"Пожарная безопасность"
материал по обж (старшая группа)

Дидактический материал для дошкольников по безопсности жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnaya_bezopasnost.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

по правилам пожарной безопасности детей среднего возраста

«Пожарная безопасность»

 Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?»

Цель: посредством ознакомления детей с профессией пожарный, формировать представление о предметах облегчающих труд людей данной профессии.

Задачи:

-продолжать учить играть в различные дидактические игры;

-углублять представления о существенных характеристиках предметов, возможности использования их в чрезвычайной ситуации;

-формировать умение выделять и называть предметы необходимые при пожаротушении из группы предметов объясняя свой выбор;

-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

  • карточки с предметами необходимыми при пожаротушении – 6 шт.;
  • карточки с предметами, которые не используются при пожаротушении – 6шт.
  • карточки, состоящие из шести предметных картинок – 2шт.;
  • игровые поля «Пригодится при пожаре», «Не пригодится при пожаре» - 2 шт.

Количество игроков: от одного и более

Варианты игровых заданий.

1 вариант (от 4 до 5 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: ведущий показывает карточку, а ребенок объясняет, нужен (не нужен) этот предмет при пожаротушении. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.

2 вариант (от 4 до 6 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: игроки берут карточки с шестью предметными картинками на каждой (одна карточка у каждого игрока). Ведущий игрок берет карточку с одной предметной картинкой и показывает ее игрокам. Игрок, имеющий на карточке соответствующий предмет, забирает ее и кладет на свою карточку. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты. Выигравшему игроку предоставляется возможность быть ведущим в следующей игре.

Усложнение игры: ведущий, не показывая карточку, называет предмет, который на ней изображен. Игрок, имеющий соответствующий предмет на своей карточке, поднимает руку или говорит: «У меня эта карточка». Ведущий сравнивает иллюстрации и в случаи совпадения отдает карточку игроку.

  «Пожарная техника» (фото 6).

Цель: познакомить детей с разновидностями пожарной техники.

Задачи:

-формировать элементарные представления о разновидностях пожарной техники, как наземном, так и воздушном транспорте;

-расширять осведомленность детей о сфере производства пожарной техники ее значимости для жизни общества в целом;

-активизировать словарь;

-расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости;

-формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;

-прививать чувство благодарности к людям за их труд;

-воспитывать чувство гордости за достижения страны в сфере производства пожарной техники.

 6.Кармашек дидактическая игра «Пожароопасные                                                                                  предметы» (фото 7)

Цель: посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, формировать осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды;

-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;

-подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности;

-развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

  • карточки с пожароопасными предметами – 16 шт.;
  • карточки с предметами, которые не являются пожароопасными – 18шт.
  • карточки, состоящие из шести предметных картинок – 3шт.;
  • карточки, состоящие из четырех предметных картинок – 4 шт.;

Количество игроков: от одного и более

Варианты игровых заданий.

1 вариант (от 4 до 5 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: ведущий показывает карточку, а ребенок объясняет, пожароопасный (не пожароопасный) этот предмет. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.

2 вариант (от 4 до 6 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: игроки берут карточки с шестью и четырьмя предметными картинками на каждой (одна карточка у каждого игрока). Ведущий игрок берет карточку с одной предметной картинкой и показывает ее игрокам. Игрок, имеющий на карточке соответствующий предмет, забирает ее и кладет на свою карточку, объясняя его значение. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты. Выигравшему игроку предоставляется возможность быть ведущим в следующей игре.

Усложнение игры: ведущий, не показывая карточку, называет предмет, который на ней изображен. Игрок, имеющий соответствующий предмет на своей карточке, поднимает руку или говорит: «У меня эта карточка». Ведущий сравнивает иллюстрации и в случаи совпадения отдает карточку игроку.

 «Запрещающие знаки пожарной безопасности».

Дидактическая игра «Собери и назови знак» (фото 8).

Цель: посредством ознакомления детей с запрещающими знаками пожарной безопасности, формировать осознанное положительное отношение к выполнению установленных норм поведения.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-познакомить детей с запрещающими знаками пожарной безопасности их значением;

-активизировать словарь;

-формировать умение узнавать и называть запрещающие знаки пожарной безопасности, объяснять их значение;

- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности;

-развивать умение в своих поступках следовать положительному примеру;

-воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

 Дидактическая игра «Огонь -  друг или враг?»

