Консультация для педагогов "Правила дорожного движения для дошкольников"
консультация по обж

Материал будет полезен педагогам в работе с дошкольниками по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Правила дорожного движения для дошкольников».

Подготовила: воспитатель М.Ф. Рыбьякова

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.      Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

     Эту задачу призваны решать как родители, так и мы с вами - педагоги дошкольных образовательных учреждений.   В детском саду дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог.

     Знакомство  детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует начинать уже с младшего возраста. Вот первые правила, которые должны усвоить дети в младшей группе: дорогу можно переходить только на зелёный свет и по “зебре”. С этой целью детей  знакомят  с дорогой, улицей, светофором, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.  Дети называют части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери.

       В средней и старшей группах ДОУ дошкольники должны знать о ПДД больше:

- Кто считается участником дорожного движения (пешеход, водитель, инспектор ГАИ, пассажир) и кто из них как  ведет  себя на дороге;

- Основные понятия дорожного движения: проезжая часть, обочина, тротуар, разделительная полоса, перекрёсток, пешеходный переход;

- Виды и названия  транспорта;

- Сигналы и цвета светофора;  

- Места, где можно переходить проезжую часть; места, где можно двигаться по дороге пешком;

-  Правила пользования общественным транспортом;

-  Особенности перехода железнодорожных путей;

-  Правила передвижения по дороге на велосипеде.

Воспитанники старшего дошкольного возраста систематизируют знания, полученные ранее, обобщают понятия. Воспитатель старшей и подготовительной уже не просто знакомит детей с ПДД, а предлагает детям решать задачи в игровой форме. Например, что делать, если у пешехода горит зелёный свет, а  машина продолжает быстро ехать и не тормозит?

    Объяснение ПДД малышам в ДОУ можно включить в любой из видов занятия, которые предусматривают федеральные стандарты. Вот только несколько примеров.    - Интегрированное занятие, когда на одном занятии дошкольники занимаются разными видами деятельности: творческой, подвижной, речевой. Такое занятие удачно строить с приглашенным персонажем, которого дети учат соблюдать ПДД разными способами: рисуют, говорят, поют, показывают.

- Тематическое занятие объединяет одну тему изучения (например, знаки, общественный транспорт или сигналы светофора) на разных занятиях: музыке, физкультуре, развитии речи, ИЗО.

- Коллективное задание, на котором вся группа ДОУ делает общий проект. Например, аппликацию с изображением улицы.

- Урок-экскурсия, на котором дошкольники изучают рядом расположенную проезжую часть и соотносят свои знания с реальностью.

    Для того, чтобы дети основательно запомнили правила дорожного движения, воспитатель должен создать условия, при которых они: увидят информацию; услышат её; применят новые знания. Для этого должны быть использованы: наглядные материалы; разнообразные речевые приёмы; игровые и творческие задания. Эффективность обучения детей ПДД зависит от оснащённости ДОУ, но, в первую очередь, - от мастерства педагога. Воспитатель, объясняющий правила дорожного движения должен совместить в занятии четыре типа педагогических приёмов:

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Игровые.
  • Практические.

      Объяснение правил дорожного движения с помощью зрительных образов - один из самых эффективных приёмов. Наглядность можно организовать  картинками, например, с изображением дорожных знаков или сигналов регулировщика; презентациями и видео, которые транслируют интересные истории, например, заметки о развитии дорожного движения или мультик по теме ПДД; демонстрациями, когда воспитатель показывает на своём примере правильное действие.

      Использование словесных приёмов поможет не только объяснить детям правила дорожного движения, но и поможет воспитателю проверить, как усвоен материал. К таким приёмам относятся: беседы; сказки; загадки и стишки; чтение. Беседу с дошкольниками удобнее всего выстраивать по принципу вопрос-ответ. “Какие сигналы светофора разрешают движение пешеходу?”, “Где пересекается несколько дорог?” и т.п. Загадки и стишки помогают воспитателю быстро переключить внимание дошкольников на тему после паузы или заминки. Для детей младшего дошкольного возраста обычно используются договорки, а в старшей и подготовительной группах ДОУ - более сложные стихотворения.

       Игровая деятельность должна стать основной при изучении ПДД детьми. В процессе игры дошкольники повторяют новые понятия, отрабатывают правильное поведение на дороге, развивают речь и координацию движений. Дидактические игры по ПДД, в которых есть чёткие правила и обучающая задача. Сюжетно-ролевые, где дети копируют модель поведения разных участников дорожного движения. Например, отыгрывают передвижение на автобусе или переход дороги без светофора. Подвижные игры хорошо использовать во время прогулки. Театрализованные игры по ПДД в ДОУ могут проходить по определённому сценарию, в котором дети играют по заданному сюжету, или сами являются режиссёрами и куклами-актёрами. Пальчиковые игры удобно проводить в группе младшего дошкольного возраста и также отыгрывать разные ситуации на дороге.

     К практической части занятия по ПДД также относится любая творческая деятельность с использованием мелкой моторики: рисование, аппликации, лепка (светофора, транспорта, знаков).

     Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. Для проведения результативной работы в данном направлении в каждой возрастной группе воспитатели организуют специальные уголки (зоны) для проведения непосредственно образовательной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников, в которых находятся настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части улицы, картотеки игр, атрибуты для сюжетно ролевой игры.

      Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

  • Набор транспортных средств;
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств;
  • Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.);
  • простейший макет улицы;
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

         Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку»;
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;
  • Макет транспортного светофора (плоскостной и объемный).

          Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

  • Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
  • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  • Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  • Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»  и др.

Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке ПДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

           В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется: собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер). Организовывается окно выдачи водительских удостоверений,  сдавшим экзамен по ПДД.

         Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения должна проводиться определенная работа с родителями: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.

            Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ в рамках ФГТ"

Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Место ФГТв ДОУ.  Цели формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольнико...

Консультация для родитедлей на тему Правила дорожного движения для дошкольников

Одна из актуальных задач сегодня - формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста: вбыту, в лесу, на дороге. Эта консультация поможет родителям научить своих малышей правильному повед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для родителей "Правила дорожного движения для дошкольников"

Поток автомобилей на дорогах нашей страны растет с каждым днем. Статистика  утверждает,  что примерно 10% ДТП происходит с участием детей, которые не знают правил дорожной безопасности или ж...

Консультация "Правила дорожного движения для дошкольников"

«Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей...