Коррекционная деятельность парциальной программы по безопасности жизнедеятельности дошкольников « Добрая дорога детства»
рабочая программа по обж

Разумцева Вера Александровна

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение
равного доступа к получению образования и создание необходимых условий
для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми
независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических
возможностей. Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые
дети, проходящие через инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnyy_blok_v_pdd.docx174.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска  «Детский сад № 171 «Черничка

________________________________________________________________________________________

г.Новосибирск, Первомайский район,  ул.Пихтовая, дом2Б,

тел/факс 337-10-30, e-mailds_171@mail.ru

сайт: ds171nsk.edusite.ru

ПРИНЯТО                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

протокол педагогического совета                                                                            Заведующий

От «___» ____________2019г.                                                    _______________ Н.В.Исакова

                                                                                                        «___» ____________2019г.

                                            М.П

Коррекционная деятельность парциальной программы

по безопасности жизнедеятельности дошкольников

« Добрая дорога детства»

Автор: Разумцева Вера Александровна

воспитатель-1 категории

группы комбинированной направленности

Новосибирск 2020г

Содержание

Пояснительная записка

Основные принципы коррекционной деятельности

Методы и формы коррекционной деятельности

Ожидаемые результаты коррекционной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение безопасности жизнедеятельности дошкольников « Добрая дорога детства»

Диагностика

   Методические приёмы диагностики

+Тематический план коррекционно-развивающей парциальной                                программы дополнительного образования

Психологическая коррекция и развитие в работе с родителями имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Информационно-просветительское направление

Перспективное планирование работы с родителями

Оценки эффективности коррекционной деятельности парциальной программы по безопасности жизнедеятельности дошкольников « Добрая дорога детства»

Материально техническое обеспечение

Технические средства обучения

Список используемой литературы

Приложение


Коррекционная деятельность парциальной программы

по безопасности жизнедеятельности дошкольников  

« Добрая дорога детства»                      

Пояснительная записка

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение
равного доступа к получению образования и создание необходимых условий
для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми
независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических
возможностей. Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые
дети, проходящие через инклюзивное образование.

Сегодня отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям инвалидам изменилось. Основной вопрос в том, как
сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только
богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои
образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий
уровень образования других детей.У них появляется больше
сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это
эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно
актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.
Наконец, инклюзивное образование резко снижает иерархические
проявления в учебном коллективе. 

Цель: Направленное исправление дефектов при формировании навыков  у дошкольников, их познавательной деятельности (безопасное поведение на дорогах).

Задачи:

  1. расширяется и обогащается представление  непосредственно об окружающем мире;
  2. познакомить обучающихся с правилами охраны здоровья на дорогах;
  3. работать над расширением словарного запаса детей;
  4. развивать формирование связной речи;
  5. осуществлять коррекционное развитие памяти, внимания, мышления

пространственной ориентировки;

  1. диагностика;
  2. обогащение знаний  родителей в ходе  просветительской деятельности.

Основные принципы  коррекционной деятельности

Цель: Определение понимания закономерностей психического развития ребёнка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности. На его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип коррекции "снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.

Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка, в ходе реализации которой  создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.

Таким образом коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Методы и формы коррекционной деятельности

Методы, максимально повышающие уровень
познавательной активности, принято называть 
активными методами
обучения.
 Один из таких методов: имитационно-ролевая игра. Особый
интерес этот метод представляет, являясь в одних случаях -
методом обучения, в
других-методом контроля качества и оценки знаний.
Имитационно-ролевая игра - игровая имитационная модель, воссоздающая
условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это
один из наиболее эффективных методов активизации
обучения. Имитационно-ролевая игра - это особый способ построения
моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие
соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие
и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач описание материально-технического обеспечения образовательного процесса управления. Участвуя в игре, школьники совместно с детьми с ОВЗ
ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания,
легче запоминают значительные объёмы информации. Условия игры
имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются
правила её участников, дающие им возможность принимать решения с
высокой степенью безопасности.

