отряд ЮИД Отряд ЮИД Воспитанники средней, старших, подготовительных групп |
Февраль | Чтение произведений по ПДД. Выпуск стенгазеты «Знаем мы от А до Я правила движения». Тематическая беседа «Особенности движения транспорта и пешеходов в зимний период» Дидактическая игра «Юный инспектор ДД» Просмотр познавательных мультфильмов «Особенности зимней дороги. Игры зимой» и др. | Отряд ЮИД Воспитанники средних, старших, подготовительных групп |
Март | Викторина «Пешеход на улице» Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» Встреча с инспектором ГИБДД «Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» Спортивное развлечение Оформление папки-передвижки для родителей «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье». | Отряд ЮИД, воспитанники старших, подготовительных групп |
Апрель | Квест-игра «Дорожные знаки» для детей старшего дошкольного возраста Отгадывание загадок по ПДД. Выступление отряда ЮИД «Правила дорожного движения» | Отряд ЮИД, воспитанники старших, подготовительных групп для детей младшего дошкольного возраста. |
Май | Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто». Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Обновление уголков по безопасности движения «Правила дорожного движения – твои и мои» Организовать работу и принять участие в акции «Внимание, дети!» (посвящённая дню защиты детей) | Отряд ЮИД Отряд ЮИД, воспитанники старших и подготовительных групп |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008.
5. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Третий Рим», 2007.
6. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
7. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
8. Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2019-2020учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Цель:Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Повысить собст...

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова МБУ №90 ...

План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевай Н. П., в социально - коммуникативном развитии воспитанников....

План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».
План работы по самообразованию : Инновационные технологии как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год"....

Отчёт о реализации плана по самообразованию воспитателя на тему «Детское движение ЮИД, как средство профилактики дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста».
Представлен отчёт о выполнении плана работы по самообразованию воспитателя...

