Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Информационно-познавательный проект
Тема: «Финансовая грамотность»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 4-5 лет
Разработал: воспитатель
Слюсарь Анна Владимировна
МАДОУ № 183
Красноярск, 2022
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Сформировать начальное представление у воспитанников о финансовых понятиях в соответствии с их возрастными особенностями через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- формировать основы финансовой грамотности у детей: дать объяснение понятиям «семейный бюджет», «деньги», «товар», «банк», «накопления», «экономия»;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике посредством разнообразных видов детской деятельности и игры;
- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью;
- воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: 1 год.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Предполагаемые результаты:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, имеют представление о некоторых финансовых понятиях.
- Имеют представление о том, как зарабатываются и на что тратятся деньги.
- Узнали о видах денег: монеты, купюры, электронные карты; о том, какие деньги были в древности и как распоряжались ими люди;
- Узнали что такое «накопления», научились копить деньги, предварительно поставив цель.
- Дети могут применить некоторые полученные знания в игре.
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание |
| - Методическая и организационная подготовка проекта; - Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей; - Анкетирование родителей. |
| - Изготовление презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет»; - Создание разнообразных картотек по теме «Деньги в прошлом и настоящем»; - Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»; - Работа с наглядно-дидактическими пособиями, беседы, чтение литературных произведений по теме; - Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»; - Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин»; - Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Рынок»; - Экскурсии, игровые ситуации
|
| - Подведение итогов, изучение мнения родителей о результативности проекта; - Создание стенгазеты «Финансовая грамотность»; - Создание продукта проекта, оформление и проведение конкурса «Самая креативная копилка»; - Оформление результатов проекта в виде методических материалов; - Представление результатов проекта на интернет сайте.
|
Реализация проекта
Направления работы | Работа с детьми | Исполнители |
Совместная деятельность воспитателя и детей | ||
Беседа | «Что такое деньги? Виды денег», совместное составление правил обращения с деньгами «Осторожно –деньги!», беседы по просмотру презентации «Древние деньги», мультфильму «Как старик корову продавал». | воспитатели |
Чтение художественной литературы | Чтение пословиц и поговорок «Жадный мельник», «Лиса и козел», «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Муха Цокотуха». | воспитатели, родители |
Дидактические и сюжетно ролевые игры | Дидактическая игра «Кто кем работает?» Дидактическая игра «Разложите товар» Дидактическая игра «Что важнее?» Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Кафе». Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги»
| воспитатели |
ООД ФЭМП | «В поисках клада» «В магазине»
| воспитатели |
| Работа воспитателей |
|
Практическая деятельность | Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, деньги, карты). | воспитатели, родители |
| Работа с родителями |
|
Анкетирование родителей | «Финансовая грамотность детей» | воспитатели |
| «Рекомендации для родителей» | воспитатели |
Практическое задание | Изготовление копилки на конкурс «Самая креативная копилка». | родители |
Пополнение ППРС (кошельки, визитницы, банковские карты). | родители | |
| Совместная деятельность родителей и детей |
|
Просмотр мультфильмов
| Фиксики «Как делают деньги» «Азбука денег тетушки совы» «Простоквашино. Клад» «Как старик корову продавал» | родители |
Презентация проекта | ||
Продукт проекта | Конкурс «Самая креативная копилка». | все участники |
Материалы и оборудование
Оборудование | Методический и демонстрационный материал |
Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура
| - Презентации -Обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками, «Как мужик корову продавал») |
- Книги со сказками «Жадный мельник», «Лиса и козел», «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Муха Цокотуха». |
Формы представления результатов:
- Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ 183.
- Публикация результатов проекта.
- Применение в практике педагогической деятельности.