На первом этапе в развёрнутых формулировках раскрывается тема игры,
соответственно, необходимо, несколько раз повторить для детей, которые не
поняли значение содержания игры. На 
втором этапе формулируется её цель
и конкретные учебные задачи. 
На третьем даётся характеристика исходной
обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия,
используется наглядный материал, характер размещения участников в
аудитории. Время проведения игры должно быть фиксированным, так как
дети с ОВЗ, не зависимо от диагноза, быстро устают, у них формируется
охранительное торможение.

При обсуждении итогов игры важно дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, подробно по шагам разобрать весь её
ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.
При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников
игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления,
дисциплину, быстроту реакции и т.п. Как результат - повышается интерес
учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство
товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность
окружающих .

Таким образом, имитационно-ролевые и другие игровые методы обучения
являются эффективным звеном методической системы преподавания ОБЖ в
интегрированных классах.

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  •  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

 Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Организация учебного процесса

Метод

обучения

Технологии

Оборудование

урок;

фронтальная работа;

практическая работа;

контрольная работа;

самостоятельная работа;

экскурсии

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный; экскурсии.

- технология разно уровневого и дифференцированного обучения;

- проблемно-поисковые;

- личностно-ориентированные;

- здоровьесберегающие;

- игровые.

Мультимеди йный проектор;

Мультимеди

йная доска;

Компьютер;

Сканер, принтер;

Печатные пособия;

Учебно-практическое оборудование;

Ожидаемые результаты коррекционной деятельности

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Психолого-педагогическое сопровождение безопасности жизнедеятельности дошкольников « Добрая дорога детства» 

Все психические процессы у ребѐнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.)

Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. У ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976).

Это целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются психолого-педагогические условия для развития детей.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение уровня психического развития обучающихся и причин нарушений в развитии, адаптации и обучении, а также определение проблем субъектов воспитательно-образовательного процесса. Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме и по запросу педагогов, родителей, администрации.

Диагностическое обследование включает в себя:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению навыков безопасного поведения на дороге.
  • слуховое внимание;
  • зрительно-пространственный гнозис;
  • зрительно-пространственный праксис;
  • общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
  • развитие графической деятельности;
  • латеральные предпочтения;
  • мыслительная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • анализ продуктов деятельности;
  • коммуникативные навыки.

Формы психологического сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • просвещение;
  • развивающая и коррекционная работа;
  • экспертиза.

Диагностика

Диагностическое направление детей с ОВЗ осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи диагностики:

- проводить психологическую диагностику, в том числе используя ИКТ;

-проводить регулярные скрининговые обследования с целью анализа динамики психологического развития детей;

-проводить углубленную индивидуальную диагностику;

-составить психологические заключения по результатам диагностики.

 В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития

психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых

результатов и дальнейшего пути развития у детей.

Методические приемы

  • Психогимнастика
  • Релаксационные методы
  • Коммуникативные упражнения
  • Мимические и пантомимические этюды
  • Психомышечная тренировка
  • Элементы тренинга
  • Ролевые игры
  • Коммуникативные игры
  • Игры - драматизации
  • Рисунок

Тематический план коррекционно-развивающей парциальной программы дополнительного образования

Коррекционно-развивающие занятия составлены  для воспитанников МКДОУ д/с 171 «Черничка» с ограниченными возможностями здоровья. Занятия имеют  обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий.

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма). 

Примерный тематический план по коррекционной деятельности

«Безопасность жизнедеятельности дошкольников

« Добрая дорога детства»

34 часов в год (1 час в неделю)

№ раздела

тема

Количество часов

Из них экскурсий

Из них практических занятий

1

Сезонные изменения в природе.

7

3

2

2

Улица, транспорт

4

1

2

3

Охрана здоровья

3

-

2

4

Повторение

1

-

-

Итого за год

15

4

7

                               

Практическая часть (6 часов)

       Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе (похолодание, гололёдные явления, дожди и т.д); экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (по 2 экскурсии в сезон).  Ведение календаря природы  по месяцам.

   Экскурсии по детскому саду, по территории, по улице, на которой расположен детсуий сад, к автобусной остановке для ознакомления с изучаемыми правилами ПДД и для наблюдений за поведением окружающих. Наблюдения за поведением окружающих.

 Практические работы по имитации ситуаций на дороге. Участие в играх и занятиях в интерактивной комнате «Безопасное детство».

