Сценарий викторины по формированию основ культуры безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое безопасность»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Азелькиреева Валентина Григорьевна

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущими показателями детского дорожно - транспортного травматизма.  Формирование культуры   безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста  является актуальной, так как возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и навыков безопасного поведения  и отсутствием системы воспитательной работы по формированию культуры безопасности  и основ жизнедеятельности воспитанников. Викторина "Что такое безопасность"  с использованием игрового оборудования и интегацией двигательной активности в образовательный процесс по данному  направлению  способствует вовлечению детей в соревнования и участие в отгадывании сюжетов из сказок, в которых показано, как нужно соблюдать правила безопасности на дорогах и улицах, на примерах отрицательных и положительных героев сказок.  Научившись разбираться в правилах безопасности, дети будут способны и заинтересованы в их соблюдении и  выполнении. Для развития мотивации и детской инициативы в процессе викторины используется игровой момент: "волшебная книга безопасности" от Тетушки Совы, одним из любимых героев развивающих мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_chto_takoe_bezopasnost.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

(ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик»)

Сценарий викторины

по формированию основ культуры безопасности

с детьми  старшего дошкольного возраста

«Что такое безопасность»

Разработчик:

воспитатель высшей квалификационной категории

Азелькиреева Валентина Григорьевна

Самара, 2020

Актуальность Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности,   в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей заболеваемостью, травматизмом. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.

В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:

  • большая часть авторов (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Р.Б. Стеркиной) под безопасностью понимает состояние потенциальной жертвы, объекта опасности;
  • безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
  • безопасность - категория системная, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
  • безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать материальные и духовные ценности;
  • безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;
  • угроза - реальный признак отсутствия безопасности.

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений.   Этот вопрос нашёл своё отражение и  в  ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

Можно констатировать, что эту работу  педагоги ДОУ осуществляют   через интеграцию всех направлений развития: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательно - речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое». 

Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста  является актуальной и недостаточно разработанной. В связи с этим  возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и навыков безопасного поведения  и отсутствием системы воспитательной работы по формированию культуры безопасности  и основ жизнедеятельности воспитанников.

Цель: формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний о  правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  1. Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
  2. Прививать умения и навыки   воспитанников  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным  ситуациям посредством интеллектуальных и развивающих викторин.
  3. Развивать деятельность и умение ориентироваться в информационном пространстве и применять знания в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности.
  4. Воспитывать культуру безопасного поведения человека в окружающем мире.
  5. Дать представление о различных опасных ситуациях
  6. Развивать умение быстро и правильно реагировать в опасной ситуации
  7. Закрепить правила безопасного поведения
  8. Воспитывать привычку безопасного поведения
  9. Воспитывать бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих

Предварительная работа: Чтение и обсуждение произведений«Красная шапочка»«Волк и семеро козлят»«Кот, петух и лиса»«Гуси-лебеди»«Кошкин дом», беседы об опасных ситуациях, электроприборах, опасных предметах, поведении на улице, на льду, соблюдении ПДД и т. д., чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Толстого « Приключение Буратино», заучивание стихотворения « Каждый грамотный ребенок..», беседы на тему: « Кто ты незнакомец?», « Однажды на улице», « Один дома», игры- драматизации: « Приход почтальона», « Случай на улице», дидактическая игра « Где прячутся опасности». Оформление медиатеки с подбором книг, дисков и других электронных носителей со сказками. Оформление библиотеки с  художественной литературой. Организация буккроссинга (книговорота) внутри ДОУ.

Материалы и оборудование: проектор, экран, мольберт, иллюстративный материал; диски с  видеороликами, сюжетные картинки с различными опасными ситуациями  и сюжетом из сказок с номером, бумажные стрелки, юла, плакат на тему: «образовательный маршрут по городу Самаре», музыкальный центр, карточки с изображением дорожных знаков, обучающий фильм «Уроки тетушки Совы», «МЧС», жетоны на магните, 3 стола, эмблемы команд, вывеска названий команд за столами,  иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.Н. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино», маски для инсценировки сказки «Теремок», сюжетные картинки с различными опасными ситуациями, сказки и иллюстрации к ним:

  1. А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  2. А.Н. Толстой « Золотой ключик, или приключения Буратино»
  3. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  4. Р.Н. сказка «Волк и семеро козлят»
  5. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  6. Р.Н. сказка «Кошкин дом»
  7. Р.н. сказка «Теремок»
  8. К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха»
  9. Р.Н. сказка «Гуси – лебеди»
  10. К.И. Чуковский «Айболит»
  11. Р.Н. сказка «Лиса и волк»
  12. Р.н. сказка «Маша и медведь»
  13. Р.н. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  14. С.Я. Маршак  «12 месяцев»
  15. В. Одоевский «Мороз Иванович»

Ход викторины

Мотивация:

Ведущий: Дети! Тетушка Сова из мультфильма «Уроки тетушки Совы» прислала нам необычную книгу, которая называется «Уроки безопасности», но эта книга волшебная, и мы не сможем ее открыть, пока не расскажем правила   соблюдения  безопасности. А помогут нам в этом наши любимые сказки. Смотрите, дети, сколько красочных и интересных книг находятся в нашем книжном уголке.

