Формируем основы безопасного поведения
картотека по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скворцова Лариса Викторовна

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinki_bezop_1.docx1.99 МБ
Файл kartinki_bezop.docx2.68 МБ
Microsoft Office document icon kartoteka_bezopasnost.doc373.5 КБ
Файл pdd_kartinki.docx1.76 МБ
Файл znaki.docx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка»

Группа «Звоночки»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

(Старший дошкольный возраст)

Картинки по запросу безопасность жизнедеятельности

«К своим знакам»

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материалы:  дорожные знаки

Ход игры: Дети делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком и объясняет его значение. По сигналу, играющие расходятся по площадке. Водящие в это время меняются местами и знаками. По команде дети должны быстро найти свой знак  встать в круг. Водящие держат знаки над головой.

 «Угадай знак»

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, зрительную память.

Материалы: Набор дорожных знаков, жетоны

Ход игры: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

«Повороты» (малой подвижности)

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, ориентировку в пространстве (право-лево), развивать логику и сообразительность.

Материалы: Дорожные знаки «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево», рули.

Ход игры: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево».
Если воспитатель показывает знак 
«Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

«Сигналы светофора»

Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.

Материалы: Мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый- передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.

 «Стоп — Идите»

Цель: Закрепить знание сигналов светофора, умение двигаться по сигналу, развивать внимание.

Материалы: Светофор.

Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Игроки по сигналу светофора 
«Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

 «Зажги светофор»

Цель: Закрепить умение действовать по сигналу, развивать умение работать в команде, поддерживать друг друга.

Материалы: Воздушные шарики или мячи

Ход игры: Капитан получает 3 воздушных шара (можно мячи) красного, желтого, зеленого цвета и по сигналу перебрасывает по 1 дальше. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх- зажжен 1 красный сигнал. Капитан может передать следующий шар. Выигрывает та команда, которая быстрее зажжет все 3 сигнала.

Игра « Зебра» ( на время и точность исполнения).

Цель: Напомнить детям что такое «зебра» и как правильно переходить дорогу. Закреплять умение быстро и точно выполнять задание, развивать командный дух.

Материалы: Полосы белой бумаги или картона

Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладет полосу, встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладет свою « ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

«Ловкий пешеход»

Цель: Развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять  в метании мяча правой рукой на ходу

Материалы: Плоское вертикальное изображение светофора с прорезанными круглыми отверстиями на месте фонарей (диаметр вдвое больше мяча), резиновый или пластмассовый мяч, «зебра» (на улице можно нарисовать мелом, в помещении использовать коврик с полосками)

Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Чтобы перейти, нужно на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный  - выбываешь,  попал в желтый – бросаешь еще раз. Затем можно переходить дорогу строго по зебре.

Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»

Цель: Развивать внимательность, закреплять знание сигналов светофора, отрабатывать правильность перехода дороги.

Ход игры: Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора.
Регулировщик – воспитатель – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого  - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

«Будь внимательным»(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу.

Материалы: Кольца или круги,  имитирующие руль

Ход игры: Дети встают в круг, регулировщик – в центр круга. Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» — стоим на месте; по сигналу: «Переход!» — шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» — держим в руках руль.

«Автоинспектор и водители» (малой подвижности)

Цель: Активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Материалы: Стул на каждого игрока; ножницы; дорожные знаки; водительские удостоверения (прямоугольники из картона).

Ход игры: В игре участвуют 5—6 человек.

На площадке для игры проводят мелом 4—5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки(водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.
    У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол
(ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор — водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру. 22

«Запомни сигналы регулировщика»

Цель: Напомнить детям о профессии регулировщика, объяснить значения знаков, развивать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Подготовка:
Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Материалы:  Флажки

 Дети делятся на команды. В каждой из них выбирают капитана. Капитаны располагаются за стартовыми линиями – одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м.
Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м,  в шахматном порядке раскладывают флажки. 
Содержание игры.  По сигналу регулировщика дорожного движения  (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью  -приготовится; зеленый свет – регулировщик к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам по команде регулировщика дорожного  движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.
запрещается отнимать флажки друг у друга.
За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
Капитаны команд играют на равных  правах со всеми

 «Сдаем на права шофера» (малой подвижности)

Цель: Напомнить детям о профессии шофера и автоинспектора, закрепить знание дорожных знаков

Материалы: Жетоны, дорожные знаки

Ход игры: В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса.
Игрок, первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.