Обучающиеся должны знать:

1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.

2. Что такое остановочный путь, его составляющие.

3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13. Безопасный путь в школу.

14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

Обучающиеся должны уметь:

1. Определять места перехода через проезжую часть.

2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9. Определять признаки движения автомобиля.

10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

6) содержание курса

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии детей младшего школьного возраста, педагогике, риторике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами дорожной безопасности:

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Правила поездки в транспортном средстве.

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии.

Основные правила поведения учащихся на улице. Детский дорожно-транспортный травматизм. Ошибки поведения на дорогах. Движение пешеходов по улице и дорогам. Как мы идём в школу. Опасные ситуации на дорогах. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Тормозной путь машины. «Ловушки» на дороге. Опасности на дороге зимой.

Психологическая коррекция и развитие в работе с родителями имеющих детей  с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

Содержание психолого-педагогического направления

  • предоставление консультативной психологической, логопедической, педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, консультирование по телефону, дистанционно через сеть Интернет;
  • разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи, имеющей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
    предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации;
    анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;
  • информационно-просветительская работа с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
  • коррекционной работы (о ребенке, внутрисемейных отношениях).

Психологическая коррекция - это систематическая работа с детьми снаправленная на специфическую помощь этим детям. Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; занятия по психологической подготовке детей к дополнительному обучению, тематические занятия с родителями. В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.

Практика работы коррекционной деятельности с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов  показывает, что многие родители:

  • испытывают неуверенность и тревогу за будущее ребенка, его успехи,
  • часто уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности, и приводит к высокой тревожности и подавленности детей.
  • очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

Для родителей характерны, как правило, две полярные педагогические позиции:

  • часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности, к проявлению которых ребенок не созрел. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности и приводит к высокой тревожности и подавленности детей;
  • однако, большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка.

Все это приводит к различным нарушениям детско-родительских отношений. Эти и другие проблемы негативно сказываются на развитие ребенка с ОВЗ и детей инвалидов, и его эмоциональное благополучие.

Всвязи с этим, особую значимость приобретает работа педагога-психолога, дефектолога направленная на:

  • установление партнерских отношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
  • повышение компетентности родителей и их психолого-педагогическое просвещение.
  • формирование адекватной оценки состояния ребенка и его возможностей и формированию адекватных требований к нему.

Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.

Информационно-просветительское направление

Информационно – просветительское направление включает в себя:

 взаимодействия со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых семьям имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • мониторинг потребностей в социальных, психолого-педагогических услугах семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • информирование семей с детьми с ОВЗ о деятельности, целях, задачах, услугах, предоставляемых службой сопровождения через: организацию информационных встреч, сайт учреждения и др.
  • выпуск информационно-методической литературы в помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
  • освещение работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ на сайте. Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей инвалидов, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации в сфере жизнедеятельности является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.

Перспективное планирование работы с родителями.

Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей ОВЗ, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

Направление

Форма

Участники

Сроки

Результат

Диагностическое

Проведение диагностик на эмоциональное состояние и самоотношения родителей;

Наблюдение за ребенком с ОВЗ;

Беседа с родителями и ребенком.

Родители, ребенок, специалисты

Первые  дни работы с семьей

Определение детско-родительских отношений и особенностей ребенка (поведение, взаимоотношения с окружающими, уровень развития эмоциональной сферы).

Информирование родителей и близких лиц об особенностях и жизнедеятельности ребенка

Консультирование

Семинары-практикумы

Научные конференции

Деловые игры

Буклеты, брошюры

родители, специалисты

На протяжении всего курса работы с семьей

Осведомленность родителей о заболевании ребенка

Коррекция и реабилитация

Тренинг

Проведение занятий в соответствии с программой реабилитации

родители, мед.персонал

На протяжении всего курса работы с семьей

Снижение уровня влияния вторичного дефекта

Социально-правовая защита ребенка и его семьи

Лекции

 Семинары

 СМИ

 Буклеты, брошюры

 Консультации

родители, сотрудники

специалисты

В начале курса работы с семьей, и по мере поступления вопросов

Повышение уровня у родителей правовой культуры

Организация образования ребенка

Консультирование по вопросам воспитания и обучения ребенка в ОУ

родители, заведующий ДОУ

В период подготовки к поступлению ребенка в школу

Осведомлен

ность семьи о наличии ОУ разных видов

Оценки эффективности коррекционной деятельности парциальной программы по безопасности жизнедеятельности дошкольников  « Добрая дорога детства»                      

