Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"
материал по окружающему миру

Зайцева Ирина Николаевна

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_shkola_wecompress.com_.docx842.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218»

660005, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Краснодарская, д.3А, тел. 2247530

e-mail mdou218@list.ru ОКПО 41069145, ОГРН1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001

Паспорт

Дидактического средства для формирования у детей мотивации к обучению в школе

Лэпбук «Школа»

C:\Users\Zima\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210226_172955.jpg

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ №218

                                                                      Ермолаева. Н.А.

                                                                    Маслеева. А.В.

                                                                   Каурова. Н.В.

                                                                  Зайцева. И.Н.

Красноярск 2021 г.

Цель:
Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста  мотивации к обучению в школе, развитию и коррекции познавательных и коммуникативных способностей, обогащению представлений о школьном мире.

Задачи :

  • Продолжать формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • Познакомить детей со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе;
  • Познакомить детей с правилами поведения в школе, режимом дня школьника;
  • Учить отгадывать загадки о школьных принадлежностях, заучивать стихи о школе;
  • Развивать связную речь;
  • Активизировать словарный запас по темам «Школа, школьные принадлежности»;
  • Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
  • Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их.

Методическая ценность:

        Адаптироваться к школе после детского сада сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требуется  особой дисциплины, занятия проходят в игровой форме, есть  время побегать и отводится время  для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов.

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс.

С помощью данного Лэпбука «Школа» появилась возможность наглядно, интересно  и в игровой форме рассказать будущим первоклассникам о школе  и уроках. Дети узнают о правилах поведения в школе, о распорядке дня школьника.С его помощью можно легко заинтересовать ребёнка школьными предметами. Усилить эффективность традиционных методов обучения за счет расширения игровых способов и приемов направленных на развитие сохранных анализаторов, саморегуляции, коммуникативных навыков, и нравственно-волевой готовности детей к обучению в школе. Отличный способ закрепления и повторения пройденного материала.

Партнерская деятельность взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

 добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук построен с позиции самоценности дошкольного возраста и его значения для формирования таких общих способностей  и качеств, которые обеспечат успешный переход детей к школьному обучению и станут основой для их дальнейшего личностного роста.

Область применения:

В ходе работы с пособием дети выполняют практические действия

сопряженные с мыслительной и речевой деятельностью.Дидактическое пособие «Школа» можно использовать в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей (выполнения заданий, манипуляция различными предметами) и в индивидуальной коррекционной работе с ребенком. Находит применение во всех образовательных областях.

Возраст детей: дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Особенности и преимущества наполнения Лэпбука «Школа» для детей с нарушением зрения:

  • все элементы выполнены согласно соразмерности демонстрационного материала по рекомендациям зрительных нагрузок Л.А Григорян.
  • Дидактические игры и задания имеют оптимальное для дошкольников исполнение; красочные рисунки, крупный шрифт, корректно сформулированные задания.
  • Упражнения разноплановые, подаются в игровой форме.
  • Задания имеют разную степень сложности. Это позволяет двигаться поступательно и делает подготовку к школе для детей более комфортной.

Новизна пособия:

Заключается в комплексном подходе к ведущей деятельности дошкольника, с введением созданных и усовершенствованных, адаптированных средств и методов, мотивирующих к обучению в  школе. Содержание разнообразных игр  для формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников  в учебной, игровой деятельности. Развитие  образного и логического мышления, воображения, формирования способов общения и построения собственной  деятельности, в том числе  и познавательной, умения строить замыслы и добиваться их реализации, вслушиваться в речь свою и других людей, быть инициативным, любознательным. Без такого фундамента трудно ожидать  успешности  в школьном обучении.

Основные принципы

  • От общего к частному,где каждое частное выступает перед ребёнком не само по себе, а как часть чего-то общего.
  • Наглядное моделирование(Часть-целое)
  • Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослыми.
  • Использование проблемных ситуаций инициирующих детскую поисковую деятельность.

Краткое описание Лэпбука «Школа»

Лэпбук «Школа» предназначен для детей старшего дошкольного возраста   и направлен на формирование  представлений о школе и некоторых школьных предметах, а так же  на развитие у детей интереса к школьной жизни. Такой интерактивный лэпбук отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:
-полифункциональность: способствует развитию творчества, воображения, использование в различных видах детской активности

- трансформируемость: —позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

- вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;

- информативен;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами.

