информационно-познавательный проект "Финансовая грамотность"
проект по обж (подготовительная группа)

Цыбулина Людмила Васильевна

Дети не всегда знают, на какие цели расходуются деньги в семье. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды использовать интерес детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проекты31.07 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»

 «Финансовая грамотность» (подготовительная группа)

г.Новоалександровск

Проект «Финансовая грамотность» (подготовительная группа)

Проект «Финансовая грамотность»

Группаподготовительная

Воспитатель: Цыбулина Л.В.

Год: 2020-2021уч.год

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги.На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цель и задачи проекта:

• расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

• укрепление семейных связей;

• получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Вид проекта: информационно-познавательный

Срок реализации проекта: 2020-2021 год

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет (подготовительная группа, воспитатели группы, родители (законные представители)

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2. этап – Основной

Реализация проектных мероприятий:

1. НОД «Что мы знаем о деньгах».

2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал»«Барбоскины и реклама»«Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад».

3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».

4. Экскурсия в продуктовый магазин.

3. этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;

• педагоги получат систему работы по формирования экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Ресурсное обеспечение

реальные деньги: бумажные, железные, старинные;

• ноутбук;

• экран;

• проектор;

мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал»«Барбоскины и реклама»«Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад»

• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин

Тематический план

Октябрь.

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко» (приложение).

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен» (приложение).

4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов» (приложение).

Ноябрь.

Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк» (приложение).

2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает» (приложение).

4. Путешествие в Страну профессий.

Декабрь.

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка» (приложение).

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».

4. Беседа «Профессии моих родителей».

Январь.

1. Игра «Кто кем работает» (приложение). (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль.

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

4. Деловая игра «Финансовая азбука»

Март.

1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

(приложение).

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик» (приложение).

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир» (приложение).

4. Игровое занятие «В гостях у сказок» (приложение).

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (приложение).

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Май

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»

Проект по ПДД

«Безопасная дорога!»

        ( подготовительная группа)        

г.Новоалександровск

Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!»

Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!»

Автор проекта: Цыбулина Людмила Васильевна

Участники проекта: Дети подготовительной группы;

Тип проекта: информационно-познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: коротко-срочный.

Цель проекта: Создание максимально эффективных условий для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных правил дорожно-транспортной безопасности в ходе реализации проекта “Правила дорожные детям знать положено” посредствам включения родителей воспитанников в образовательную деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей ПДД.

Задачи проекта:

Воспитательные:

- формирование навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице

Развивающие:

- Умение ориентироваться в дорожных знаках.

- Умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.

- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Обучающие:

- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.

- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.

Для педагогов: формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности.

Для родителей: повысить знания родителей по вопросам ПДД; привлечение родителей к участию в практической работе по предупреждению детского дорожного травматизма.

1. Актуальность проблемы

Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.

Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.

Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.

Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасности в дорожном движении, необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.

Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий, таких как проектная деятельность.

2. Методы проектной деятельности:

1. Познавательные беседы;

2. Чтение художественной литературы;

3. Организованная образовательная деятельность по безопасности;

4. Просмотр видеоматериалов;

5. Художественно – творческая деятельность;

6. Игровая деятельность;

7. Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность»;

8.Итоговое мероприятие: проведение игры «Форт боярд – по правилам дорожного движения

Интеграция образовательных областей«Познание»«Коммуникация»«Социализация»«Художественное творчество»«Чтение художественной литературы»«Безопасность»«Физическая культура»«Здоровье»«Музыка».

Самостоятельная деятельность детей

• Дидактические игры «Найди лишние»

Сюжетно-ролевые игры«Транспорт»,«ГИБДД»«Водители и пешеходы».

• Строительство перекрестка и улицы

Работа в альбоме для раскрашивания«Дорожная грамота»«Еду, еду, еду»«Знакомимся с дорожными знаками».

Разыгрывание подвижных игр«Воробышки и автомобиль»«Цветные автомобили»«Ловкий пешеход»«Пешеходы и транспорт» и т. д.

Работа с родителями

- Консультации, папки-передвижки, памятки «Дети на дороге»«Безопасность на дороге в зимний период»«Как научить ребенка безопасному поведению на улице «Родителям - о безопасности дорожного движения».

- Составление детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.

- Изготовление реквизитов для проведения игры по ПДД.

- Сбор материала, изготовление книжек-малышек.

Ожидаемый результат

• Научить ориентироваться в дорожных знаках.

• Формирование у детей элементарных норм и правил дорожно-транспортной безопасности ;

• Привитие дошкольникам умения ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.

3. Практическая работа по реализации этапов проекта “ Безопасная дорога”.

1 этап«Подготовительный»

1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.

2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).

4. Пополнение предметно-развивающей среды.

5. знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап«Основной» (работа над проектом)

Понедельник:

1. Беседа «Безопасность на дороге».

2.Рисование«Дорожные знаки»

3.Составление творческих рассказов«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли

4.Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор»

Вторник:

1. Беседа «Осторожно, дорога.

2. Организация сюжетно-ролевой игры «Транспорт»«Водители и пешеходы».

3. Подвижные игры «Воробышки и автомобиль»«Светофор»

4.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица»«Дядя Степа-милиционер»

Среда:

1. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки»«Дети и дорога»«Безопасность на дороге».

2. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

3. Дидактическая игра «Найди лишнее»

4.Подвижные игры «Ловкий пешеход»«Пешеходы и транспорт»

Четверг:

1. Беседа «Транспорт на улицах города».

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность»

3.Конструирование«Улица нашего города»

4.Чтение художественной литературы:А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

Пятница:

1.Проведение развлечения «Форт Боярд».

3 этап«Заключительный»

Анализ полученных знаний и обобщение опыта.

Рассматривание изготовленных родителями книжек малышек по ПДД.

Выставка книжек малышек по ПДД.

Список используемой литературы:

1. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»«Детство-пресс», 2008

2. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. –Волгоград: ИТД “Корифей”.

3. Интернет ресурсы.

Приложения:

Изготовление папок-передвижек для родителей.

Стендовые консультации.

Книжки малышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательная газета для родителей "Мотылёк"

В газете представлена информация которая, будет полезна родителям по вопросам экологического воспитания младших дошкольников....

Информационно - познавательный материал "Пасха Христова"

Информационный материал из 4-ого выпуска методических рекомендаций для ДОУ проекта "Этнокалендарь Санкт-Петербург"(программа "Толерантность").Цель: развитие межличностной и межкультурной толерантности...

Информационно - познавательный материал "День ПОБЕДЫ".

Информация из методических рекомендации для ДОУ "Этнокалендарь СПб,2013г." в рамках Программы Правительства СПб."Толерантность".     Прошла война, прошла страда,...

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»

Информационно-познавательный проектТема: «Финансовая грамотность»      Срок реализации: 1 годВозраст: 4-5 лет...

Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...