Узнали? Как называются эти книги?   (Сказки)

Дети! Сегодня мы проведем с вами викторину, которая  называется «Что такое  безопасность». И мы с вами будем вспоминать правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях. И не просто правила, а правила безопасности. Самое главное слово нашей викторины – безопасность.

Ведущий: Дети!  А что же  такое безопасность? Как вы понимаете слово «Безопасность

 Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, то есть беречь себя от опасности.

Ведущий на нашей викторине мы с вами, ребята, будем отвечать на вопросы рассказывать о сюжетах из сказок, в которых показано, что нужно соблюдать правила безопасности,   называть  правила безопасного движения на дорогах и улицах, Научившись разбираться в правилах безопасности, мы научимся  их выполнять.

Знание ПДД необходимо и детям, и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно! Если человек не знает, как и где перейти улицу, можно попасть в беду. А чтобы с вами не случилось несчастье, необходимо соблюдать все правила безопасности.

Ведущий А знаете ли Вы правила безопасного поведения?

Вот  сейчас мы  проверим!

Вам нужно  разделиться на три команды. У каждого из вас есть эмблема, найдите ребят с такой же эмблемой как у вас.

Первая  команда – «Знатоки»

1.Капитан команды:

2.Девиз первой  команды:

Всё хотим на свете знать!

Обсуждать и понимать!

Спору нет! Спору нет!

Что вопросы нелегки!

Но на все дадут ответ!

Команды нашей знатоки

Вторая команда – «Умники и умницы»

1.Капитан команды:

2.Девиз второй  команды:

Мы умники! А это значит!

Нас ждет успех и ждет удача!

«Вперед к Победе» - наш девиз!

А кто слабее берегись.

Третья команда -    «Мудрые  совята»  

Капитан команды:

Девиз третьей  команды:

«Мы мудрые совята! Отличные ребята! Очень рано мы встаем! Все узнаем! Все найдем! Высоко взлетим! И в игре мы победим!»

Викторина по принципу интеллектуальной игры  «Что? Где? Когда?». Каждая команда участвует в игре и выполняет задание. Команды стоят полукругом, а одна команда,  согласно жребия,  подходит к столу и крутит юлу.

Ведущий: Определить победителей нашей викторины поможет жюри.

Ведущий:Посмотрите! На столе картинки с номерами, если их перевернуть, вы увидите сюжет из какой – то сказки, нужно угадать название сказки, героев и рассказать,  где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям? Объяснить почему?

  1. Как вели себя герои произведений в ситуации, которая на картинке?
  2.  какие качества личности им помогли соблюдать правила безопасного поведения?
  3. Кто помог героям спастись в опасной ситуации?

I раунд            картинки из сказок под номерами (1-12)

По очереди капитаны команд крутят волчок и  берут картинки там, где остановилась стрелка с юлой. Каждая команда называет  обсуждает опасные ситуации, изображенные на  картинках из  сказок, затем капитан назначает игрока, который будет отвечать.

Музыкальная пауза

Театральный клуб «Арлекино» представляет сказку «Теремок».

I I раунд     Дорожные знаки  

«Безопасный маршрут по городу Самаре»    ( на мольберте плакат)

Ведущий: Ребята! Мы с вами проходили безопасный маршрут по городу Самаре! Что нам помогало пройти по дорогам?

Ведущий: Да, ребята! Дорожные знаки помогают и водителям и пешеходам.

Вопросы командам            (Показ дорожных знаков)

Ведущий:

  • Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (тротуар)
  • Как пешеходы должны ходить по тротуару? (придерживаясь правой стороны)
  • При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (при зеленом)
  • Где нужно переходить улицу? (по пешеходному переходу)

Что нам помогает переходить дорогу? Светофор!

Ведущий: Дети, на столе картинки с опасными ситуациями. Каждая команда расскажет по - очереди, какие опасные ситуации случаются, и какие правила безопасности нужно соблюдать.

Физминутка «Светофор»

Дети стоят в кругу

Ведущий: У дороги в домике  без сада и крылечка проживают гномики, три славных человечка                

выходят три ребенка в шапочках гномиков (под музыку)

Гном зелёный говорит:

всё спокойно, путь открыт.              Гномик  показывает круг  

                                                            зеленого  цвета  и дети шагают по кругу

Желтый гном предупрежденье –

жди сигнала для движенья               Гномик  показывает круг  

                                                            желтого   цвета  и дети хлопают в ладоши

Если вышел красный,

 значит путь опасный                        Гномик  показывает круг  красного   цвета

                                                             и дети приседают на  корточки

Ребенок  «ДПС» с жезлом в руках  стоит в середине круга и показывает, что можно идти и дети садятся на стулья.

