мастер - класс
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Хрянина Светлана Анатольевна

"Путешествие утёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по поисково – исследовательской деятельности

«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности  по познавательному  развитию в игровой форме на основе сказки. Я представлю  вам и с вами вместе опробую  некоторые виды  исследовательской деятельности  с разными материалами.

     Детство -  это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Поисково - исследовательская деятельность — естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды. Чем разнообразнее  и  интереснее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

     Известно, что ознакомление  с каким – либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

     Китайская пословица  гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  Усваивается всё прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня я предлагаю всё услышать, увидеть и попробовать.

Целью мастера- класса является: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.

Задачи: (на слайд)        

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Развивающие:

Развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически.

Образовательные:

Обогатить представления детей о свойствах песка, воды. В процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Девиз моей работы: «для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка»

 1.Сегодня  дети будут проводить  опыты, не зная его результата, и, таким образом, будут приобретать новые знания.

2.Дети вначале будут предсказывать  результат, а затем проверять, правильно ли они мыслили.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

    Воспитатель обращает внимание детей на экран и говорит:

 Итак, на одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Утёнок Здравствуйте! Как много здесь детей! Куда же я попал?

Дети. В детский сад..

Утёнок В детский сад? Если вы ходите в детский сад, значит много знаете и умеете. По дороге к вам у меня возникло много вопросов, но я не знаю на них ответов и ищу, кто бы мне помог.

Воспитатель. Что же делать?

Дети. Давайте поможем утёнку.

Воспитатель. Ну, рассказывай свою историю.

Утёнок  Выйдя за забор, я увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов.

Воспитатель Что же это за цветы?

Дети  Это кувшинки, они живут в воде.

Утёнок  Солнышко уже начало всходить и я  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Воспитатель:

Ребята! Почему это происходит?  Маша, как ты думаешь, почему это происходит? (ответы детей - я не знаю, потому что наступило утро и всё просыпается)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но прежде чем пройти в лабораторию, нам надо одеть халаты.

Утёнок, вот и тебе халат, одевайся скорее (дети и воспитатель одевают халаты). Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

А сейчас подойдите к столам. Итак, чтобы у нас лепестки распустились надо…

Опыт № 1.

     При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в ёмкость.

Воспитатель: Что мы видим?  Ответы детей (лепестки распускаются)

 Правильно, буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться.

Утёнок  И у меня цветок распустился! (хлопает в ладоши)

    Вывод: это происходит, ребята, потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Затем воспитатель опять обращает внимание  на экран.

Утёнок  я  увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают. Кто же это?

Дети Это рыбки

Утёнок Ой, оказывается, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Почему они всплывают?  Ответы детей (может быть они играют )

Воспитатель  А вот чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас сделаем следующий опыт.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой  и бросьте в нее виноградинку. И что мы видим?( Что виноградина опустилась на дно). Оказывается виноградина  чуть тяжелее воды и опустилась на дно.  Смотрите, на нее тут же садятся пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Как вы думаете, почему так происходит?

   Вывод: оказывается, на поверхности пузырьки лопаются и  газ улетает. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз.

Утёнок  А что же это значит?

Воспитатель  Это значит, что в воде содержится кислород, которым дышат рыбки.

Игра  

-На земле много разных рек- больших и маленьких, все они куда-то текут, бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите, чтобы у вас получилась своя большая речка? Посмотрите, вот полоска ткани /кладёт широкий кусок ткани на пол/-это речка. Я вам дам ленты - вы ручейки. Ручейки бегают по всей группе, но когда услышат сигнал «Ко мне» -все ручейки бегут к главной реке и соединяются с ней, впадают в большую реку со всех сторон.

 Утенок Я так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как собрались тучи и пошел дождик. Я весь вымок, замёрз. (Следующий слайд)

Прошло немного времени, и дождь закончился.  Ходил я вдоль берега. И тут увидел, что идя по мокрому песку, после меня остаются следы. Как вы думаете, почему следы  остаются на песке? (Ответы детей, потому что прошел дождь и песок от воды стал мокрым).

Воспитатель  Правильно, от воды песок становится мокрым.  А тут еще другие следы, кто же это? Чьи это следы? Ответ детей (может это прошел котенок или пробежала собачка)

 Воспитатель: чтобы ответить правильно на этот вопрос, определить, чьи это следы, надо сделать следующий опыт

Опыт № 3

У вас на подносах находится песок. Какой он? Правильно, он сухой.  Возьмите его в кулачок и сверху посыпьте струйкой, что с ним происходит?(он сыпется). А теперь с помощью лейки намочите песок, как будто прошел дождь. Каким песок стал? Вот теперь нам помогут отпечатки, с помощью них мы и узнаем, кто оставил здесь следы. (Отпечатки) Чьи же это следы?

На слайде после ответа появляется собачка и птичка.

Утёнок  А вот и мои следы

  Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утёнок   Затем опять выглянуло солнышко (слайд), и я  увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие бабочки. А зачем – не знаю.

Воспитатель: Зачем бабочки садятся на цветы? Ответы детей (собирают сладкий нектар)

Опыт № 4

Для этого нам понадобится необычный цветок. Посадите  бабочек на цветок. Что случилось? Почему некоторые бабочки сидят на цветке, а другие нет?

Ответ детей -  примагнитились, а те бабочки, у которых нет магнитика, упали.

Воспитатель   Да, правильно, магнит притягивается к металлу.

Утенок  Мне  очень  понравилось у вас, я узнал ответы на свои вопросы. ( голос мамы – утки)

Спасибо вам, я побегу поделиться своими знаниями со своей мамой.

Воспитатель  Ребятки, а что нового и интересного узнал утёнок?

    1. Почему же распускаются кувшинки?

  2. Почему плавают рыбки?

 3. Почему остались следы на песке?

 4. Почему насекомые летят на цветы?

Наш рабочий день в лаборатории закончен. Снимаем халаты. Молодцы! Всем большое спасибо!

   Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...