Статья : Модельно-макетное дидактическое пособие " Опасная дорога"
статья по обж (старшая группа)

В сборнике "Казначеевские чтения" опубликовала статью мадельно-макетного пособия "Опасная дорога" по обучению детей правилам дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maket.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬНО-МАКЕТНОЕ

 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ОПАСНАЯ ДОРОГА»

ПО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Е.С. Порожняк, О.Н. Иванова, Т.В. Розинкина (г.Прокопьевск)

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках и проигрывание  этих ситуаций в группе.

Обучение детей правилам дорожного движения с раннего возраста просто жизненно необходимо. Эта работа осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основными целями обучения правилам  поведения на дорогах являются:

• снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

• развитие психофизиологических качеств ребенка;

• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших.

В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик. В группах оформлены уголки ПДД  - многофункциональные центры, где проводятся занятия, дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.

Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, было решено разнообразить содержательность и вариативность предметно – пространственной среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяются инновационные авторские дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей. Таким инновационным проектом стало в нашем дошкольном учреждении модельно-макетное дидактическое пособие по ПДД «Опасная дорога»,  которое представляет собой макет опасного участка одной из дорог нашего города, с электронными светофорами, фонарями, с набором дополнительных дорожных знаков, разнообразием лего-человечков, комплектом автомобилей и специального транспорта для обучения старших  дошкольников правилам дорожного движения. Макет позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями  и стимулируя детское творчество и воображение. Основная цель данного пособия -  это формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний  о правилах дорожного движения. Используя этот макет в работе с воспитанниками, педагог решает следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением

и сигналами светофора, значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Развивать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, а также мелкую моторику, зрительное восприятие, социально-бытовую ориентировку, ориентировку в пространстве.        

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.

Практическая значимость инновационного макета заключается в том, что не всегда дети могут теоретические знания применить на  практике. Макет «Опасная дорога» дает возможность детям рассмотреть и проиграть различные дорожные ситуации, возникающие на улицах города, при соблюдении и несоблюдении правил дорожного движения. Дети смогут в игре закрепить значения знаков, сигналов светофора, виды транспорта, освоить правила  дорожного движения для пешеходов  и для водителей.  

Новизна модельно-макетного дидактического пособия состоит  в том, что оно оборудовано  электронным тумблером для включения и переключения сигналов светофоров и фонарей. Также макет накрывается куполом для проведения опытов со светоотражательными элементами и моделирования дорожных ситуаций в темное время суток.

Опыт «Нужны ли пешеходам фликеры?»

Задачи. Доказать детям опытным путем, что светоотражательные элементы, т.е. фликеры светятся в темноте при попадании на них света и помогают пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток.

Материалы: макет улицы с включенными фонарями, игрушечный автомобиль с горящими фарами, фонарик, куклы-пешеходы с фликерами и без них.

Ход опыта.

1.Воспитатель накрывает макет куполом, просит детей рассказать о том, что они видят на макете в темноте? Видны ли пешеходы? Автомобили?

2. Затем воспитатель включает фонари и фары у машины. Просит детей рассказать, что изменилось? Видно ли  теперь пешеходов (без фликеров)?

3. Наконец воспитатель помещает на макет пешехода с фликером, направляет фары автомобиля (свет фонарика) то на него, то в другую сторону. Дети анализируют  увиденное, делают вывод.

Продуманы разные варианты дидактических игр с использованием модельно-макетного дидактического пособия по ПДД «Опасная дорога» в зависимости от содержания программы и образовательной ситуации, например: «Проезжая часть», «Знакомая улица», «Поставь дорожный знак», «Найди безопасный путь», «Путаница», «Дорожный экзамен», «Выполни поручение», «Как проехать?»

В игровой форме ребята могут расставлять дорожные знаки, машины и маленькие фигурки человечков, что позволяет хорошо запомнить правила дорожного движения, опасные зоны маршрута передвижения детей по пути в детский сад и обратного пути домой. Разыгрывая различные проблемные ситуации на дороге и изучая правила дорожного движения, дети учатся осторожности и правильному безопасному поведению на дороге.    

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Благодаря использованию модельно-макетного дидактического пособия «Опасная дорога», максимального разнообразия приемов и средств в ходе работы с детьми по ПДД, позволяет сформировать у воспитанников умения предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создают модель поведения на дороге; привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в дорожной среде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Опасные предметы"

Данное пособие поможет закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими; закрепит  знания детей о том, что эти приборы могут у...

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Модельно-макетное дидактическое пособие "Опасная дорога"

Мадельно-макетное дидактическое пособие  "Опасная дорога" для детей старшей группы...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

«Использование дидактического пособия «Кубики дорожной безопасности» для формирования первичных представлений об опасных ситуациях на дорогах для занятий с детьми 4-5лет»

Дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, дети иначе воспринимают окружающий мир.         Он...

Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"

В данном паспорте  содержится информация о дидактичекий играх, способствующих всесторонней подготовки детей к школе.....

Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для подготовки детей к школе....