Программа кружковой работы "Азбука Безопасности"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Довыдова Лариса Николаевна

Дополниетельное образование детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_kruzhok_azbuka_bezopasnosti.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Азбука безопасности»

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Дошкольный период - это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах довольно сложно. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Однако безопасность -  это не просто сумма знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.  

Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Всё это они должны уметь применять в реальной жизни.

Цель кружковой работы – научить правилам поведения на дороге, правилам пожарной безопасности.

Задачи:

  • Развивать у детей навыки самосохранения в экстремальных ситуациях.
  • Обучить детей безопасному поведению на дороге.
  • Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, адекватно вести себя при пожаре.
  • Способствовать развитию взаимодействия родителей и детей в вопросах безопасного поведения в повседневной жизни.

Для организации и проведения кружковой работы необходимо создать в группе необходимые условия по построению предметно - развивающей среды, особое значение в обучении отводится игровым методам (дидактические, сюжетные, самодеятельные), беседам, театрализованным представителям, драматизация литературных произведений, чтение художественной литературы.

Занятия длительностью не более 30 минут, проводятся один раз в неделю в пятницу, по плану 28 занятий в год.            

                                 

Содержание  рабочей программы

Календарно- тематическое  планирование

               Месяц

                 Тема

      Совместная деятельность воспитателя и детей:

        Сентябрь

Подбор методической литературы, её изучение.  Планирование занятий на учебный год.

Диагностика (выявить уровень знаний детей)

Октябрь

1.  «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой».

Цель: - Познакомить с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.

-Прививать уважение к труду пожарных.

Решение ситуативных задач.

Беседа о труде пожарных.

Игра "Кто быстрей?"

(Чермашенцева стр 56

Шорыгина стр 12).

2. « Основные правила пожарной безопасности».

Цель: - Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

-Объяснить, какой вред приносят игры с огнём.

Запоминание правил противопожарной  безопасности.

Решение ребусов.

(Чермашенцева стр 66)

Ноябрь

3. «Детские шалости с огнём и их последствия».

Цель: Повторить правила пожарной безопасности.

Игра « Как хорошо я знаю, что нужно делать при пожаре».

Рисование предметов, которые могут стать причиной пожара.

(Чермашенцева стр 69)

4. «Знает каждый гражданин этот номер – 01».

Цель: Закрепить  правила пожарной безопасности, учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

- Закрепить внешний вид пожарной машины

Работа по теме.

Аппликация « Пожарная машина».

Д.и « Диспетчер»

(Н.А.Аралина стр 13)

Декабрь

  • « Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».

Цель: безопасность детей на Новогодних праздниках.

Беседа с детьми о хвойных деревьях.

(Чермашенцева стр 73)

  • «Осторожно электроприборы».

Цель: закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

Рассматривание картинок с изображением электроприборов.

Д.и « Собери электроприбор»         (разрезные картинки)

Загадки.

(Шорыгина стр 36)

Январь

7.  «Осторожно – огонь»!

Цель: Сформировать представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено спички, газовые плиты, печка.

Работа по  произведению С.Я.Маршака "Пожар".

(Чермашенцева 73)

8. « Спички - причина пожара».

Цель: Формировать представление о том, что спичками могут пользоваться только взрослые.

Беседа по теме

Рассматривание и анализ спичечного коробка.

Чтение произведения                      К. Чуковского « Путаница»

(Чермашенцева стр 76.)

Февраль

9. «Огонь - друг, огонь - враг»

Цель: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем.-

- развивать чувство ответственности за свои поступки.

Беседа и размышление по данной теме.

Рисование Огня - доброго и Огня – злого.

Запоминание правил обращения с огнем.

(Н.А.Аралина стр 9)

10.  « Пожарная часть»

Цель: закреплять знания детей о пожарной части. Воспитывать уважение к труду пожарного.

Рассматривание иллюстраций.

Рисование: « Здание пожарной части».

Прослушивание гимна Российских пожарных А. Ковалевского.

(Н.А.Аралина стр 17)

Март

11. « Как вести себя при пожаре».

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время пожара и со средствами его тушения.

Решение кроссворда « Что может вызвать пожар?»