Учащиеся должны:

  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
  • выполнять практические навыки по дороге в детский сад и обратно;
  • соблюдать правила дорожного движения.
  • повышение продуктивности внимания;
  • развитие мышления, памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие навыков совместной деятельности;
  • развитие адекватной самооценки;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
  • гармонизация психоэмоционального состояния;
  • овладение методам саморегуляции;
  • социализация и адаптация в современном обществе.

Материально техническое обеспечение

Печатные пособия:

  • Наглядные пособия:

Иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Дядя Стёпа»

Книжки-раскладушки «Узнай сигнал» или крупные предметы картинки с изображением различного вида транспорта.

Карточки «раскрась картинку» (контурные изображения предметов).

Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старшей и подготовительной групп детских садов.

Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир».

Селин М.И. Набор картин «Игры для малышей».

Игра «Логопедическое лото».

Комплект «Транспорт».

И.Г.Баранов. Развивающее лото «Знаки».

Плакат «Правила дорожного движения».

Игра - лото «большие и маленькие».

Плакат «Безопасность».

Плакат «Правила дорожного движения».

Плакат «Дорожные знаки».

Угра «Идём и едем». Комплект «Правила дорожного движения»

Учебно-практическое оборудование:

Предметно-развивающая среда:

Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки)

Колокольчик, бубен, свисток, жезл регулировщика, переносной светофор,.

«Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, манка, фасоль…) и мелкие игрушки.

Мягкие цветные карандаши, белая бумага для рисования.

Игровая среда (яркие цветные игрушки, музыкальные игрушки, зеркало, аудиозаписи).

Игры «Мозаика», «Шнуровка», игры с прищепками,

Машина  большая, машина маленькая, специальный транспорт,

Набор « Механик».

Картотеки:

Артикуляционной гимнастики,

 Гимнастики для глаз,

Пальчиковых игр

Дыхательной гимнастики,

Потешки,

Игры по развитию речи,

Считалки

Картотека сюжетных и предметных картинок.

Технические средства обучения:

Персональный компьютер(по возможности);

Мультимедийный проектор (по возможности);

Сканер, принтер;

Список используемой литературы

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
  2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
  3. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айрис-пресс,2010.
  4. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999 г.План - программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей /Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – СПб: Акцидент, 1997.- с. 221 /(Библиотека программы «Детство»).
  5. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
  6. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П. - М.: Прогресс, 1984. - 303 с.
  7. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа для 0 -4 классов школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. - №31 (7).
  8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
  9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М. : Сфера, 2002 Г. 510с.


Карта психологического обследования ребенка.

Ф.И.О.    _________________________________________________________

Наименование учреждения________________

Дата рождения___________________ Возраст___________

Датаобследования___________________________________________________

Общая осведомленность.

Свои фамилия                       Имя                      Отчество

ФИО родителей:

Сколько лет                Дата рождения                  Дом. адрес

Сведения о семье, друзьях.

Знание времен года:

Основные приметы: лето-

                                   осень-

                                   зима-

                                   весна-                                  

 Дни недели:

 Части суток:                                                

 Месяцы:

Счет: прямой от 1 до 10                                         обратный от 10 до 1                  

Восприятие.

           

Складывание разрезных картинок:

 «Машина» из 4 равных частей                   «Домик» из 4 неравных частей

Наложенные изображения из 6 предметов:

Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,

Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Память

Слуховая: 

1 Машина

2. Светофор

3. Знак

4. Автобус

5. Пешеход

6. Правило

7. Лето

Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении       слов

                                       при 3-ем воспроизведении        слов

Динамика запоминания     равномерная

Уровень развития слуховой памяти__________________

Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел -

 Уровень развития зрительной памяти________________

Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -

Механическая: в прямом порядке – 3,8,6                 4,1,7,5                  2,7,3,5,8          

                          в обратном -             2,5                     3,6,1                     7,3,9,2

Мышление

Обобщение: игрушки                знаки

                      машины                фрукты

                      обувь                    ягоды

                      посуда                  дом. животные

                      мебель                 дикие животные

Исключение - «Четвертый лишний»:  На наглядном материале:

Серия сюжетных картинок: верно, неверно

порядок раскладывания -

Сходство – отличие понятий:

Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.

