Проектная деятельность в ДОУ по правилам пожарной безопасности
проект по обж (старшая группа)

Дементьева Татьяна Николаевна

Проект способствует формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружает детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_dou_po_pb_ogon_drug_ili_vrag_1.docx120.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по правилам пожарной безопасности в старшей разновозрастной группе

http://uspeh.tspu.ru/images/logo_actions/distancionnaya_viktorina.jpg

Проектная деятельность в ДОУhttps://volgodonsk.pro/upload/old_images/article2568.jpg

по правилам пожарной безопасности:

    Актуальность проекта вызвана  тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной  опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

    Реализация  данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Паспорт проекта

Тема

Тема проекта: «Огонь: друг или враг?»

Адресация

проекта

 

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста

 

Автор проекта

Дементьева Татьяна Николаевна,воспитатель

Целевая аудитория

  дети, педагоги, родители

Типовые особенности проекта

• По продолжительности:краткосрочный.

• По содержанию: ребенок и его семья,

•По уровню контактов:муниципальный

Цель проекта

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта

Образовательные

  • Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Ресурсы проекта

•   Аудио-, видеосистемы, компьютер, опорные карты,  дидактические материалы, технологии и т.д.

Предполагаемые продукты

•  Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, конспекты НОД.

•  Продукты деятельности детей: рисунки, поделки.

 

Пояснительная запискаhttp://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C-300x226.png

Актуальность проекта

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том,  чтобы    подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка - спрятаться от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

 Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к  этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

 В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Гипотеза:

Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать  у детей  навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности в ДОУ.  

Принципы реализации проекта:

  • Принцип системности:

систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

  • Принцип диалогического общения:

неотъемлемое условие взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и  дома.

  • Принцип доступности и  креативности:

позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

  • Принцип гуманизации:

 во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

  • Принцип доступности:

предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Ожидаемый результат:

  • привитие уважение к героической профессии «Пожарный»
  • овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара,  осознанное выполнение правил противопожарной безопасности
  • профилактика панического страха перед огнём
  • привлечение родителей к данной проблеме.
  • пополнение  методического кабинета пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами занятий, развлечений по пожарной безопасности

Этапы проекта

Подготовительный этап:

-Провести    опрос детей.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- Подбор  дидактических игр;

- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

-Оформление папки – передвижки для родителей «Огонь -опасность!»;

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.  

1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:

- «Легенда о Прометее»;

- «Почему огонь полезен и опасен?»;

- «Беседа о труде пожарных»;

- «Эти предметы таят опасность!»;

- «Спички детям не игрушка»;

- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».  

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.  

3. Дидактические игры:

- « Лото-пожарная безопасность»

-« Карточка –викторина»

-« Назови причины пожара»  

4. Сюжетно-ролевые игры :

 - «Мы – пожарные!»

- «Пожар в городе»

-« Один дома»  

5. Театрализованная игра - драматизация сказки «Как Мишутка хотел стать пожарным»  

6. Подвижные игры и соревнования:

- «Пожарные на учении»

- «Кто быстрее потушит пожар?»

- «Огонь в очаге» - «Огненный дракон»

- «Вода и огонь» - «Птички в беде»

- «Хозяин озера»  

7. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме):

- Б.Житков «Дым», «Пожар»

- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»

- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»

- К.Чуковский «Путаница»

- Г.Остер «Вредные советы» - Е.Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»

- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

- стихи О.Вациетис «Спички», «Новый год»

- стихи Е.Харинская«Спичка – невеличка», «Сережа» - литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме  

8. Проведение опытов, экспериментов: «Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня)  

9. Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком.  

10. Детские рисунки на тему «Пожар!»,  лепка «Пожарная машина».

11. Работа с родителями «Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности»

Заключительный этап:

- Выставка детских рисунков на тему «Пожар»;

- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях.Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами ( как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.

Список литературы

1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.

2. Волочкова В.Н., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207

3.Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.

4. Кузина В.М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46

5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50

6.Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43, .

7.Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12

8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. « фламинго» -2000- 62.

9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200

10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-18=29

12. Литвинова Е,Н, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.

В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270

14. Зубченко В.А., Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

15. Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15

16. Толстой Л.Н. « Пожарные собаки».// Толстой Л.Н.М.- «Фламинго»-2000-с.20

17. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50

18. Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

Приложение

«Дым» и «Пожар»

(беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)

Цели:

познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»;

использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из под контроля;

воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.

