Статья "Формирование основ безопасного поведения дошкольников с использованием ИКТ"
статья по обж

Костылева Ксения Анатольевна

      По результатам статистики ежегодно происходят десятки тысяч чрезвычайных ситуаций на дорогах, в быту, в природе с участием детей и подростков. Именно поэтому безопасность детей остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии. Значительный пласт работы  в данном направлении это - профилактическая работа. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей, родителей, педагогов о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_bezopasnosti_doshkolnikov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ  безопасности  дошкольников

с использованием  ИКТ

      По результатам статистики ежегодно происходят десятки тысяч чрезвычайных ситуаций на дорогах, в быту, в природе с участием детей и подростков. Именно поэтому безопасность детей остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии. Значительный пласт работы  в данном направлении это - профилактическая работа. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей, родителей, педагогов о поведении в чрезвычайных ситуациях.

       Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как любознательность, эмоциональность, подвижность, а вместе с тем и   физическая слабость по сравнению со взрослыми, непонимание подстерегающих опасностей, неумение прогнозировать последствия своего поведения, недостаток самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

      Поэтому значимой является  проблема создания  условий в детском саду и семье, позволяющей планомерно накапливать опыт безопасного поведения в процессе игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательной деятельности. В нашем детском саду творческим коллективом разработан  долгосрочный проект «Безопасный мир дошкольника». Цель которого, оптимизировать работу по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и приобретение ими социального опыта. В рамках данного проекта я решила разнообразить формы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время информационные технологии  занимают важное место  в профессиональной деятельности педагога - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

      И ФГТ,  и Федеральной программе развития образования на 2011-2015 годы обозначены актуальные аспекты развития современной системы образования, в том числе, использование информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем, использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только  меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации  образовательного процесса.

Обращусь еще к одному нормативному документу. Согласно СанПина пункта 12.21. «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут». 

     Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии  облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

      Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.

    Отечественные и зарубежные исследования таких учёных, как С. Новоселова, Г. Петку, И.Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций дошкольников, интегративных качеств дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями.  

     В соответствии с выделенной актуальностью, Федеральными государственными требованиями, Федеральными государственными программами для достижения цели по информатизации образовательного процесса определила ряд задач, которые представлены Вашему вниманию на слайде.

     В нашем ДОУ имеется современное мультимедийное оборудование: компьютеры, нетбук, мультимедийный проектор, который позволяют демонстрировать на большом экране все то, что отображается на экране компьютера, например, учебную мультипликацию, анимацию дорожных ситуаций, картинок и др. Из отдельных элементов множества статических иллюстраций, фотографий, кратких конспектов занятий, присутствующих в информационном ресурсе, наши педагоги составляют мультимедийные презентации, игры, фильмы, тесты. Позже я продемонстрирую некоторые из них. Имеющиеся в нашем ДОУ технические возможности и разработанные методические мультимедийные материалы позволяет достигать поставленных задач в реализации проекта «Безопасный мир дошкольника» и соответственно  определённых результатов.

      Практика использования ИКТ  позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Обучение через игровую или практическую деятельность

5. Повышение интереса к проблеме.

    Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;

-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

     Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что использование информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников - это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона. 

     Внедрение ИКТ осуществляется по двум  направлениям:

- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;

- создание презентаций, игр, тестов

    Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация. Представляю вашему вниманию….

    Интересными  и увлекательными стали для детей игры, тесты…

    Хочется особенно выделить совместно с детьми созданную электронную книжку-малышку…

Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности  говорят следующие позитивные факторы:

  1. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
  2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

В заключение  хочется еще раз сказать о важности применения современных информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ способствует повышению качества овладения детьми правилами безопасности и формированию осознанного поведения у выпускников детского сада в опасных ситуациях.

Тема: «Формирование основ  безопасности  дошкольников с использованием  ИКТ»

Цель: поделиться опытом работы с педагогами города по использованию информационных технологий в организации работы  по образовательной области  «Безопасность».

Презентация:

  1. Теоретический аспект.
  2. Нормативно-правовая база по проблеме использования ИКТ в дошкольном образовании.
  3. Актуальность темы.
  4. Цели и задачи по данному направлению.
  5. Направления деятельности.
  6. Блок «Безопасность» из медиатеки.

Показ презентаций:  «Светофор», «Домовенок Кузя», «Правила пожарной безопасности», «Безопасная прогулка», «Огонь в картинках и загадках», «Загадки», «Игра – проблемная ситуация» , Интеллектуальная игра «Турнир эрудитов», Электронная книжка

  1. Выводы.

Рефлексия мероприятия: (средний показатель)

- степень важности информации – 10

- степень актуальности информации – 10

- степень возможности применения полученной информации в практической деятельности – 9

- степень привлекательности подачи информации – 10

- степень удовлетворенности результатом - 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Я хочу поделиться  опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...

Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме

Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Мастер-класс "Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме"

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них....

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...

«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...