Допущено ошибок -              ____________уровень.

Графический диктант

  • Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
  • Умение выполнять задание по заданному образцу

Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта:  -вербальный равен               баллов

  1. невербальный равен            баллов
  2.  общий          баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:

 

Вывод:

Рекомендации:

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Цель: диагностика уровня восприятия у дошкольников.

 Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:

"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов   — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

0—1 балл   — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

«НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: оценить элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Описание: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

 Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

 10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. «АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕР»

Цель: определение объема памяти

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например: 13; 4 8 3; 5 7 4 9; 1 6 4 8 6; 2 4 6 3 9 4; 9 4 7 2 5 6 2.

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.

Результат Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении

3. «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА»

Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти

Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

«ИСКЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель: позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль)

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов.Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

 МЕТОДИКА О. С. ГАЗМАН И Н. Е. ХАРИТОНОВОЙ

Цель: оценка речи младших школьников

Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке – бытовой сюжет.

Оценка результата. Хороший уровень – ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, у него хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи

Средний уровень – школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.

Низкий уровень – ребенок плохо составляет предложения, у него маленький словарный запас.

 «ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Цель: оценить уровень связности устной речи

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его Буратино».

 Пример текста: Два козлика Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшенном через ручей. Вдвоём перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.

—     Уступи мне дорогу, — сказал один козлик.

—     Вот ещё! Я первый взошёл на мост.

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упали прямо в воду.

(По К.Д. Ушинскому)

Оценка:

3 балла — запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла — не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и/или пересказ неполный;

1 балл — самостоятельно не пересказал, отвечал на вспомогательные вопросы логопеда;

0 баллов — не мог ответить на вопросы логопеда.

«Обучающий эксперимент» на материале методики Кооса

Цель: выявление обучаемости ребенка как одного из показателей его умственного развития.

Задача: выявить способность ребенка овладевать новым способом действия на конкретном материале.

Материал: стандартный набор кубиков Кооса с карточками, секундомер.

hello_html_m16a9fc02.pnghello_html_6572bc20.pnghello_html_m6fe64547.pnghello_html_30f7a832.pnghello_html_m4da5ae8f.png


hello_html_155059f.pnghello_html_27df73a6.pnghello_html_md812ca7.pnghello_html_m6e665ebf.pnghello_html_60f8ec30.png

Инструкции: «Ты будешь складывать узор из кубиков. Ты видишь, что у этих кубиков разные стороны раскрашены по-разному. Я тебе сейчас дам картинку, на которой нарисован узор, а ты из кубиков собери мне такой же».

Этапы предъявления:

I этап. Предъявляется карточка № 1. Учитель помощи не оказывает, фиксирует в протокол собственные действия ребенка и время выполнения задания. Если поиски решения безрезультатны, можно выждать какое-то время, не более 120 секунд.

II этап. Основное задание. Предъявляется карточка № 3. В течение 30 секунд фиксация самостоятельного поиска ребенка (в виде зарисовок).

Если возникает необходимость, ребенку предлагаются обучающие «уроки».

Учитель показывает бело-красные стороны кубика и говорит: «Этот узор можно сложить из таких деталей». Далее фиксируются изменения в действиях ребенка.

Учитель показывает сам, как надо собрать один треугольник («носик») из двух бело-красных деталей, разбирает свой образец и предлагает ребенку повторить такое построение. Фиксируются действия ребенка.

Учитель показывает ребенку, как надо собрать один из треугольников («носик»), затем собирает вместе с ним оба красных треугольника в разъединенном виде и предлагает соединить их в целое. Фиксируются действия ребенка.

4. На образец накладывается слюда, ребенку подробно разъясняется положение каждого кубика, учитель создает конструкцию, разрушает ее и просит ребенка повторить (не убирая слюды с образца чертежа). Далее вновь фиксируются действия ребенка.

5-6 и т. д. Наглядный показ фигуры и совместное конструирование ее ребенком и учителем.

