Информационно-познавательный проект "Основы финансовой грамотности для самых маленьких"
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

В проекте представлен план по формированию элементарных представлений о финансовой грамотности у детей раннего возраста в процессе активной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansovaya_gramotnost_dlya_malyshey.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86  

Красносельского района Санкт–Петербурга

Информационно-познавательный проект

для детей первой младшей группы №7 на тему:

«Основы финансовой грамотности для самых маленьких»

                                                                         

 Подготовила и провела воспитатель

                                                                                                                                        первой младшей группы №7:                                                                                            

                                                                                                                                                   Ботякова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург

2024г.

Паспорт проекта

Название проекта: «Основы финансовой грамотности для самых маленьких»

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

Продолжительность проекта: февраль-апрель

Участники проекта: дети первой младшей группы №7 "Колобок", воспитатели, родители.

Актуальность темы и постановка проблемы: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста- это  новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включается в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами-это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям.

Однако, ребенок погружается в мир финансов еще совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах. Небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша.
Как построить диалог о финансах с самыми маленькими детьми? Что входит в понятие финансовой грамотности?

Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов.

Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности  малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее. Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.

Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов-совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого надо включать активности, связанные с деньгами в жизнь детей, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности.

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды. Используя новый наглядный и методический материал по финансовой грамотности в работе, режимных моментов и посвящения в данную тему родителей, мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме.

Цель проекта: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности у детей раннего возраста  в процессе активной игровой деятельности.

Задачи проекта: 

Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, копилка, деньги, купюра, продавец, покупки, супермаркет, банкомат.

Развивающие: развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий, развивать зрительную память, мелкую моторику, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к данной теме, бережное отношение к деньгам, дружеские отношения в коллективе.

Ожидаемые результаты:

В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

-Деньги не появляются  сами собой, а зарабатываются;

-Сначала зарабатываем-потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь. Тем больше можешь купить.

-Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценностям-жизнь, отношение, радость близких людей-за деньги не купишь).

Методы и приемы:

Практические: чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы, сказки, стихотворения), рассматривание иллюстраций, беседы, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика, НОД, художественное творчество (лепка, рисование) дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, наблюдения.

Словесные: беседы, художественное слово.

Работа с родителями:

-индивидуальные беседы с родителями по теме «Как правильно рассказать детям про деньги», «Как правильно совершать покупки»

     -оформление информационного стенда на тему: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» 

      -приобщение родителей к пополнению развивающей среды по данной теме

 

Итоговое мероприятие: Музыкальный досуг «Поможем Буратино купить книжки»

План проекта:

Первый этап - подготовительный

-Постановка целей, задач.

-Составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.

-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

-Подбор методической литературы по теме.

Второй этап – основной

Основной этап. Реализация проекта

Содержание деятельности

Срок

                  Деятельность

результат

          Детей

родителей

Беседы: «Знакомимся с новым игровым  центром -Супермаркет»

 «Зачем нужны деньги и , что мы можем на

 них купить»

Февраль

Дети участвуют в беседах, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают атрибуты в центре, рассматривают картинки в книге по данной теме.

Беседа с детьми дома по данной теме.

Активизировали пассивный и активный словарь детей по теме.

 Дидактическая игра «Разложи монетки по кошелькам»

Февраль

Дети играют в дид. игру под рук. воспитателя, развивается речь и мышление.

Родителям предложить с детьми дома рассмотреть разные монеты.

Дети с интересом научились играть в  дидактическую игру, понимают правила.

Сюжетно-ролевая игра «В супермаркет за покупками»

Февраль-март-апрель

Дети играли в магазин на протяжении всего проекта

Предложить родителям совершить в магазине покупки вместе с детьми, подробно объясняя им как платить на кассе.

Дети научились с помощью воспитателя распределять роли в игре: продавец, покупатель

Знакомим с банкоматом и картами

(Изготовили банкомат своими руками)

Конец февраля

Рассказала детям, что такое банкомат и как им пользоваться, поиграли с картами под руководством воспитателя.