Дальнейшие планы проекта:
- Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
- Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Список литературы:
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
- Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с. 75.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
Приложение
Продукт проекта
Изготовление копилок на конкурс «Самая креативная копилка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 579.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный проект
Тема: «Финансовая грамотность»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 4-5 лет
Разработал: воспитатель
Слюсарь Анна Владимировна
МАДОУ № 183
Красноярск, 2022
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Сформировать начальное представление у воспитанников о финансовых понятиях в соответствии с их возрастными особенностями через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- формировать основы финансовой грамотности у детей: дать объяснение понятиям «семейный бюджет», «деньги», «товар», «банк», «накопления», «экономия»;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике посредством разнообразных видов детской деятельности и игры;
- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью;
- воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: 1 год.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Предполагаемые результаты:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, имеют представление о некоторых финансовых понятиях.
- Имеют представление о том, как зарабатываются и на что тратятся деньги.
- Узнали о видах денег: монеты, купюры, электронные карты; о том, какие деньги были в древности и как распоряжались ими люди;
- Узнали что такое «накопления», научились копить деньги, предварительно поставив цель.
- Дети могут применить некоторые полученные знания в игре.
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание |
| - Методическая и организационная подготовка проекта; - Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей; - Анкетирование родителей. |
| - Изготовление презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет»; - Создание разнообразных картотек по теме «Деньги в прошлом и настоящем»; - Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»; - Работа с наглядно-дидактическими пособиями, беседы, чтение литературных произведений по теме; - Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»; - Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин»; - Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Рынок»; - Экскурсии, игровые ситуации |
| - Подведение итогов, изучение мнения родителей о результативности проекта; - Создание стенгазеты «Финансовая грамотность»; - Создание продукта проекта, оформление и проведение конкурса «Самая креативная копилка»; - Оформление результатов проекта в виде методических материалов; - Представление результатов проекта на интернет сайте. |
Реализация проекта
Направления работы | Работа с детьми | Исполнители |
Совместная деятельность воспитателя и детей | ||
Беседа | «Что такое деньги? Виды денег», совместное составление правил обращения с деньгами «Осторожно –деньги!», беседы по просмотру презентации «Древние деньги», мультфильму «Как старик корову продавал». | воспитатели |
Чтение художественной литературы | Чтение пословиц и поговорок «Жадный мельник», «Лиса и козел», «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Муха Цокотуха». | воспитатели, родители |
Дидактические и сюжетно ролевые игры | Дидактическая игра «Кто кем работает?» Дидактическая игра «Разложите товар» Дидактическая игра «Что важнее?» Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Кафе». Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги» | воспитатели |
ООД ФЭМП | «В поисках клада» «В магазине» | воспитатели |
Работа воспитателей | ||
Практическая деятельность | Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, деньги, карты). | воспитатели, родители |
Работа с родителями | ||
Анкетирование родителей | «Финансовая грамотность детей» | воспитатели |
«Рекомендации для родителей» | воспитатели | |
Практическое задание | Изготовление копилки на конкурс «Самая креативная копилка». | родители |
Пополнение ППРС (кошельки, визитницы, банковские карты). | родители | |
Совместная деятельность родителей и детей | ||
Просмотр мультфильмов | Фиксики «Как делают деньги» «Азбука денег тетушки совы» «Простоквашино. Клад» «Как старик корову продавал» | родители |
Презентация проекта | ||
Продукт проекта | Конкурс «Самая креативная копилка». | все участники |
Материалы и оборудование
Оборудование | Методический и демонстрационный материал |
Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура
| - Презентации -Обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками, «Как мужик корову продавал») |
- Книги со сказками «Жадный мельник», «Лиса и козел», «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Муха Цокотуха». |
Формы представления результатов:
- Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ 183.
- Публикация результатов проекта.
- Применение в практике педагогической деятельности.
Дальнейшие планы проекта:
- Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
- Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Список литературы:
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
- Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с. 75.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
Приложение
Продукт проекта
Изготовление копилок на конкурс «Самая креативная копилка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1046302-1536948045.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1295261-1608375652.jpg)
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1228010-1585118948.jpg)
информационно-познавательный проект "Финансовая грамотность"
Дети не всегда знают, на какие цели расходуются деньги в семье. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды использовать интерес детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-972106-1512840063.jpg)
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-1483909-1694407176.jpg)
Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/21/picture-1312423-1713712876.jpg)
Информационно-познавательный проект для детей первой младшей группы №7 на тему: "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"
Проект на тему: "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"...