Фиксируется общее время выполнения основного задания. Затем следует выполнение этой же задачи без образца, так называемое повторное предъявление. В протоколе фиксируются способы и время работы ребенка.

III этап. Аналогичное задание. Предъявляется карточка № 10. Фиксируется образ действий ребенка и затраченное им время.

Оценка результатов «обучающего эксперимента» на материале методики Кооса:

  1. Ориентировка: отсутствие активных поисков — 1 балл.
  2. Восприимчивость к помощи: каждый «урок» -- 1 балл.
  3. Способность к переносу усвоения его навыка:

невозможность повторения по предъявлению — 1 балл;

невыполнение аналогичного чертежа — 1 балл.

Результаты выполнения методики Кооса детьми, отстающими в учении, заносятся в схему.

Наша модификация методики А.Я. Ивановой состояла в том, что ребенку предлагалась помощь в виде обучающих уроков и нужный материал для решения: счетные палочки, словесная «схема». Другой вид помощи — показ, сопровождающийся объяснением решения задачи, либо учитель может предложить развернутую «программу поведения» в виде планирования и контроля за правильностью исполнения каждого последующего шага, правильностью исполнения действий. Наконец, третий вид помощи заключается в том, что учитель подсказывает ученику способ выполнения задания, указывает, что и как надо делать, после чего дети усваивают образ действия и могут применить его на аналогичном материале.

Способ обработки результатов:

1. Ориентировка: активность в ориентировке определяется по числу заданных вопросов и самостоятельных ходов (чем больше вопросов, тем выше балл):

1 вопрос, или 1 самостоятельный шаг — 1 балл;

2 вопроса, или 2 самостоятельных шага — 2 балла;

3 вопроса, или 3 самостоятельных шага — 3 балла.

2. Восприимчивость к помощи: число подсказок есть степень восприимчивости к помощи (чем меньше подсказок, тем выше балл):

без подсказок — 5 баллов;

1 подсказка — 4 балла;

2 подсказки — 3 балла;

3 подсказки — 2 балла;

 4.  подсказки — 1 балл.

 

ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ознакомление с темой занятия и его целью.

Принятие правил поведения во время занятия.

Правила принимались всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
  • не боялся стать объектом насмешки и критики;
  • был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
  • получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками.

Кроме имени, можно предложить каждому сообщить, высказать:

  • свои ожидания по отношению к предстоящему тренингу;
  • свои опасения, связанные с начинающимися занятиями;
  • какую-либо характерную личную черту;
  • какие-либо свои личные ценности;

Таблица1: Виды социально-психологических тренингов.

               Название

                Характеристика

Коммуникативный тренинг

Это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Специфическими чертами тренинга являются: соблюдение ряда принципов групповой работы, нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы, наличие более или менее постоянной группы, определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени проводят в кругу),акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь», применение активных методов групповой работы, объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. 

Тренинг на знакомство.

  • Это ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача ведущего в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Знакомство участников между собой (если они не знакомы) и с ведущим. Формирование доверительной атмосферы. Ведущий должен создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с ведущим. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным.

Телесно-ориентированный тренинг.

Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых "зажимов"). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно- ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими.Телесно-ориентированные тренинги — это еще и обширный диапазон активных игр и упражнений. Сами по себе телесные ощущения и движения дают массу положительных эмоций. Очень часто, усладив тело, мы чувствуем, что и на душе стало хорошо. Получив неведомую доселе физическую нагрузку и испробовав себя в различных игровых ситуациях, вы будете приятно удивлены множеством новых ощущений и впечатлений, откроете в себе новые способности и внутренние резервы для саморазвития. Произойдет своеобразная тонизирующая психологическая встряска, дающая толчок к новому ощущению мира и себя в этом мире.

Тренинг самосовершенствования.

Тренинг дает возможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровне сознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственной судьбы. Проходит в различных формах - психологические и ролевые игры, упражнения, дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность. лавное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется. лавное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.

