План самообразования по ПДД
материал по обж (подготовительная группа)

Госфорд Екатерина

План на учебный год для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема:

«Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Воспитатель:

 Госфорд Екатерина Анатольевна 

 

                                             2018 год

План самообразования воспитателя

на 2018-2019учебный год.

Тема: «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
1.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

Содержание деятельности: Изучение теоретических основ  по обучению дошкольников правилам дорожного движения  (Примерный список литературы к изучению - см. Приложение).

Сроки (начало - окончание): начало - сентябрь 2018 г.; окончание -май 2019 г.

 Форма представления результатов:

      Сообщение, доклад - теоретический анализ.

  2. Разработка программно - методического обеспечение образовательного процесса

Актуальность опыта:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

Цель:

Целью является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

  • Закрепить с детьми знания правил уличного движения: правила перехода, назначение сигналов светофора, дорожные знаки и т.д.
  • Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
  • Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
  • Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

  Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребе представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

  Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

Основные задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы реализации плана по самообразованию:  

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

3. Технологический аспект

Содержание деятельности:

 Цель: выявление наиболее эффективных педагогических условий, направленных на формирование целостного восприятия окружающей дорожной среды, а также навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой.

Задачи:

Задача 1.Создать пространственно – развивающую среду в группе и на участке ДОУ, отвечающую требованиям  для обучения дошкольников ПДД.

 Форма представления результатов: Оснащение (совместно с воспитателями) уголков по ПДД необходимыми атрибутами, предметами – заместителями для подражательной игры, воспроизводящей действия взрослых; обогащение игровой атрибутики в соответствии с современной окружающей действительностью (транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры;  дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД;  атрибуты для сюжетно-ролевых игр;  дорожные знаки), подбор художественной литературы.

Задача  2. Разработать содержание различных видов деятельности детей для I, II, III года обучения в рамках действия проекта по самообразованию, установить регламент проведения в режиме дня детского сада.

  Составление перспективного плана работы с детьми, цикла тематических занятий по обучению детей ПДД, разработка конспектов занятий, тематических досугов.

Задача 3. Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями. 

Экспресс – выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах; показ мастер – класса для педагогов ДОУ, организация тематических «круглых столов», семинаров – практикумов; организация работы совместно с воспитателями по близким направлениям по самообразованию.

 Методическая разработка:

 

1.   Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по обучению дошкольников ПДД. Укрепление материально-технической базы.

-Теоретический анализ.

-Разработка практических рекомендаций.

 

2.     Составление картотеки сюжетно-ролевых, подвижных игр по ПДД, ориентирующихся: 

а) на возрастной фактор ознакомления с социальной действительностью; 

б) на программные задачи дисциплин, установленных в ДОУ.

  

 3.Составление картотеки диагностических методик для оценки:

 а) эффективности развивающего влияния предметной – игровой среды на возникновение у детей мотивации к сюжетно – ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения; 

б) знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе обучения правилам дорожного движения в ДОУ

  

 Организация работы с родителями.

    Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.

1.   Знакомство с работой ДОУ по данному направлению. 

2.     Разработка рекомендаций по изучению правил дорожного движения в домашних условиях.

Форма предоставления результата:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал для родителей;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания;
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

        

 

Организация работы с педагогическим коллективом

 

 1.     Совместный анализ предметно – развивающей среды. 

 2.    Разработка совместных проектов игр по ПДД, конспектов занятий, конкурсов, экскурсий.

 Проектные разработки, конспекты.

3.     Консультирование, выступление на педсоветах, проведение обучающих семинаров.

 

V. Предполагаемый результат.
       Планомерность, систематичность, рациональность во внедрении в практику работы детского сада – коммуникативный, социально адаптированный выпускник со своей творческой индивидуальностью, с высоким уровнем познавательной активности.

 1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

 

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

1. Подбор и выставка литературы по ПДД.

сентябрь

Доклад

2. Составление картотеки примерных тем целевых прогулок для всех групп по профилактике детского дорожного травматизма.

Октябрь

Методическая разработка

3.Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге»

Ноябрь

Оформление стенда

4.Обновление уголка по правилам дорожного движения 

Декабрь

Доклад

5.Мастер-класс по изготовлению атрибутов для воспитания интереса к изучению ПДД.

Январь

Занятие-панорамма

6. Выставка  детских рисунков по ПДД « Дорожные знаки».

Январь

Выставка

7.Семинар-практикум  на тему:»ПДД для дошкольников» г.Каменск

Февраль

Сообщение – теоретический анализ

8. Консультация для педагогов на тему: «Что должен знать воспитатель о ПДД!».

Март

Выступление

9.Проведение конкурса на тему «Лучшее пособие для изучения ПДД»

10.Оформление участка для обучения детей ПДД.

11. Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребенка ПДД.

Март-Апрель

Май

Май

Оформление папки-передвижки

Аналититическое заключение

Оформление буклетов, памяток

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

1.Интервьюирование родителей для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома.

Октябрь

Анализ ответов родителей

2. Анкетирование на выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома.

Октябрь

Анализ анкет

3. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ПДД) в группах ДОУ.

Ноябрь

Аналитическое заключение

4.Консультация для педагогов на тему: «Автокресла».

Декабрь

Выступление

5. Экспресс – выступление на педсовете: «Обучение детей ПДД через игру».

Январь

Сообщение

6. Консультация для родителей воспитанников на тему: «Совместная работа ДОУ с родителями по обучении детей безопасности на дорогах ».

Февраль

Оформление ширмы - передвижки

8. Составление картотеки игр по ПДД в разных возрастных группах

Март - май

Доклад

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

1. Анализ литературы по теме: «ПДД для дошкольников».

Октябрь

Доклад

2.Выставка детских рисунков

Октябрь

Доклад

3. Организация предметно – развивающей среды для развития сюжетно - ролевой игр по ПДД.

В течение учебного года

Дизайн групповых помещений

4.Консультациядля педагогов на тему:  «Ребенок и дорога».

Декабрь

Выступление на педсовете

5.Оформление папки- передвижки "Три сигнала светофора"

Январь

Доклад

6. Отчёт по педагогическому опыту в рамках самообразования.

Май

Аналитический отчёт

7. Разработка рекомендаций по воспитательно – образовательному процессу по блоку «Создание условий для сюжетно – ролевых игр».

В течение учебного года

Консультативная база, методическая разработка

На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.

Программой дошкольного образования   предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения  . В план работы вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры.  

     Начиная со второй младшей группы детском саду провожу работу по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги.

      Соблюдение правил – это результат воспитанности. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, осуществляю связь между всеми разделами программы. На организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.

     С правилами дорожного движения знакомлю детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от образовательной деятельности к образовательной деятельности и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх направляю внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называю цвета светофора, знакомлю с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина».  Уточняю название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. И сопровождаю действия словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учу двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

      В старшей и средней группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения связываю в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. В старшей группе обыгрываю правила дорожного движения в различных играх. Все дети старшей группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до детского сада. В течении учебного года проводились различные мероприятия по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Проводились игры, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций. Для родителей предоставлялась различная наглядная информация. Выступления на родительском собрании. Проводилось анкетирование родителей по уровню овладения знаний о ПДД. Принимала участие в вебинаре «Безопасность на дороге в летние каникулы»

   

Приложение 1

Список источников и литературы к изучению: 

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

4.«Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.

5. Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД  Т.И. Данилова.

6. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина .2002.

7. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры  Т. П. Гарнышева

8. «Ребенок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения Л. А. Вдовиченко.

9.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

10. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

11. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.

12. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...