Цель: посредством дидактической игры показать значимость огня в жизни человека в той или иной ситуации.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-формировать умение моделировать ситуации, когда огонь является жизненно необходимым и несет хорошее и когда огонь выступает «врагом», может стать причиной пожара и гибели животных и человека;

-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;

-развивать умение выполнять установленные нормы поведения;

-активизировать словарь;

-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

  • карточки -  иллюстрации – «огонь добро» – 11 шт.;
  • карточки -  иллюстрации – «огонь зло» - 16 шт.;
  • карточки с изображением «доброго» и «злого» огня – 2 шт.

Количество игроков: от одного и более.

Рекомендации к использованию игры «Огонь -  друг или враг?».

Вначале рассмотрите карточки - иллюстрации - «огонь добро» и «огонь зло». Повторите правила безопасности в доме, на природе, противопожарной безопасности. Ознакомление с карточками – иллюстрациями проводите постепенно, каждый раз рассматривая одну карточку, объясняя значимость огня в каждой из предложенных ситуаций. Закрепляя правила, объясните необходимость их выполнения. Не запугивайте ребёнка, а объясните, почему нужно поступать так, а не иначе. Дайте ребенку четкий алгоритм действий, который он может легко запомнить и воспроизвести.

Варианты игровых заданий.

1 вариант (от 4 до 5 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: ведущий показывает карточку -  иллюстрацию «огонь добро» («огонь зло»), а ребенок объясняет, какова значимость огня в каждой из предложенных ситуаций. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.

2 вариант (от 5 до 6 лет)

Количество участников: от одного и более

Ход игры: карточки - иллюстрации «огонь добро», «огонь зло» делятся между игроками. Задача игроков разделить карточки иллюстрации, положив их возле «доброго» или «злого» огня, на две группы: «огонь добро» и «огонь зло», объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.

9.Кармашек «Лабиринты» (фото 10).

Цель: посредством использования дидактической игры, способствовать совершенствованию умения определять способы решения поставленной задачи.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно – образного, логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

 «Огонь – опасная игра» (рассматривание мало сюжетных картинок)

Цель: посредством рассматривания мало сюжетных картин, способствовать формированию привычки осознанного поведения в различных пожароопасных ситуациях.

Задачи:

-формировать умение, опираясь на жизненный опыт адекватно оценивать тот или иной поступок со стороны;

-совершенствовать умение составлять рассказ по содержанию мало сюжетной картинки;

-уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать ситуацию;

-учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

-продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;

-приучать детей к самостоятельности суждений;

-формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

-формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

-воспитывать уважительное отношение к окружающим.

11.Кармашек «Тайна волшебного пламени» (фото 12).

Цель: посредством предложенного демонстрационного материала, способствовать уточнению знаний детей о пожарной безопасности.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно – образного, логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

«Пожарная безопасность» (беседы)

Цель: посредством предложенных бесед, способствовать формированию представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Задачи:

-закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;

-формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;

-продолжать расширять представления о безопасном поведении в случае возникновения пожара в быту, природе;

-уточнить знания детей о профессии пожарного;

-расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы;

-закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону 101;

-закрепить правила  безопасного обращения с бытовыми предметами;

-активизировать словарь;

-формировать навыки самостоятельности;

-воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

13.Кармашки «Стихи», «Загадки», «Пословицы» (фото 14).

Цель: посредством использования художественной литературы, способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, при формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи:

-продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

-пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, пословицами;

-обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

-прививать чуткость к поэтическому слову;

-продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;

-продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников;

-воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Дидактическая игра «Собери и назови картинку»

Цель: посредством дидактической игры, способствовать уточнению знаний детей по теме пожарная безопасность.

Задачи:

-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

-совершенствовать знания детей по теме пожарная безопасность;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно – образного, логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

  • карточки – иллюстрации (образцы) – 8 шт.;
  • разрезные карточки – иллюстрации – 8 шт.

Количество игроков: от одного и более

Вариант игрового задания:

Количество участников: от одного и более

Ход игры: карточки – иллюстрации делятся между игроками, к ним же прилагаются разрезные  карточки - иллюстрации. Задача игроков по образцу собрать данную карточку – иллюстрацию из предложенных частей.  Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот игрок, который правильно и раньше других собрал карточку – иллюстрацию.

«Сделай сам» (рисование)

Цель: посредством художественно – эстетического развития детей, способствовать формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи:

 -совершенствование умений в рисовании;

-способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;

-воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...