 «Цветные автомобили»

Цель: Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Материалы: Цветные рули; сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили»,«Синие автомобили возвращаются домой»

 «Такси» (бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Материалы: обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков); Свисток.

Ход игры: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым. Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

 «Автобусы» (быстрая ходьба)

Цель: формировать умение ходить друг за другом небольшими группами. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в автобусе, учить действовать сообща.

Материалы: Цветные флажки на подставке (по одному на команду); рули (по одному на команду), свистки (по одному на команду).

Ход игры: Дети делятся на «Автобусы» (команды), в каждом «автобусе» выбирается водитель. «Автобусы» — это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель»)возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает

«Грузовики»

Цель: Развивать чувство равновесия

Материалы: Рули, мешочки с песком для каждого участника команды, две стойки.

Ход игры:

Играющие делятся на команды.
Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Пожарные спешат на помощь

Задачи: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, Воспитывать желание оказывать помощь другим.

Роли: пожарные, диспетчер, врачи, медсёстры, врачи, потерпевшие при пожаре.
Игровые действия: на пульт пожарной охраны поступает звонок о пожаре, есть потерпевшие, нужна помощь врачей. Диспетчер сообщает о вызове пожарным, звонит на станцию скорой помощи и сообщает о пострадавших в пожаре. 
Пожарные надевают спецодежду (каски, значки и т.д.), выезжают на пожар, выводят потерпевших, достают шланг и тушат пожар.  На место пожара выезжает машина "Скорой помощи". Врачи и медсёстры осматривают пострадавших, некоторых везут в больницу.

Труд пожарного в почете,

Опасней дела не найдете.

Пожарных мы за доблесть чтим,

За смелость их благодарим!

Чтоб никого не огорчать,

Будем правило мы знать:

Ночью темной, светлым днем

Осторожен будь с огнем!

Мы - пожарные

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППБ; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители - шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек "Мы – пожарные", магнитофон (аудиозапись  "пожарной мигалки").

Кому что нужно?

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

Подбери картинку к профессии

Задачи: Познакомить детей с профессиями: шофёр, пожарник, доктор, полицейский; их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.

Учить определять профессию по описанию, подбирать картинки к профессиям.  

Формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей.

Развивать кругозор и словарный запас ребёнка,  слуховое внимание, быстроту реакции, память.  

Активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям.

Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.

Оденем куклу на работу

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз. Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

Едем на работу

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Оборудование: на столе у педагога разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие  инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

Помоги кукле Кате

Цель: с помощью игровых приемов продолжать развивать у детей интерес к игровым действиям сверстника: помогать играть рядом, не мешать друг другу. Формировать: а) начальные навыки ролевого поведения, б) связную речь, внимание, память.   

Атрибуты: накидки - плащи пожарников, руль, пожарный шланг 

Ход игры: 

Орг. момент: педагог предлагает детям ситуацию:  "У куклы Кати, мама ушла на работу. А Катя осталась одна дома и решила поиграть, пришла она на кухню и увидела спички. Взяла кукла спички и начала чиркать ими, это очень нравилось Кате, и она громко смеялась. Но вдруг, одна спичка зажглась, Катя испугалась и бросила эту спичку на пол. Загорелся ковер,… бедная Катя бегала по комнате и не знала, что ей делать…"

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? Давайте, поможем затушить огонь Кате.  Распределение ролей (пожарные, водители). Обыгрывание ситуации.

Служба спасения

- Алло! Это пожарная служба?

Диспетчер: Да, я вас слушаю. Что случилось?

- Пожар на улице Заречная дом 5, дочка дома.

Диспетчер: Вызов принят, выезжаем.

Диспетчер: Пожарные на выезд. Пожар. В доме ребенок,

Пожарные садятся в машину, подъезжают к дому, Достают рукав, огнетушитель, тушат пожар, вызывают "Скорую помощь", выносят ребенка.

Скорая помощь: Приезжают, осматривают ребенка, кладут на носилки, увозят в больницу.

Больница: Врач принимает ребенка, делают укол, ставят капельницу, перевязывают руку.

Пожарные: Пожарные возвращаются, сдают смену, идут домой.

Все мы силы приложили и пожар мы потушили.

Было трудно, тяжело. Но умение и ловкость
Нас всех от беды спасло.