Тренинг личностного роста

Представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), свойств и качеств человека. Речь идет о развитии восприятия, представлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоциональной устойчивости, способностей, черт характера, наблюдательности и других личностных характеристик человека.Частной формой тренинга личностного роста выступает тренинг креативности (развития творческого мышления) Социально-психологический тренинг личностного роста осуществляется в учебных группах в рамках развивающей и развивающе-коррекционной психологической работы. Составными элементами и методами проведения тренинга личностного роста являются психотехнические упражнения и игры. В данном тренинге, помимо ролевых игр, активно используются занимательные, развлекательные и подвижные игры.

Психодиагностический тренинг.

 Методики должны иметь понятную интерпретацию, изложить которую можно разговорным языком, без использования специальной терминологии. Применение терминов допускается только в исключительных случаях, и обязательно с раскрытием их содержания на общедоступном уровне. Оптимальная длительность тестирования в тренинге составляет не более 15–20 минут (включая обработку результатов), после чего следует переходить к обсуждению.

Тренинг развитие социальной уверенности в себе.

Отработка навыка уверенного поведения, самопознание, самосовершенствование, познание своего, не выявленного потенциала. Способствует большей свободе и самостоятельности человека. Осознание и преодоление психологических проблем, которые препятствуют решению жизненных и профессиональных задач. снятие барьеров в общении и развитие уверенности в себе;

коррекция коммуникативных навыков;

приобретение психологических знаний;

развитие представлений человека о самом себе. Развитие человека как личности профессионально невозможно без самосохранения, самозащиты. Особенно это актуально для людей иногда попадающих в стрессово-конфликтную обстановку, ситуацию.

Тема: Знакомство.

 Цель: выявить запросы и мотивы, создав атмосферу открытости, доверия, эмоциональной свободы.

Задачи: вызвать у родителей познавательный интерес к психологическим знаниям

Ход занятия Приветствие:

Добрый вечер уважаемые родители, я рада сегодня приветствовать вас! Наш день будет посвящен вашему ребенку и ребенку, который все еще живет в каждом взрослом. Интеллектуальное развитие таких детей протекает по-разному, в снижении контактов ребёнка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. И я надеюсь, он действительно добрый… Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением. Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

Дети — это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

• хобби.

1. Вводная часть.

Знакомство «  Что в имени моём»

Участники удобно сидят в кругу. Они по очереди представляются группе и рассказывают о своем имени, для того чтобы раскрепостить ребят можно задать наводящие вопросы:

-Как тебя называют ?

-Как тебе хотелось бы чтоб тебя называли? Каждый участник, кроме имени, называет одну свою положительную и одну отрицательную черту, Упражнение не обсуждается. Психологу имеет смысл «задать тон», выполнив упражнение первым.

Время:10 минут.

Упражнение «Поехали со мной»

Цель: Запоминание имен. Снятие накопившегося напряжения.

Материал: стулья в зависимости от количества человек в группе.

Выстраивается дорожка из стульев по два стула. На первом стуле во главе данного «автобуса» садиться психолог (тренер группы) затем предлагается каждому участнику по очереди присесть на стул со словами «Я еду с тобой…и назвать имя соседа по месту». Можно переставлять стулья , моделировать ситуацию проиграв данную поездку.

Данное упражнение поможет деткам ближе познакомиться друг с другом, запомнить имена, и подвигаться, снять напряжение.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

Консультация для родителей «Поощрение или наказание»

Поощрение или наказание?

• За один поступок следует одно наказание,

• Не следует откладывать наказание,

• Не следует наказывать ребенка во время еды, после пробуждения, перед сном,

• Ребенок должен быть проинформирован о том, за что он наказан,

• При наказании детей исключено припоминание прежних шалостей,

• Дети не должны быть лишены физиологических и биологических потребностей,

• Если ребенка наказывает один из родителей, то второй не должен вмешиваться, даже если не согласен. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствии ребенка, можно выяснить свои разногласия,

• Если у вас возникло сомнение наказывать ребенка или нет, то откажитесь от наказания.

• Самое главное значение наказания – снятие вины, которую испытывает напроказивший ребенок,

• Поощрение – самое действенное воспитательное средство, чем наказание.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия.

Коррекционное занятие для дошкольников с ОВЗ и инвалидов

«Правила дорожного движения».

Цель: формирование представлений о зеленом цвете.

