Статья : Модельно-макетное дидактическое пособие " Опасная дорога"
статья по обж (старшая группа)
В сборнике "Казначеевские чтения" опубликовала статью мадельно-макетного пособия "Опасная дорога" по обучению детей правилам дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬНО-МАКЕТНОЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ОПАСНАЯ ДОРОГА»
ПО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Е.С. Порожняк, О.Н. Иванова, Т.В. Розинкина (г.Прокопьевск)
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках и проигрывание этих ситуаций в группе.
Обучение детей правилам дорожного движения с раннего возраста просто жизненно необходимо. Эта работа осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основными целями обучения правилам поведения на дорогах являются:
• снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
• развитие психофизиологических качеств ребенка;
• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших.
В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик. В группах оформлены уголки ПДД - многофункциональные центры, где проводятся занятия, дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, было решено разнообразить содержательность и вариативность предметно – пространственной среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяются инновационные авторские дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей. Таким инновационным проектом стало в нашем дошкольном учреждении модельно-макетное дидактическое пособие по ПДД «Опасная дорога», которое представляет собой макет опасного участка одной из дорог нашего города, с электронными светофорами, фонарями, с набором дополнительных дорожных знаков, разнообразием лего-человечков, комплектом автомобилей и специального транспорта для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения. Макет позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество и воображение. Основная цель данного пособия - это формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний о правилах дорожного движения. Используя этот макет в работе с воспитанниками, педагог решает следующие задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением
и сигналами светофора, значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Развивать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, а также мелкую моторику, зрительное восприятие, социально-бытовую ориентировку, ориентировку в пространстве.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.
Практическая значимость инновационного макета заключается в том, что не всегда дети могут теоретические знания применить на практике. Макет «Опасная дорога» дает возможность детям рассмотреть и проиграть различные дорожные ситуации, возникающие на улицах города, при соблюдении и несоблюдении правил дорожного движения. Дети смогут в игре закрепить значения знаков, сигналов светофора, виды транспорта, освоить правила дорожного движения для пешеходов и для водителей.
Новизна модельно-макетного дидактического пособия состоит в том, что оно оборудовано электронным тумблером для включения и переключения сигналов светофоров и фонарей. Также макет накрывается куполом для проведения опытов со светоотражательными элементами и моделирования дорожных ситуаций в темное время суток.
Опыт «Нужны ли пешеходам фликеры?»
Задачи. Доказать детям опытным путем, что светоотражательные элементы, т.е. фликеры светятся в темноте при попадании на них света и помогают пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток.
Материалы: макет улицы с включенными фонарями, игрушечный автомобиль с горящими фарами, фонарик, куклы-пешеходы с фликерами и без них.
Ход опыта.
1.Воспитатель накрывает макет куполом, просит детей рассказать о том, что они видят на макете в темноте? Видны ли пешеходы? Автомобили?
2. Затем воспитатель включает фонари и фары у машины. Просит детей рассказать, что изменилось? Видно ли теперь пешеходов (без фликеров)?
3. Наконец воспитатель помещает на макет пешехода с фликером, направляет фары автомобиля (свет фонарика) то на него, то в другую сторону. Дети анализируют увиденное, делают вывод.
Продуманы разные варианты дидактических игр с использованием модельно-макетного дидактического пособия по ПДД «Опасная дорога» в зависимости от содержания программы и образовательной ситуации, например: «Проезжая часть», «Знакомая улица», «Поставь дорожный знак», «Найди безопасный путь», «Путаница», «Дорожный экзамен», «Выполни поручение», «Как проехать?»
В игровой форме ребята могут расставлять дорожные знаки, машины и маленькие фигурки человечков, что позволяет хорошо запомнить правила дорожного движения, опасные зоны маршрута передвижения детей по пути в детский сад и обратного пути домой. Разыгрывая различные проблемные ситуации на дороге и изучая правила дорожного движения, дети учатся осторожности и правильному безопасному поведению на дороге.
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Благодаря использованию модельно-макетного дидактического пособия «Опасная дорога», максимального разнообразия приемов и средств в ходе работы с детьми по ПДД, позволяет сформировать у воспитанников умения предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создают модель поведения на дороге; привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в дорожной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-252913-1368782711.jpg)
Дидактическое пособие "Опасные предметы"
Данное пособие поможет закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими; закрепит знания детей о том, что эти приборы могут у...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-1239793-1586846992.jpg)
СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНО...
Модельно-макетное дидактическое пособие "Опасная дорога"
Мадельно-макетное дидактическое пособие "Опасная дорога" для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/16/picture-649332-1437064284.jpg)
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273302-1601396604.jpg)
«Использование дидактического пособия «Кубики дорожной безопасности» для формирования первичных представлений об опасных ситуациях на дорогах для занятий с детьми 4-5лет»
Дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, дети иначе воспринимают окружающий мир. Он...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817874-1474294027.jpg)
Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"
В данном паспорте содержится информация о дидактичекий играх, способствующих всесторонней подготовки детей к школе.....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1215948-1642318119.jpg)
Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для подготовки детей к школе....