-является средством художественно-эстетического развития ребенка,

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие  выполнено в форме здания школы со съемной крышей и представляет собой тематическую интерактивную папку-передвижку, изготовленную из плотного картона, обтянутого флисом, размером 40х60см

Все дидактические игры находятся в съемных кармашках, и  крепятся липучками к каркасу, снимаются при индивидуальной или групповой деятельности.

                  В состав Лэпбука входят дидактические игры и задания, выполненные из различных материалов.

C:\Users\Zima\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210226_172201.jpgC:\Users\Zima\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210226_172442.jpg

Разделы Лэпбука «Школа»

Лэпбук представлен в виде образовательно-игровых блоков.

  • Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и знакомство со временем
  • Окружающий мир
  • Нравственно-патриотический раздел
  • Развитие речи и обучение грамоте
  • Здоровьесберегающие  технологии
  • Музыка

Серия предлагаемых игр входящих в состав игрового дидактического пособия Лэпбук и их описание.

Раздел ФЭМП

Дидактическая игра «Часы».

Цель:Научить детей ориентироваться во времени.

- Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

- Уточнять и развивать у детей временные представления.

Оборудование: карточки с заданиями режима дня, часы из флиса со съемными деталями, электронный циферблат со съёмными деталями.

Задания:

  • «Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.
  • «Определи который час»
  • «Сколько время показывают часы»
  • «Распорядок дня Лизы по времени»
  • «Электронные часы»

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0710.JPG

Дидактическая игра на закрепление математических знаний

«Раз прищепка, два прищепка»

Материалы:

Набор ламинированных картонных карточек с примерами.
Прищепки с нанесёнными на них цифрами.

Описание:

Для закрепления изученного материала хорошо использовать нестандартные приёмы. Прищепки с цифрами станут вашими помощниками в закреплении математических знаний детей: с ними можно удобно и быстро выполнять задания на счёт, равенство-неравенство чисел, больше-меньше, нахождение соседних чисел, решать примеры на сложение и вычитание.

  • Игра «Подбери пропущенные числа»

Дети должны правильно подобрать пропущенные цифры и с помощью пронумерованных прищепок заполнить пропуски.

  • Игры «Больше-меньше», «Равенство-неравенство»,
  • «Примеры»

Педагог использует прищепку с цифрой, дети должны правильно подобрать вариант ответа (выбрать большую или меньшую цифру, решить заданный пример).

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0691.JPG

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель: формирование навыков счета и решения примеров в пределах 10-ти.

Материалы:вазы ,цветы с примерами в пределах 10-ти  на сложение и вычитание

Описание:

Детям даны вазы с цветами. На каждом цветке изображены математические примеры, а на каждой вазе результат примера. Дети должны правильно посчитать и выбрать нужный цветок в нужную вазу. Таким образом, дети закрепляют знания о составе числа,  решение элементарных задач на сложение и вычитание.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0706.JPG

Дидактическая игра «Глобус с загадками»

Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать детей и вовлечь его в занятие.

Цель: Создать условия для познавательного развития старших дошкольников.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

2. Уточнить знание известных геометрических фигур;

3. Систематизировать представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Материалы:

карточки в виде глобуса с загадками по каждой цифре. На обратной стороне ребёнок маркером пишет ответ и сравнивает  с правильны ответом.

Усложнение :

Ребёнок читает загадку и рисует на что, похожа цифра.C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0735.JPG

Дидактическая игра «Танграм»

Цель:

 Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Задачи: 

Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.

Воспитывать терпение и усидчивость.

Правила игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Материалы:

фигурки из флиса , карточки и картотека с образцами.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0702.JPG

Дидактическая игра «Развивайка»

 Цель Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических играх.

Задачи:

1.Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных  сторон.

5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Материал:

Карман с заданиями, в котором представлены все разделы математики. Ориентировка в пространстве, на листе,  решение ребусов, выполнение заданий.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0688.JPG

            Дидактическая игра «Нарисуй по клеточкам»

Ведение линий под диктовку в заданном направлении от исходной точки до  конечного результата. Также дети могут работать самостоятельно.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0718.JPG

                                                   Раздел
              Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Загадки

Загадка – это жанр народного творчества, один из древнейших жанров устной поэзии . Загадка была тайным языком у наших предков. С ее помощью испытывали мудрость человека, находчивость, его знания. Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Знание загадок и умение их разгадывать – это жизненная необходимость.