Задачи:

  • Формировать представление о зеленом цвете;
  • Закрепить сигналы светофора.
  • Корригировать умение переключать внимание.
  • Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса.

Ход занятия.

Организационный момент: «Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? С хорошим? Я рада за вас! У меня тоже хорошее настроение. А вот наш гость :

- Сегодня у нас в гостях светофор.

-Здравствуй, Светофор. Мы рады тебя видеть на занятии.

-Скажите, ребята, а для чего нужен светофор на дороге?

(Светофор запрещает, предупреждает и разрешает двигаться пешеходам и автомобилям).

-На какой сигал светофора, можно двигаться пешеходам?

- На красный, желтый или зеленый свет?

-Правильно! Зеленый свет нам говорит: «Проходите, путь открыт!»

 Задание на внимание.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Сигналы светофора». На красный сигнал вы хлопаете в ладоши.

На желтый – приседаете, а на зеленый - маршируете на месте.

Д/и «Клубочек»(дети передают друг другу клубок ниток, удерживая ниточку пальцами, проговаривают названия улиц.)

Психолог: «Вот как много улиц у нас в городе и на каждой улице города много домов, магазинов, школ. По улицам днем и ночью едут машины. Автобусы и троллейбусы перевозят людей на работу и с работы. Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе называют как? (ответы детей) пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют как? (ответы детей) пешеходами».

Игра с мячом: «Продолжи фразу» Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок отвечает и возвращает мяч. 
-По дороге кто идет?(пешеход) -По дороге едет что?( машины) -Где мы автобус ждем? (на остановке) -Кто автобус ведет?(водитель) -Где дорогу переходим?(по пешеходному переходу) -Где играем?(на детской площадке) -Сколько глаз у светофора?(три) -Если красный глаз горит, то о чем он говорит?(путь закрыт) -Что зеленый говорит?(путь открыт)

Музыкальная игра: «Музыкальный светофор» музыка Е.Комальковой, слова С.Михалкова (сборник «Играем и танцуем» 1992 г.) В зале устанавливаются напротив друг друга два светофора, между ними пешеходная дорожка. Две группы детей стоят у светофора. Под музыку «Веселые пешеходы» дети-пешеходы переходят дорогу по зебре. Светофоры «горят» зеленым светом. Под музыку «Машины», дети-водители едут на машинках по проезжей части дороги. На светофорах красный свет. Побеждает та команда (водители или пешеходы), которая внимательно следит за музыкой и светофором.

Игра- инсценировка «Светофор».

(Воспитатель предлагает детям шапочки с огоньками светофора: красный, жёлтый, зелёный.)

У светофора окошечка три:

При переходе на них посмотри.

(Ребёнок в шапочке с красным окошком.)

Если в окошечке красный горит:

«Стой! Не спеши!»- он говорит.

Красный свет - идти опасно,

Не рискуй собой напрасно.

(Ребёнок в шапочке с жёлтым окошечком.)

Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

(Ребёнок в зелёной шапочке.)

Если в окошке зелёный горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Зелёный свет зажёгся вдруг,

Теперь идти мы можем.

Ты, светофор, хороший друг

Шофёрам и прохожим.

Психолог: «Ребята, посмотрите на этот незаконченный рисунок- схему с изображением улицы».

(Дети подходят к столу, на котором, лежит рисунок- схема с изображением улицы, на тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу.)

Психолог: «Давайте поможем детям и дорисуем то, что необходимо».

(Дети дорисовывают: переход, светофор, указатель).

Рефлексия.

-Кто приходил на занятие?

-На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

-После какого цвета следует зеленый цвет?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по программе основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Перспективное планирование по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева  Программные задачи.Сентябрь.Уточнить п...

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников...

Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".

Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....

Программа обучения детей старшего дошкольного возраста по ПДД "Добрая дорога Детства"!

Основные направления работы по программе "Добрая дорога Детства": Профилактическое:- Овладение знаниями о транспортных средствах города;- Предупреждение попадания детей в различные доро...

Парциальная программа "Формирование безопасного поведения детей 5 - 7 лет на улицах и дорогах"

В данной программе имеются методические рекомендации и развёрнутые планы занятий, много интересных практических решений для того, чтобы дошкольники заинтересовались ПДД и изучали их с интересом. Это м...

Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...