Педагогический опыт
методическая разработка по обж

Мишкина Елена Валентиновна

       В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности   движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с  Правилами дорожного движения.

        Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. Рекомендована эта программа педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

                                                      Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

 г Богородск Нижегородская область

Мишкина Елена Валентиновна

       В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности   движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с  Правилами дорожного движения.

        Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. Рекомендована эта программа педагогам дошкольных учреждений.

Педагогам нашего дошкольного учреждения так же эта тема интересна. Наши воспитатели   разрабатывают  проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно- транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели и родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Анализ статистических данных состояния безопасности дорожного движения в РФ за 8 месяцев 2020 г (по сравнению аналогичным периодом прошлого года) свидетельствует о тенденции сокращения основных показателей аварийности с участием детей и взрослых до 16 лет . Количество ДТП снизилось на 18,5 % , число раненых детей на 18,2 %  и число погибших детей на 12,7% . Каждое восьмое ДТП произошло с детьми на велосипеде . Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве наиболее прочныеправила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

НОВИЗНА

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге, во всех видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, познавательной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Другой элемент новизны заключается в самом подходе к проблеме обеспечения безопасного поведения ребенка в дорожном движении, через включение специалистов, социум, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения. В этом направлении разработан богатый практический материал.

III. Цель данного педагогического опыта:

• сохранение жизни и здоровья детей как участников дорожного движения в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды;

• развитие психофизиологических качеств ребенка;

• формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

IV. ЗАДАЧИ

1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать планирование.

3. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.

4. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

5. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

6. Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций

7. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

8. Привлечение родителей к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения

V. Гипотеза опыта:

Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если учитывать возрастные особенности детей; процесс овладения культурой поведения на дороге будет непрерывным, поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях (беседы, игры, чтение книг, заучивание стихов, прогулки, экскурсии и т. д.); осуществлять сотрудничество с семьёй дошкольника.

VI. Содержание опыта:

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

• - проектный метод обучения;

• - моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

• - личностно-ориентированная технология;

• - технология игрового обучения;

• - интерактивный метод;

• - метод наблюдения и беседы;

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю

во всех формах своей деятельности с детьми:

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;

- Различные виды ИЗО деятельности;

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения;

- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

- Беседы и разговоры по ПДД;

- Наблюдения за транспортом и пешеходами.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности,  

В содержание проектной деятельности входят:

-экспериментально-исследовательская деятельность;

-изобразительная деятельность;

-театральная деятельность;

-создание газет, альбомов;

-конкурсы, викторины;

-выставки;

-праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности являются дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада.

Разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида. Значительное место было отведено практическим методам обучения наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрестку, проезжей части; к светофору, в библиотеку и т. д. ; игры в галереи безопасности  на территории детского сада во время которых, дети знакомились с перекрестком и некоторыми правилами дорожного движения) беседа с инспектором ГИБДД; КВН по ПДД «Правила дорожного движения – надо знать». Изготовили дидактическое пособие «Лэпбук по ПДД», информация, представленная, в «Лэпбуке» выполняет познавательную и развивающую функцию, периодически обновляется.

Оформлен уголок безопасности: Подобраны настольно - печатные игры, развивающие игры, ("Викторина 100 вопросов", "Дорожные знаки", "Красный, жёлтый, зелёный, "За рулём") пополнили коллекцию машин специального назначения; подготовили атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, (Жезл, руль, костюм регулировщика дорожного движения, набор дорожных знаков, пешеходных дорожек, светофоров, различные виды транспорта (специальный, строительный, легковой). Приобрели набор знаков, игровое поле – с помощью которого, ребята учатся решать проблемные ситуации, видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД , которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук» .

Велась работа по художественно- эстетическому развитию: выполнение рисунков, аппликаций, конструирования- «Дорожные знаки»«Наша улица»«Дети и светофор » и т. д.

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:

- консультации «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»«Правила поведения в общественном транспорте», "Родителям о дорожной безопасности" ; и т. д.

- предложили родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе рисунков по теме дорожного движения;

обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии;

- ведется страничка в группе ВКонтакте ;

- общение через мессержер Viber/

    - буклеты-памятки (Дорога-дети - безопасность, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;

- целевые прогулки родителям с детьми по заданию воспитателя:

«Наблюдение за светофором»«Пешеходный переход»«Перекрёсток».

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства, при перевозке детей в автомобиле. Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты.

Вывод:

Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, использование эффективных, современных методов и приемов, даёт положительные результаты. Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

А также результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, даёт положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....