Цель: продолжать обучать воспитанников старшего дошкольного возраста отгадыванию загадок.

Задачи:Уточнять представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение. Повышение интереса к школьным принадлежностям. Формирование положительной мотивации к учебному процессу.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0700.JPG

                             Дидактическая игра «Составь слово»

Цель:Развитие фонематического слуха.

Задачи:

1. Учить детей определять место звука в слове.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.

3. Совершенствовать слухо-произносительную сторону речи.

4. Воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять    

    ошибки.

5. Автоматизировать в самостоятельной речи.

Задача игрока подобрать нужные слоги и составить слово по картинке. Назвать гласные звуки, определить твердые и мягкие согласные. Для усложнения придумать слова с заданным звуком.  Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0729.JPG

              Дидактическая игра «Собери портфель в школу»

Цель: В игровой форме познакомить детей со школьными принадлежностями. Учить классифицировать предметы.

Задачи:

Развивает мелкую моторику и координацию движений, глазомер и визуальное восприятие, зрительную память, речь, пополняет словарный запас.

Расширить представление детей о школе, пополнить словарь за счет названий школьных принадлежностей.

Учить отличать письменные принадлежности от игрушек, правильно выбирать их, называть, угадывать загадки о них. Собирать портфель, тренировать мелкую моторику.
Воспитывать интерес и положительную мотивацию к обучению в школе.
Материалы: Папка-обложка в форме портфеля, внутри –картинки школьных принадлежностей.

1 вариант - Играющие делятся на 2 команды. Ведущий (на первых порах воспитатель) раздает игрокам картинки с изображением школьных принадлежностей. Дети выбирают из картинок письменные принадлежности и складывают их в картонный портфель. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.
2 вариант - Ведущий читает загадки о школьных принадлежностях. Дети отгадывают и показывают картинку с их изображением. В конце игры собирают портфель из угаданных предметов.
3 вариант - Играющие делятся на 2 команды и по очереди читают загадки Команды отгадывают их тоже по очереди и складывают в портфель.

                C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0725.JPG

Ребусы

Цель:Продолжать учить детей разгадывать простые ребусы

Задачи:

        Расширять кругозор детей.

        Знакомить с окружающим миром, явлениями природы.

        Развивать логическое мышление, любознательность, пытливость, тренировать внимание и память, обогащать речь.

Вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца. 

Правила:

1. Если перед картинкой стоит сверху запятая, то первую букву из этого слова следует исключить. Если сзади – последнюю. Если запятых несколько, то стоит исключать такое же количество букв.

2. Если в ребусе есть зачеркнутая буква, то её стоит удалить из слова. В случае если рядом стоит другая буква, то нужно просто заменить одну на другую.

3. Под рисунком написан ряд цифр. Это означает, что слово состоит из букв, которые находятся под этими номерами в соответствующей последовательности.

4. Если один рисунок расположен в другом или на нем, или в любом другом положении, то между их значениями стоит прибавить предлог: в, на, над, под и т.д.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0730.JPGC:\Users\Zima\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0732.jpg

                      Дидактическая игра «Найди и обведи» 

Выполнена  в виде карточек, в форме колокольчика, способствует развитию фонематического слуха, учит детей определять место звука в слове, развивает мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи. Совершенствует  слухо -произносительную сторону речи, воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.

В ходе игры играющий либо педагог выбирают одну из карточек. Задача игрока выделить все картинки с заданным звуком

Дидактическая игра «Собери персонаж из частей».

Цель развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал:разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного кармашка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Воспитатель показывает детям персонажей из знакомых сказок. После обсуждения дети из частей складывают пазлы, на каждой картинке имеется своя буква.  После того как картинка собрана, ребенок сможет прочитать получившееся слово.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0709.JPG

Раздел
Окружающий мир

Дидактическая игра «Кому что принадлежит»

Цель: систематизировать и актуализировать знания детей о разных видах животных.

