Огонь!
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Иванова Елена Евгеньевна

Занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_ili_vrag.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД в средней группе

 «Огонь – враг или друг?»


                Воспитатели: Иванова Елена Евгеньевна

2016 г.

Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.

Программные задачи:

Закреплять знания детей о свойствах огня (польза, вред для человека).

Формировать элементарные представления детей о предметах и средствах, источниках пожара, показать, как быстро загораются предметы из разных материалов. Закреплять правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара с опорой на мнемотаблицы. Формировать знания детей о свойствах воды и песка, как о веществах, используемых при борьбе с огнем. Закреплять умение слушать и понимать вопрос, отвечать полными ответами. Развивать сообразительность, быстроту реакции, речь детей; умение обобщать и делать выводы. Способствовать развитию творчества, снятию эмоционального напряжения. Воспитывать у детей уважение к труду пожарного, осторожность, чувство ответственности за свои поступки, доброту, сопереживание и желание прийти на помощь другу. Совершенствовать конструктивные способности.

Оборудование: домик, маски (кошка, собака, утка, курица, петух), большой коробок со спичками, 4 ведра, красный воздушный шарик, мнемотаблицы, видеозапись с проведением опытов с огнем, конструктор.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: чтение С. Маршака «Кошкин дом», беседы «Спички детям – не игрушки!», «Где работает огонь?», «Огонь – это опасно!»; решение проблемных ситуаций, разучивание стихотворения для физминутки «О чем трещит огонь?»

Ход занятия

Дети под спокойную музыку входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение.

Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в волшебную страну, которая называется «Страна золотых правил общения с огнем». А отправимся мы туда с вами на воздушном шаре. Давайте скажем волшебные слова: «Шарик, шарик, ты лети, в сказку нас, дружок, веди!» (дети бегут по кругу, крепко держась за руки).

Воспитатель: Мы не случайно прилетели сюда на воздушном шаре. В давние времена, в случае пожара звонили в колокола или поднимали вверх воздушный шар.

Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар…» (дети стоят в кругу, у воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому)

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал воздушный шар.

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с … (пожаром).

(ребенок передает шар рядом стоящему)

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь - … (пожар).

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар… (в квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил… (утюг)?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками… (играл)?

Стол и шкаф сгорели сразу,

Кто сушил белье… (над газом)?

Пламя прыгнуло в траву,

Кто у дома жег … (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …. (предметы)?

Помни, каждый гражданин,

Этот номер … (01)!

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай)!

(Выставляются 3 знака: «Помни, каждый гражданин, пожарных номер 01!», «Дым увидел – не зевай и пожарных вызывай!», «Не суши белье над газом!»)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А сейчас Маша загадает вам загадку.

Живут в домике сестрички тоненьки,

Коричневы головки, все, как одна, ловки.

Все на одно личико, на всех одно имя. (Спички)

(У воспитателя в руках большая спичечная коробка)

Воспитатель: Вот этот домик ,вот эти сестрички. А что может случиться, если зажечь спичку? А если бросить зажженную спичку на пол? (ответы детей).

Сейчас мы послушаем, что нам расскажут о себе эти сестрички.

(Три девочки-спички поют частушки)

Есть на кухне спички,

Спички-невелички,

Все черноголовые,

Нам помочь готовые.

Я возьму кастрюлю нашу,

Разогрею щи и кашу,

Будем с куклой пить вдвоем

Чай со сладким пирогом.

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой,

Красной струйкой занялось,

Поскакало, понеслось.

Ростом спичка-невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Воспитатель: Всего 2 секунды горит спичка, а какая в ней сила! Спичка-невеличка может целую семью накормить. Но может и дом спалить, если ее возьмет в руки ребенок. Огонь ничего не жалеет, он вспыхивает мгновенно и может превратиться в страшный пожар. (знак «Спички – детям не игрушка»)

Ребята, вы, наверное, заметили, что у нас среди гостей сидит мама Вари. Но я вам скажу, что сейчас она у нас не как мама, а как человек, который по долгу службы почти каждый день встречается с этой бедой – пожарами. По профессии она – пожарный. Давайте послушаем ее рассказ. (мама рассказывает о своей профессии).

Воспитатель: Шутить и играть с огнем ни в коем случае нельзя, но мы ведь хотим все знать, правда? Как же быть? А вот здесь нам поможет профессор Горелкина. (включаем видео с опытами с огнем).

Горелкина: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я –профессор Горелкина. У меня есть небольшая лаборатория, в которой я провожу разные опыты. Я выучила все правила обращения с огнем и хочу этому научить вас. Сейчас вы станете свидетелями того, как быстро загораются предметы из различных материалов.

Опыт №1.