I I I раунд      МЧС (Спасательные службы)

На столе картинки с опасными ситуациями из жизни. Команды по очереди определяют, какая служба поможет и по – какому номеру нужно позвонить

(из  подготовительной группы взять специальный телефон)

Пожарная служба 01

Полиция 02

Скорая помощь 03

Аварийная служба 04

МЧС 101 Самарская область

Служба спасения 112

Позвонить по телефону и объяснить ситуации, называя адрес.

Каждая команда выбирает по 2 картинки.

Подведение итогов и рефлексия

Ведущий: Дети, во что мы сегодня с вами играли?        

А сейчас мы поиграем с вами еще в одну игру. Она называется «Солнышко и облачко». У нас в руках грустное облачко и радостное солнышко. Каждый из вас, кому понравилась наша викторина встанет в круг, где радостное солнышко, а кому не понравилось, в круг,  где грустное облачко.

Оценка жюри.

Ведущий: А сейчас жюри объявит результаты викторины и определит  победителей.
Ведущий: Дети, вот и закончилась  наша  викторина. Молодцы, ребята! Сегодня вы, ловко и быстро справились с заданиями, дружно отвечали и помогали друг другу. Вы — настоящие спасатели. Будьте внимательны. Соблюдайте правила безопасности!

Ведущий: Дети, посмотрите, книга, которую подарила нам тетушка Сова,  открывается. Теперь эта книга  поможет нам помнить о правилах безопасности.

Сказки,

формирующие культуру безопасности

 у детей дошкольного возраста

Название сказки

Автор

Вид безопасности

Безопасность в быту

(пожарная безопасность, ЗОЖ, один дома, колющие предметы, химические вещества, холодное оружие, лифт))

1

«Колобок»

Русская народная  сказка

Без спроса ушел из дома, разговаривал с незнакомыми, что опасно для жизни

2

«Волк и семеро козлят»

Русская народная  сказка

Остались одни дома без мамы, не внимательны к голосу, доверился волку

3

«Снежная королева»

Г.Х. Андерсен

Кай не послушал старшую сестру и уехал в царство Снежной королевы, осколок льда попал ему в глаз, получил травму

4

 Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин

Внешность человека может быть обманчива, поэтому из рук чужого человека, на вид доброй бабушки брать и есть ничего нельзя

5

«Кошкин дом»

Русская народная  сказка

Гости не соблюдали правила  пожарной безопасности и поэтому случился пожар

Безопасность в социуме

(ПДД на улице, возле дома, детский сад, магазин, поликлиника, метро (террористические акты), транспорт)

6

«Теремок»

Русская народная  сказка

Медведь совершил террористический акт, потому что раздавил теремок, нарушил права жителей о собственном жилье и личном пространстве

7

«Муха – Цокотуха»

К.И. Чуковский

Похищение  Мухи – Цокотухи паучком – старичком и нарушение прав и свободы  за удержание в темном углу

8

«Золотой ключик, или приключения Буратино»

А.Н. Толстой

Буратино доверился незнакомым Коту Базилио и Лисе Алисе, кража чужого имущества

9

«Гуси – лебеди»

Р.Н. сказка

Дети ушли без спроса из дома, не послушались родителей

10

«Айболит»

К.И. Чуковский

Зайчики не соблюдали ПДД и попали под трамвайчик

Безопасность в природе

(ЗОЖ, ОБЖ: лес, парк, скверы, дачи и т.д.)

11

 «Лиса и волк»

Р.Н. сказка

Лед на реке опасен, можно провалиться и повредить осколками льда лицо, руки, ноги

12

«Красная шапочка»

Р.Н. сказка

Красная шапочка пошла одна в лес, и, не подумав, она стала общаться с незнакомым,  а  волк мог ее съесть.

13

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Р.Н. сказка

Братец Иванушка выпил воду из болота, и превратился в козленочка, потому что такую воду пить нельзя, в ней микробы.

14

С.Я. Маршак  «12 месяцев»

Мачеха отправила падчерицу за подснежниками в лес, а она  могла погибнуть

15

Одоевский «Мороз Иванович»

Отец оставил дочку в лесу зимой без присмотра, и она отморозила и лицо, и руки, и ноги

Литература

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. – СПб. 2002.
  2. Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  4. Все худшее, что может с вами случиться: Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2001.
  5. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1994.
  6. Григорьева, А.А., Сметанина, В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003.
  7.  
  8.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.
  9.  Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание – 1997, №3.
  10. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997.
  11. Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград. 2006
  12. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
  13.  Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007.
  14.  Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...

Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Мой безопасный мир»

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и эколог...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...