Задачи: научить находить целое по его части

        -  сопоставлять предметы по отдельным признакам

        - отгадывать предмет по его описанию

        - мыслить пространственно.

        -расширять словарь детей- развивать связной  монологической и диалогической речи;

        - развивать умение образовывать существительные во множественном числе,  называть детенышей взрослых животных, образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

        - воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование:

Игровые поля с изображением животных; карточки, на которых изображены части тела, кожные покровы и места обитания животных;   мнемосхема для составления описательного  рассказа о животном.

Игроки выбирают себе игровое поле .Ведущий – ребенок показывает   маленькие карточки   и выдает их играющим.  Игроки накрывают карточками соответствующие картинки на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым накроет карточками все игровое поле. После этого участники рассказывают о животных, опираясь на собранные карточки.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0721.JPG

                    Дидактическая пособие «Зеркальная книга»

    Зеркальное книга — это средство для развития внимания, мышления, памяти, воображения, речи у детей . Прочитать такую книгу можно либо в зеркале, либо освоив навык зеркального чтения.
Зеркальное чтение — это мощный инструмент для улучшения взаимодействия полушарий головного мозга.
С развитием навыка зеркального чтения повышается внимание, улучшается память, стабилизируется эмоциональный фон. Заметно повышаются творческие способности. В книге представлены развороты:Первый разворот

1. Что такое зеркало (определение)

2.Как делают зеркала ( закрытый кармашек- схема)

3. Где люди используют зеркала (в виде «гармошки»)

Второй разворот

1. Лента времени (вращающийся диск)

2. Книги о зеркалах (кармашки, в которых находятся картинки обложек книг- рассказы, сказки, басни, мифы, легенды).

Третий разворот

1. Загадки о зеркалах (файлы-карточки в кармашке)

2. Загадка –открытка (объемная картинка)

Четвертый разворот.

1. Басня «Зеркало и обезьяна»

2. Интересные факты о зеркалах ( книжка-малышка)

Пятый разворот

Кроссворд о зеркалах

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0698.JPG

Нравственно-патриотический раздел
Сюжетные картинки и атрибуты  с символикой и достопримечательностями города и страны.

C:\Users\Настя\Desktop\лэээтб\DSC_0715.JPGDSC_0650.JPG

DSC_0622.JPGDSC_0649.JPG

Раздел
Здоровьесберегающие технологии

Картотека дыхательных гимнастик.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:  Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5.   Далее выполняются задания по представленным в картотеке карточкам.

Картотека зрительных гимнастик

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи: 

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Зрительные гимнастики  необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по  3-5 минут. Для  гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

               При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Картотека физ.минуток

Цель:  Помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от непосредственной образовательной области. Получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

Дидактическая игра «Сделай так же»

В кармашке  карточки для выполнения упражнений по детской йоге

Раздел  Музыка

  • Диски с музыкальными произведениями.
  • Диск с занятиями «Путешествие в страну Знаний».
  • Сборник видеосюжетов.
  • Фольклор

Работать с дидактическим пособием  можно как индивидуально, так и с подгруппой детей. Особенностью взаимодействия группы детей в ходе работы с пособием является то, что дети могут выбирать себе задание по желанию, а также по жребию, могут выполнять задания в одно время каждый на своей игрой, не мешая друг другу, а также  осуществляя взаимопроверку после выполнения.

        Таким образом, с использованием данного пособия можно поддерживать познавательный интерес детей, повысить мотивацию к обучению в школе, коммуникативные навыки, уровень  саморегуляциии ответственности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Электронное дидактическое пособие "Маша и Медведь: дорога к школе"

П  Предлагаемое Вашему вниманию электронное многофункциональное дидактическое пособие «Маша и Медведь: дорога к школе» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  Пособие носит...

Паспорт мини -музея "Дорогая моя столица"

Цель создания мини -музея: Формировать представление о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом Москвы, песнями о Москве. Показать дет...

Паспорт дидактического пособия "По дороге в школу"

В данном паспорте  содержится информация о дидактичекий играх, способствующих всесторонней подготовки детей к школе.....

Паспорт проекта «По дороге в школу»

Цели:- формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и со...

Паспорт проекта "по дорогам сказок"

Воспитание нравственных качеств у детей посредством народной сказки, учитывая все компоненты нравственного воспитания...