Экология родительского отношения с ребенком как фактор эффективного взаимодействия
статья по обж

Самойло Лилия Николаевна

В статье на основе результатов эмпирического исследования были изучены взаимоотношения родителей с детьми. Также проведен анализ типологии взаимодействия родителей между собой как элемента эффективного взаимодействия с ребенком.

         Ключевые слова: эффективно еродительство, экология семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_doshkolnik.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Экология родительского отношения с ребенком

как фактор эффективного взаимодействия

Семья – единый организм. Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную «экологическую нишу», т.е. выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса  системы функции. Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей ведут к психологическим проблемам у ребенка.

Рассматривая проблему поведения ребенка в семье, необходимо отметить, что обратившись за консультацией к педагогу-психологу с запросом, многие родители не осознают, что проблема, в разрешении которой они действительно нуждаются, – это ликвидация напряженности между различными членами семьи. Это связанно не только с ребенком, но с общей структурой семьи в целом.

Проблема данного исследования заключается в определении психологической сущности понятия «родительство» с позиций системного подхода и обосновании личностной зрелости родителей как фактора его эффективного взаимодействия и  формирования.

Теоретическую основу исследования составили:

  1. Концепция личности как системы отношений В.Н. Мясищева. «Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира».
  2. Концепция Р.В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене.
  3. Положение о том, что воспитательное влияние родителей на ребенка во многом определяется теми отношениями, которые сложились между ними.

У каждого человека в системе родительских отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Каждый родитель развивает свой собственный тип общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли.

Психолого-педагогические критерии  родительства включают:

   1) подсистему «отношений ребенка»:

  • отношение к себе;
  • отношение с родителями;
  • отношение к окружающему миру как социальная адекватность поведения;

   2) подсистему «отношений родителя»:

        - отношение к себе как родителю;

        - отношение к ребенку;

        - стиль семейного воспитания.

Признаки психолого-педагогических критериев родительства:

Название критерия

Признаки критериев

Отношение ребенка к себе

Позитивный образ «Я» и адекватность самооценки

Отношения с родителями

Удовлетворенность и минимальная эмоциональная дистанция в отношениях с родителями; оценка семейной ситуации как благоприятной

Социальная адекватность поведения ребенка

Эмоционально-положительное восприятие ребенком школы и учения, системы своих отношений со сверстниками и педагогами, владение навыками эффективного межличностного общения (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации мирным путем), принятие и соблюдение школьных норм

Отношение к себе как родителю

Эмоциональное принятие родительской роли; способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния, умение воздействовать на состояние ребенка и проявление эмпатии по отношению к нему как оценка своей родительской компетентности

Отношение к ребенку

Эмоциональное принятие ребенка, позитивные чувства и эмоциональный фон во взаимодействии, стремление к телесному контакту, доверие ребенку, его силам и возможностям, удовлетворенность отношениями в целом

Стиль семейного воспитания

Ориентированность на субъект-субъектные отношения с ребенком, что выражается в выборе сотрудничества как стиля семейного воспитания: учет состояния ребенка при построении взаимодействия, оказание эмоциональной поддержки. Стремление к самообразованию в области родительства, последовательность в своих требованиях, осознание родительской ответственности, отсутствие разногласий по вопросам воспитания в семье

Основными методами исследования стали:

        методики для диагностики подсистемы «отношений ребенка»:

  • «Лесенка» В.Г. Щур для диагностики самооценки;
  • социоопросник М.А. Панфиловой;
  •  «Кинетический рисунок семьи» (Хоментаускас Т.Г.);

        методики для диагностики подсистемы «отношений родителя»:

  • методика «Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е.И. Захаровой;
  • шкалы опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской.

В исследовании принимали участие 30 полных однодетных семей, имеющих детей 7 лет (15 девочек и 15 мальчиков).  Возраст женщин и мужчин от 27 до 43 лет.