Горелкина проводит и комментирует, показывает, что у нее есть (полоска бумаги, вата, кусок ткани, дерево и монета). Профессор подносит к пламени бумагу – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани –она горит и тлеет. Дерево загорается медленно, но тоже сгорает. Подносит к огню монету – она не горит, но сильно греется (при опускании в стакан с водой – шипит). После проведения опыта профессор задает обобщающие вопросы.

Воспитатель: Интересно, ребята? Давайте ответим на поставленные вопросы. Что загорелось быстрее всего? Что еще сгорело? А что не загорелось? Чем опасен горячий металл? (Дети отвечают на вопросы)

Молодцы, ребята, давайте смотреть дальше.

Опыт №2.

Горелкина: «А теперь я проведу следующий опыт, и вы узнаете, чем можно потушить огонь». (поджигает огонь в 3-х фарфоровых чашках. Первую заливает водой, вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет)

Воспитатель: Что можно использовать при тушении огня? (ответы детей)

Вы, наверное, засиделись. Давайте-ка мы встанем и расскажем, о чем трещит огонь в печи.

Физминутка

О чем трещит огонь, гуляя по поленьям?             (маршируем на месте)

О том, что занят он не только отопленьем,          (руки в стороны, к плечам)

Что булки он печет и варит суп с лапшою,          (печем «пирожки», варим кушу)

Что расположен к нам всей пламенной душою.  (наклоны вперед)

Без ругани и ссор живет огонь в квартире            (пружинка с поворотом и стороны в сторону)

Лишь просит об одном, чтоб вы с ним не шутили!  (прыжки на 2-х ногах)

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Огонь нам и друг, и враг. Об этом сейчас Оля расскажет стихотворение.

Знают все – без огня

Не прожить нам ни дня.

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло,

Но, когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Воспитатель: Огонь очень опасен, с ним надо обращаться осторожно, тогда он будет вам полезен, будет освещать, давать тепло, согревать дом и варить пищу.

Инсценировка «Кошкин дом»

Все девчонки и мальчишки

Знаем, очень любят книжки,

Любят то же самое

Даже папа с мамою.

Любят сказки, любят песни,

А чтоб было интересней,

Сказку старую расскажем

И для вас сейчас покажем.

Все расселись? В добрый час!

Начинаем наш рассказ.

Ведущий: Тили-бом, тили-бом,

На дворе высокий дом,

Вот про этот Кошкин дом

Мы и сказку поведем.

Кошка: Тили-бом, тил-бом,

Загорелся Кошкин дом!

Ведущий: С каланчи Трезор глядит

Трезор: Да ведь это дом горит!

Гав-гав-гав! Скорей сюда!

К Кошке в дом пришла беда!

Кошка: Мяу-мяу! Что делать мне?

Где достать воды сейчас?

Далеко река от нас!

Курица: Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Я уже недалеко.

Поспешаю на пожар,

Там, наверное, сильный жар!

Утка: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Я ведро несла не зря,

Я огонь залью водой

Живо справлюсь я с бедой!

Ведущий: Мчится, мчится во весь дух на подмогу к ним Петух. 

Петух: Кукареку! Помогу!

На пожар с багром бегу!

Ведущий: Все спасают Кошкин дом, смело борются с огнем!

Петух: Но в доме жить сейчас нельзя.

Где же Кошке поживать?

Где же милой ночевать?

Воспитатель: Да, беда у Кошки… Но я придумала! Наши дети построят для нее новый дом, и в нем она будет жить-поживать. Примемся за дело так же дружно, как мы боролись с огнем. Ведь дружба делает настоящие чудеса!

(под музыку дети строят домик для Кошки из строителя)

Вот и славно получилось, у Кошки новый дом!

Кошка: Вот спасибо вам, друзья, благодарна очень я!

Воспитатель: Вот как здорово, с пользой мы провели время, узнали много нового и интересного об огне, о его пользе и вреде человеку.

Горелкина: Я хочу вам пожелать

Бед, пожаров и несчастий

В вашей жизни избежать.

Помните, что шалость с огнем

Обернется пожаром и злом.

Правила вы должны соблюдать, с огнем никогда не играть!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Нам пора возвращяться в детский сад. Сейчас мы возьмемся за руки, скажем волшебные слова «Шарик, шарик, ты лети, в детский садик нас веди!». Ну вот мы и дома! Понравилось вам путешествие? Оно было интересным. Вы запомнили золотые правила общения с огнем? Давайте мы их еще раз повторим:

(Берут знак и называют правило к каждой картинке)

  • Спички – детям не игрушки!
  • Твердо помните, друзья, что с огнем шутить нельзя!
  • Помни, каждый гражданин, пожарных номер 01!
  • Дым увидел – не зевай и пожарных вызывай!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

Огонь и вода. Огонь дышит.

Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."

Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...

Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"

Интересная форма работы с родителями....

"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...