Ход беседы:

1. Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Житкова «Помощь идет» и, в частности, на два произведения — «Дым» и «Пожар». Интересуется мнением ребят о разворачивающихся там событиях.

2. Предлагает детям еще раз внимательно послушать рассказы, чтобы после прочтения побеседовать о героях произведений. Чтение произведений.

3. Беседа по содержанию рассказов. Примерные вопросы к беседе:

— Что случилось с мальчиками из обоих рассказов?

 — Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение?

— Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях?

 — Как пожарные боролись с огнем?

— В обоих рассказах мальчики испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные? Объясните, почему вы так считаете.

— Как можно назвать пожарных, которые, рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне людей?

4. Итог беседы:

— с огнем играть строго запрещается;

 - в случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным их было легче найти;  

- пожарные — смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.  

«Рассказ о неизвестном герое»

(чтение поэмы С. Маршака)

Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться.

Объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении.  

Примерные вопросы к беседе:

— Как вы думаете, от чего мог случиться пожар?  

— Что привлекло его внимание?

— Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки?  

— Как вы считаете, каким был этот парень и почему?

— Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече?    

«Как Стобед хотел напугать волка, а сам чуть не сгорел»

(чтение и обсуждение рассказа Д. Орловой)

Цель: познакомить детей с новым произведением на пожарную тематику.

Помочь осознать, что огонь может принести большой вред, если с ним обращаться неумело, а детям категорически запрещается играть со спичками.  

  1. Вводная беседа.

Примерные вопросы к беседе:

— Что такое огнеопасные предметы?

— Какие огнеопасные предметы вы знаете?

— Кому можно и кому нельзя ими пользоваться и почему?

2. Чтение сказки.

3. Беседа по содержанию произведения.

Примерные вопросы к беседе:

 — Как звали главного героя сказки?

— Почему у него такое необычное имя? (Рассуждение детей.)

— Как случилось, что мальчик оказался в больнице?

— Как вы думаете, что понял и решил для себя Стобед?

— Какое место в сказке показалось вам самым страшным и почему?

Воспитатель. Расскажите сегодня вечером эту сказку своим родителям, а чтобы вы что-нибудь не забыли, я прочитаю ее вам еще раз.

4. Повторное чтение сказки.  

Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности  на тему «Что делать, если?..»

Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.

Учить рассуждать и делать выводы.

Воспитатель. Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:

— бабушка забыла выключить утюг;

— сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;

— папа оставил кастрюлю на включенной плите;

— в квартире зажгли бенгальские огни;

— украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;

— если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?  

Рассказ воспитателя о пожарной безопасности  в детском саду

Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду.

Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.

План рассказа

1. Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? (О пожарной сигнализации и о том, как она работает.

2. Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (Небольшой инструктаж.)

3. Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? (Об огнетушителях и их назначении.)

4. Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ей пользоваться? (Следует попрактиковаться в их надевании и напомнить, что старшие дети должны помочь малышам.)

Загадки из спичечного коробка

(Литературная викторина)

Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.

Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.  

Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.

Открыв его, дети видят  стопку карточек с загадками.

Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.

После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.

  1. Беда! Беда! Беда! Беда!'

 Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился ... (пожар).  

  1. У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как завоет, завизжит,

Пропустить вперед велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовется тот сигнал? ( Сирена.)  

  1. Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Все! Опасность миновала. (Пожарная машина.)

  1. С огнем бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники.)

  1. Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу — словно не жила

Сгорела, бедная, дотла. ( Спичка.)

  1. С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Все ест — не наедается.

А как попьет — сразу умрет. ( Огонь.)

  1. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. ( Огонь.)  

  1. Вьется, извивается,

В небо устремляется.

К тучам тянется чудак,

Не дотянется никак. (Дым.)

  1. В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь.)

  1. Черный конь

Прыгает в огонь.

По огню гуляет,

Искры выбивает. (Кочерга.)  

11.Голова огнем пылает.

Тело тает и сгорает.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. ( Свеча.)

12.На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

А с собою не возьмешь. ( Костер.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

проектной деятельности по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций...

Непосредственно образовательная деятельность по правилам пожарной безопасности с детьми подготовительной группы «О правилах важных – пожаробезопасных»

Представляю материал для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности....

«Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет через проектную деятельность»

По данным органов пожарной охраны, каждый 6 - 7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники. Статистика пожаров показывает, что причиной жертв, ...

Проектная деятельность во 2 младшей группе: «Пожарная безопасность»

Цель проекта: формирование основы знаний по пожарной безопасности младших дошкольников....