В целом выборка родителей характеризуется достаточно высоким уровнем удовлетворенности отношениями с ребенком, осознанием родительской ответственности, принятием себя как родителя. Последовательности в воспитании, высокой степенью контроля по отношению к ребенку и умения воздействовать на него, безусловного принятия, эмпатии, оказания эмоциональной поддержки и стремления к самообразованию в области родительства.

Женщины в среднем выше, чем мужчины, оценивают свои способности воспринимать состояние ребенка, понимать его причины и воздействовать на него, в большей степени, чем отцы, стремятся к телесному контакту с ребенком, оказывают эмоциональную поддержку, также больше ориентированы на сотрудничество и более активны в стремлении к получению знаний в области родительства.

С целью подтверждения взаимосвязей между признаками внутри критериев, входящих в подсистемы «отношений родителя» и «отношений ребенка», был проведен анализ. Признаки критериев подсистемы «отношений родителя»: критерий «отношение к себе как родителю» – принятие себя как родителя связано с умением распознавать чувства ребенка, пониманием причин их возникновения и умением воздействовать на состояние ребенка; критерий «отношение к ребенку» - удовлетворенности отношениями с ребенком способствуют положительные чувства и эмоциональный фон взаимодействия; критерий «стиль семейного воспитания» - сотрудничество связано с оказанием эмоциональной поддержки, последовательностью воспитательных воздействий.

Анализ между признаками всех критериев, входящих в состав данной подсистемы подтвердил наличие значимых корреляций. Признаки критериев подсистемы «отношений ребенка» взаимосвязаны:

   - критерий «отношение к себе»: принятие себя связано с широтой и дифференцированностью представлений о себе и с самооценкой;

   -  критерий «отношения с родителями»: благоприятная семейная ситуация соотносится с близостью с родителями и отрицательно связана с конфликтностью в семье; обратный характер связей имеют между собой шкалы «отношение к матери» и «отношение к отцу», т.е. близость с одним из родителей увеличивает дистанцию в отношениях с другим;

      -  критерий «социальная адекватность поведения»: социальная адекватность поведения связана с общительностью в группе детей, положительным отношением к сверстникам и отсутствием конфликтности в поведении ребенка.

Интересно, что близость с матерью связана с общительностью ребенка, отсутствием конфликтности, а с отцом – с положительным отношением к социуму и социальной адекватностью. Положительное отношение к себе связано с благоприятной семейной ситуацией, близостью с родителями, социальной адекватностью поведения.

Таким образом, анализ типологии эффективного взаимодействия родителей между собой  подтвердили взаимозависимость подсистем «отношений ребенка» и «отношений родителя», то есть все элементы этих подсистем взаимосвязаны и взаимообусловлены, что является доказательством того,  что эффективное родительство представляет систему взаимоотношений, включающую подсистемы «отношений родителя» и «отношений ребенка».

Дети эффективных родителей достоверно отличаются восприятием семейной ситуации как благоприятной. Меньшим уровнем  тревожности, конфликтности в семейной ситуации и конфликтности в отношениях со сверстниками и большей социальной адекватностью поведения.

Стратегии эффективного взаимодействия родителя с ребенком связаны с личностными особенностями родителей и образуют факторы эффективного родительства.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a29240b1083dc59de161868fe617ba70&ref=rim&n=33&w=120&h=150

В заключении хочется отметить, что лучшая профилактика психологических проблем ребенка – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, прямо вплетены в отношения с ребенком.

                                            Самойло Лилия Николаевна

Педагог-психолог,  МАДОУ д/с № 100,  г. Новосибирск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Групповой родительско-детский тренинг как способ эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»»

Доклад о тренинге как методе работы психолога с родителями дошкольников...

Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»

Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Факторы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В презентации представлены: понятие семья, взаимодействия; функции семьи; методы взаимодействия ДОУ и семьи; факторы которые снижают эффективность их взаимодействия; показатели эффективности взаимодей...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Мир состоит из разных людей, но все мы должны уметь и понимать, и уважать друг друга. Общение - это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда. «Общение способно ст...