Запоминание правил поведения во время пожара.

Рисование иллюстраций к каждому правилу!

(Н.А.Аралина стр 21)

12. « Пожарная безопасность в природе».

Цель: формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Отгадывание загадок.

Показ иллюстраций и видеоматериалов о лесных пожарах.

Правила поведения людей на природе.

(Н.А.Аралина стр 25)

Апрель

Инсценировка сказки « Про зайца и его друзей»

Образовательная

деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Октябрь

Целевая прогулка по микрорайону города.

Чтение произведений:

М. Ильин Е.Сегал  «Машины на нашей улице», Н Носов «Милиционер».

Беседа «Проезжая часть для машин, тротуар для пешеходов»

Д/ и «Угадай вид транспорта по описанию»

Рассматривание иллюстраций.

Д/и «Белое на черном, черное на белом»

Рисование « Разные машины едут по улице».

Ноябрь.

Знакомство с дорожными знаками.

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки (переход), познакомить – «Внимание. Дети», «Прочие опасности».

Чтение произведений: Я. Пишумов «Самый лучший переход»,

В. Суслов « Его сигнал закон для всех».

Беседа «О полосатой «зебре» и о  дорожном знаке «Пешеходный переход».

Д\и «Можно - нельзя, правильно – неправильно»

Рассматривание иллюстраций.

Рисование « Моя любимая машина на которой я хотел(а) бы покататься».

Декабрь.

Ситуация общения «Что я знаю о дорожных знаках.

Цель: Закреплять знания у детей о дорожных знаках, о работе светофора.

Чтение произведений:

Б. Заходер «Шофер»,

С. Михалков «Моя улица».

Беседа «Красный, желтый, зеленый».

Д/и «Покажи такой же знак», «Найди по описанию».

Сюжетно – ролевая игра «Транспорт»

Рисование дорожных знаков.

Январь.

Рассматривание картинок, изображающих движение в зимний период, рассказ об опасностях зимней дороги для пешеходов.

Беседа «Что такое перекресток».

Д/и «Что лишнее»,

«Продолжи цепочку»

Рассматривание иллюстраций.

Сюжетно – ролевая игра «Законы улиц и дорог».

Раскрашивание раскрасок о транспорте.

Февраль.

КВН «Зеленый огонек».

Чтение произведения: О. Тарутин «Для чего нам светофор».

Беседа «Как работает светофор».

Д/и «Кто чем управляет».

Рассматривание иллюстраций.

Сюжетно – ролевая игра «Трамвай».

Март.

Правила поведения в общественном транспорте

Чтение произведения: В. Головко «Правила движения».

Д/и «Найди такой же знак», «Назови знак».

Рассматривание иллюстраций о дорожных знаках.

Пазлы  «Собери дорожный знак»

Апрель.

Чтение сказки (для постановки театрализованного представления)

Театрализованное представление сказки на новый лад.

Рассматривание иллюстраций.

Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения».

Планируемые результаты  освоения программы.

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора.

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Знает элементарные правила пожарной безопасности, телефоны спец.служб «01», «02», «03».

Способы проверки знаний.   В ходе наблюдений за детьми, определяем уровень овладения необходимыми навыками и умениями в образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Наблюдения проводятся два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае).

Список оборудования: Магнитофон, плакаты, д/игры, модельки машин (пожарная, скорая, полиция), лэпбуки.

 Список литературы:

1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников, издательство Учитель,2008.

 2. Усачев А.А. Березин А. И. Школа безопасности, М: " Фирма "Издательство АСТ", 1999.

 3.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности М: ТЦ Сфера, 2006.

4.Белая К.Ю., Тимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. М: Просвещение.

 

5.Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры . авт.-сост.Н.В.Коломеец.-Волгоград: Учитель, 20011.

  • Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.- М, « Издательство Скрипторий 2003»,2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Проект программы кружковой работы "Наша безопасность"

Проект программы кружковой работы "Наша безопасность"...

Программа кружковой работы ЮИД "Островок безопасности"

Презентация программы по дополнительному образованию - кружковая работа ЮИД "Остовок безопасности"...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...