Картотека игровых упражнений
методическая разработка по обж (средняя группа)

Заботкина Надежда Эдуардовна

Разработка дидактического материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»

607062, Нижегородская область, город  Выкса, микрорайон Гоголя, здание16«а»

Телефон 8 (83177) 32635E-Mail:lastochka26dou@yandex.ru

__________________________________________________________________

Картотека игровых упражнений

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование основ безопасности

Возраст детей: 3-4 года

Составитель:

Воспитатель группы №1

Заботкина Надежда Эдуардовна

Картотека игровых упражнений по формированию культуры безопасности (по Л.Л. Тимофеевой)

для детей младшего дошкольного возраста

Раздел

Название игры

Форма проведения

Цель

Средства

«Природа и безопасность»

Игры с песком:

«Необыкновенные соревнования»

«Повтори узор»

«Пианисты»

«Лисичкины бусы»

«

Как мышата пироги пекли»

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»

«Птички и птенчики»

«Солнышко и дождик»

«Кролики»

Подвижные игры со спортивным инвентарём

Игровые ситуации: «Зайка катается на лыжах», «Белочки и санки», «Гномы играют в снежки»

Физ.упражнения

«Передвижение в гололёд», «Пройди-не упади», «Внимание, сосульки!», «По снежной тропинке», «Через снежный вал», «По мостику-мосточку», «Поднимаемся в гору», «Вверх и вниз по лестнице», «След в след».

Игр. ситуации:

«Мы по улице идём», «Собираем куклу Вику на прогулку», «Подберём одежду для кукол», «Мама собирает дочку(сына)в д/с», «Чебурашка промочил ноги», «Бегемот и гололёд», «Котята на горке», «Лисёнок и сосульки», «Зайчонок и липа», «Как волчонок одежду выбирал»

Игр. ситуации: «Правила безопасности в природе», «Подбери одежду в соответствии с погодой и местом прогулки», «Позаботимся о природе».

Дидактическая игра  «Съедобное-несъедобное»

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность; обогащать игровой опыт, развивать воображение; обеспечивать эмоциональную разрядку; знакомить с правилами безопасности и личной гигиены.

Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию; обогащать опыт досуговой деятельности, развивать воображение; обеспечивать стабилизацию эмоционального состояния; знакомить с правилами безопасности и личной гигиены

Обеспечивать эмоциональную разрядку; развивать моторно-слуховую координацию, чувство ритма; обогащать опыт досуговой деятельности; развивать воображение; знакомить с правилами безопасности и гигиены.

Познакомить детей со свойствами сухого песка, моделями безопасного поведения при игре с песком; обогащать тактильные впечатления; развивать мелкую моторику, ловкость пальцев, координацию движений рук; формировать культурно-гигиенические навыки, привычку мыть руки после игр с песком; способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.

Знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка, моделями безопасного поведения и правилами гигиены, которые нужно соблюдать в игре с песком; обогащать опыт экспериментирования, тактильные впечатления; развивать мелкую моторику, ловкость пальцев, координацию движений рук; формировать культурно-гигиенические навыки, привычку мыть руки после игр с песком; способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.

Учить детей понимать и выполнять правила игры. Упражнять в выполнении прыжков на двух ногах, в беге. Учить детей соблюдать правила игры, согласовывать свои действия с действиями партнёров. Формировать начальные представления о дороге, тротуаре, знакомить с правилами поведения на улице.

Упражнять детей выполнять игровые действия, упражнять в беге. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать способность переключать внимание. Упражнять соблюдать правила безопасности, избегать столкновений.

Упражнять детей в беге, совершенствовать умение выполнять действия по сигналу, учить соблюдать правила игры. Способствовать повышению точности, скоординированности движений, развивать ловкость. Формировать основы физической и интеллектуальной готовности к безопасной жизнедеятельности.

Учить детей выполнять подлезание под гимнастическую дугу головой вперёд. Развивать ловкость, гибкость, координацию движений. Вызывать положительные эмоции. Закладывать основы физической готовности к безопасной жизнедеятельности.