Показать детям банкомат в магазине или банке и рассказать как им пользоваться.

Дети теперь знают, что такое банкомат.

НОД по художественно-эстетическому развитию: Рисование «Фабрика мороженого»

Март

Дети рисовали мороженое в стаканчике воздушными красками(получилось как настоящее)

Предложено родителям нарисовать такими же красками пирожные и поиграть в кафе или магазин.

Выставка работ.

Дети за свои работы получили  «деньги»

Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Поездка за деньги в зоопарк» (по инициативе детей)

Апрель

Дети сами предложили поиграть: садимся в карету-качалку и  едем в зоопарк, водителю платим деньги за проезд, возник проблемный вопрос: где взять деньги? Предложили использовать камешки.

Родителям предложено рассказать  и показать детям, как оплачивать проезд в транспорте.

Дети на основе полученных знаний сами предложили игру с деньгами на прогулке, значит тема их заинтересовала.

НОД по художественно-эстетическому развитию:

Лепка «Монетки для Мишки»

Апрель

Дети научились лепить деньги из пластилина, обыгрывать их.

Закрепление полученных навыков дома.

Выставка работ, фотоотчёт

 

Чтение художественной литературы по теме: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Сказка «Копилка», сборник авторских сказок по финансовой грамоте для малышей.

На протяжении всего  проекта.  

Дети слушают произведения, смотрят иллюстрации, отвечают на вопросы.

Предложить родителям совместно   с детьми почитать произведения на данную тему по возрасту и посмотреть мультфильмы.

Дети познакомились  с разными произведениями по данной теме.

Пальчиковая гимнастика «Магазин», «Будем денежки считать»

На протяжении всего проекта

Дети слушают и повторяют слова с движениями

Предложить дома закрепить с детьми.

Дети с интересом выполняют пальчиковую гимнастику и повторяют слова за воспитателем.

Рассматривание коллекции монеток.

Март-Апрель

Дети с интересом рассматривают мою коллекцию монет, сравнивают, задают вопросы.

Рассмотреть с детьми дома разные монеты и бумажные купюры.

У детей появился интерес к деньгам. Чаще стали использовать в играх кассу и деньги.

Раскрашивание раскрасок по теме

Апрель

 Дети раскрашивают готовые раскраски «Магазин»

Дома предложено учить раскрашивать, не выходя за контур.

Дети с интересом раскрашивали сюжетные картинки про магазин.

Итоговое мероприятие (Музыкальный досуг): «Поможем Буратино с покупками»

Апрель

Дети закрепили и систематизировали свои знания о финансовой грамотности.

Закрепить с детьми полученные знания, посмотреть мультфильм про Приключения Буратино.

Дети расширили свои знания в игровой ситуации, поняли, что покупки совершаются за деньги.

Третий этап - заключительный

1.Оформление проекта.

2.Оформление конспектов.

3. Фотоотчет мероприятия.

Результаты реализации проекта:

До участия в проекте все, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом дети стали более осознанно понимать, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, что сначала папа и мама- зарабатывают, а потом тратят. Дети узнали, что не все продается и покупается. Главные ценности -жизнь, отношения, радость, любовь близких не купить за деньги. А товар в магазине-это результат труда людей, поэтому он стоит денег. Родители, являясь непосредственными участниками проекта, также получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

     Список используемой литературы:

1). Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами

финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство

«ВАКО», 2022

2). Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для

воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников

– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3). Ульева Е. «Откуда берутся деньги». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила финансовой грамотности для родителей маленьких детей

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об...

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей...

Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»

Информационно-познавательный проектТема: «Финансовая грамотность»      Срок реализации: 1 годВозраст: 4-5 лет...

Информационно-познавательный проект Тема: «Финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Познавательный проект « Основы финансовой грамотности для самых маленьких»

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...