Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лепбука"
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Салькова Елена Викторовна

Мастер-класс пердназначен для воспитателей-специалистов в работе по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_salkova_e._v.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лэпбука»

Воспитатель: Салькова Елена Викторовна,

МБДОУ ДС №14 «Солнышко»

Цель: представить методы и приёмы работы с детьми по ПДД посредством лэпбука.

Задачи: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге на основе использования лэпбука.

Познакомить педагогов с подборкой игр и упражнений по правилам дорожного движения используемых при изготовлении лэпбука.

Познакомить педагогов с технологией изготовления лэпбука.

Обучить педагогов навыкам и способам изготовления лэпбука по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Мотивировать участников мастер-класса на создание и использование в совместной деятельности с детьми лэпбука по ПДД.

Оборудование: лэпбуки: «В мире транспорта», «Умный светофор», «В стране дорожных знаков»; раздаточный материал – заготовки лэпбуков, картинки по ПДД, раскраски, стихи, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, цветная бумага, салфетки влажные, салфетки бумажные, ножницы, клей, ручки, линейки, дырокол, скотч, мультимедийная установка для презентации.

Практическая значимость: мастер-класс предназначен для воспитателей – специалистов в работе по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.

В ходе мастер–класса будет продемонстрирована технология изготовления и методы работы с лэпбуком.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

Получение педагогами представлений о методике работы по ПДД с использованием лэпбука.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный этап 

Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лэпбука»

Безопасность жизни деятельности детей представляет собой серьёзную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна: современная педагогика, основанная на требованиях ФГОС ДО, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге является использование лэпбука.

Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и не только. Владея первоначальными навыками безопасного дорожного движения, способностью оценивать дорожные ситуации, детям легче ориентироваться в пространственном окружении.

Новизна заключается в выборе наиболее действенных путей ознакомления и закрепления дошкольниками правил дорожного движения – используя дидактическое пособие лэпбук.

В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма сформулировала для себя следующую цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лэпбука.

          Для реализации поставленной цели определила следующие   задачи: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения;

организация предметно-развивающей среды, способствующей активному использованию разнообразных видов деятельности в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности дошкольников;

формирование у дошкольников первоначальных представлений о правилах безопасного поведения на улице и дороге;

применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности детей.

 «Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Лэпбук, с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию по выбранной теме по ПДД в компактной форме.  

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, итогом тематической недели.

В лэпбуке собирается материал по определенной теме по изучению и обобщению знаний по правилам дорожного движения. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Дидактическое пособие лэпбук предназначено для детей 4-7 лет. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

  1. Теоретическая часть

Как сделать лэпбук своими руками? Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, самоклеющаяся); принтер; ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей; скотч; степлер; дырокол; декоративные элементы (наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки, ленточки). Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно в интернете. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Этапы работы над лэпбуком по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге:

  1. Выбрать тему (например, «Транспорт»).
  2. Определить вид лэпбука (индивидуальный, групповой, подгрупповой).
  3. Составить план. (После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Например, вот мой план для лэпбука «В мире транспорта»:

План:

1. Схема

2. Д/и «Виды транспорта» (конверт «ромашка»)

3. Д/и «Чья тень?» (папка формата А5)

4. Составление описательных рассказов упражнение «Расскажи-ка» (папка формата А5)

5. Игра «Собери пазлы» (папка формата А5)

6. Транспортные загадки (мини книжка)

7. Физминутки (мини книжка)

8. Раскраски (папка формата А4)

9. Лепим транспорт (мини книжка формата А5)

10. Рисуем транспорт (книжки-раскладушки 4 шт.)

4. Макет и дизайн лэпбука. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы).

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

В результате работы с лэпбуками дети овладели базовыми правилами поведения на дороге. Дошкольники умеют предвидеть и разрешать опасные дорожно-транспортные ситуации. У детей сформированы самостоятельность и ответственность в действиях на дороге. У детей сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам, развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД.

  1. Практическая часть

Имитационная игра

    Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с Вами немного поиграем.  Я предлагаю Вашему вниманию игру «Внимательный пешеход» 

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.

Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».

                                     Моделирование

Сейчас мы с Вами, уважаемые коллеги, изготовим лэпбуки.

- Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков, придумывание игр).

Все материалы у вас на столе.

По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.

- Нам важно понять принцип формирования содержания лэпбука, на работу вам дается 5 мин.

(самостоятельная деятельность педагогов)

- Представьте свой лэпбук, указав его название, возраст детей, вид, план.

                                           Рефлексия

Ричард Брэнсон «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки». 

Уважаемые коллеги! Давайте сейчас зажжем мой светофор. У Вас на столах имеются круги красного, желтого и зелёного цветов. Если мои формы работы с применением лэпбука Вам интересны и понятны, зажгите зеленый огонек у светофора, прикрепив зеленый кружок. Если Вам не совсем понятно – прикрепите желтый круг. Если Вам не интересно и не понятно — прикрепите красный круг. По горящим огонькам светофора мы определим с Вами интересна ли Вам работа по ПДД с использованием лэпбука.

Спасибо за плодотворную работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Опыт работы  по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контроли...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».

Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....