Собираемся на работу

Цель: учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Оборудование: куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или  наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

От слова к слову

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Оборудование: карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

Пожарные

Цель: Продолжать знакомить детей с профессией пожарник. Формировать внимание, слуховое восприятие, связную речь. Подводить детей к пониманию роли в игре.    

Атрибуты: накидки - плащи пожарников, руль, пожарный  шланг, ведра. 

Ход игры:  

1. Орг. момент: Педагог предлагает детям ситуацию: "Прибегает Зайчик в гости и рассказывает историю о том , что у них в лесу волк и лиса развели костер и забили его затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить пожар…"

«Вызываем службу спасения » 
Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана. 
Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации. 
На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем. 

«Юные спасатели»» 
Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие. 
Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.) . После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают) . 

«Спасатели» 
Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие. 
Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме. 

«Пожароопасные предметы» 
Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания. 
Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши. 
(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие) . 

«Тушим пожар» 
Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно. 
Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. 

«Спасатели спешат на помощь» 
Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами) ; воспитывать смелость, желание выручить из беды. 
Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить. 

«Встреча с незнакомцем» 
Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком. 
Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми. 
Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами. 
Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили. 
Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит! 
Незнайка собирается идти с незнакомцем. 
Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?
Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать! 
Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем. 
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой?
(Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку) 

«Чтобы не было беды» 
Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях. 
Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.

Игра 1.“Большое и маленькое “Нет”

Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить “Нет”.

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое “нет” сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: “Могу я сесть рядом с тобой?” Маленькое “нет” тихо шепчет: “Нет. Мне было бы лучше побыть одному.” Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.

Тут подходит мальчишка и спрашивает? “Могу ли я получить твою шоколадку?” Маленькое “нет” опять тихо шепчет: “Нет, я бы охотно съел ее сам.” Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького “нет” шоколадку и начал есть.

Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое “нет” в парке, и сказал: “Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?” Маленькое “нет” в третий раз прошептало “ Нет, я не хочу твоего поцелуя”. Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому “нет” и собрался его поцеловать.

Тут, наконец, терпение маленького “нет” лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту, и во весь голос закричало: “НЕ-Е-ЕТ!” и еще раз: “НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!”

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: “Почему же ты так не сказал сразу?”, и пошли дальше своей дорогой.

А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое “нет”, а большое “НЕТ”. Оно большое, сильное и громкое и оно думает: ”Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить “нет”, люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить “НЕТ”.

Так маленькое “нет” стало большим "НЕТ".

Игра 2.“Незнакомец”

Цель:

- помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

- научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей мл. школьного возраста);

- сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения

кричать, бежать, рассказывать” (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

- познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1.На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка

и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации“Незнакомец”:

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Игра 3.“Один дома”

Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации “Один дома”:

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Игра 4.“Телефонный звонок”

Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации “Телефонный звонок”:

- рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

- рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;

- когда угрожают.

Игра 5.“Подкуп”

Роливзрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения – "кричать, бежать, рассказывать."

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации"Подкуп":

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Игра 6.“Машина”

Цель: выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

  • нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине                        (Правило "Трех больших шагов");
  • не садиться в автомобиль;
  • твердо и уверенно отвечать отказом.

Роли: взрослый “за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.

Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;

Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина":

рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.

Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило “Трех больших шагов”.

Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля , этого делать нельзя.

В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда, и ни под каким предлогом.

Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.

Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Игра 7.“Если потерялся”

Цель: научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.) Воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игровой материал: карточки с надписями.

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся":

в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Игра 8.“ Защита”

Роливзрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель: выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита":

рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!”, "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).

В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.

Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.

Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в “убежище”, если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Игра 9.“Дорога домой”

Цель: научить ребенка отказывать, говорить “Нет”, учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой":

предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Игра 10.“Вымогательство”.

Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство":

проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы)

Игра 11.“Опасность”

Цель: выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность":

в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Конспект НОД в первой младшей группе «Светофор» Воспитатель Новоселова Л.В. Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», Цель: Продолжить формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Обучающие: закрепить представления детей о с

Конспект НОД в первой младшей группе «Светофор»Воспитатель Новоселова Л.В.Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», Цель: Продолжить формировать навыки безопасно...

консультация «Формируем навыки безопасного поведения на дороге с помощью мультиков»

консультация для родителей и педагогов  об эффективном применении  равивающих мультфильмов в работе по формированию у детей навыков безопасного  поведения...