Учить детей соблюдать правила безопасности на игровой площадке, правильно переносить и использовать спортивный инвентарь.

Знакомить детей с приёмами безопасного выполнения различных действий, примерами, иллюстрирующими важность соблюдения требований безопасности.

Развивать основные виды движений, формировать умение выбирать способ передвижения в соответствии с погодными условиями, помогать товарищам, способствовать становлению основ физической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности

Знакомить детей с явлениями природы, характерными для весны, обращать внимание на объекты природы и явления, связанные с потенциальной опасностью. Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения; формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности.

Знакомить детей с объектами природы и явлениями, характерными для весны, правилами для себя и природы поведения; Учить видеть последствия нарушения правил, делать выбор на основе гуманного отношения к растениям и животным; знакомить с моделями безопасного поведения у реки, на море, в лесу.

Маски животных

Песочница, различные узоры, выполненные на поверхности песка

Песочница, изображение клавиатуры пианино на песке, магнитафон с мелодичной и ритмичной музыкой, способствующей эмоциональной разрядке.

Персонаж-игрушечная лиса; крупные бусины с большими отверстиями; шнуры для бус на каждого ребёнка; ёмкость с сухим песком и бусинами.

Персонажи-игрушечные мышата; ёмкость с сухим песком, детские лейки с водой на каждую подгруппу; фартуки, формочки, совочки и влажные салфетки по числу детей.

Маски-шапочки воробушков, руль.

Маски (медальоны) птиц и птенчиков

         Зонтик

Гимнастическая дуга (верёвка)

Игрушки: заяц, белки, гномы; санки

Санки

Природные объекты: лёд, сосульки, снежная тропинка. снежный вал; дощечка, пенёчки, лесенка

Кукла, кукольная одежда; игрушки: чебурашка, бегемотик, котята, лисёнок, зайчонок, волчонок

Демонстрационный и дидактический материал

«Безопасность в помещении»

Игры-забавы:

«Мыльные пузыри»

 

«Аквариум»

«Дождик» (с чтением стихотворения В. Левина «Алёшкина кричалка»)

«Поймай мыльный пузырь» (с чтением стихотворения Э. Фаржен «Мыльные пузыри».

«Воздушные шары»

«Гимнастические мячи»

«Вертушки»

«Детская карусель» (с разучиванием считалки «Трынцы-брынцы»)

«Светящиеся игрушки»

«Механические и музыкальные заводные игрушки»

«Прыжки на гимнастическом мяче»

 «Поезд»

«Воздушный змей» (с чтением М. Карема «Мой змей»

«Поехали» (с чтением стихотворения И. Токмаковой «Поиграем»)

«Вот как мы умеем!» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Френкель)

«Игрушки-качалки» (с чтением стихотворения А. Барто «Лошадка»

«Волшебный мешочек»

«Солнечные зайчики»

«Весёлый мяч»

«Сюрприз»

«Золотой ключик»

Игр.ситуации:

«Собираем кукол на прогулку»

«Медвежата обедают»

«Кукла Маша умывается»

«День большой уборки»

«Магазин игрушек»

«Водители грузовиков»

Игр. ситуации:

«Выбираем подарки»

«Медвежонок потерялся»

«Вежливый зайчонок»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»: «Мама готовит обед», «Готовим ужин», «Пришли гости», «Чаепитие», «Стираем одежду», «Генеральная уборка»

«Детский сад»: «Убираем игрушки», «Помощник воспитателя накрывает обед», «Готовим материалы для творчества», «Протираем столы»

Игр. ситуации: «Выбираем подарки»

«Медвежонок потерялся», «Вежливый зайчонок».

Формировать у детей правильное носовое дыхание

способствовать профилактике простудных заболеваний. Поддерживать положительный эмоц. настрой, способствовать установлению доверительных взаимоотношений с детьми. Обеспечивать профилактику нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.

Учить детей играть с заводными игрушками, плавающими в воде, наблюдать за ними. Доставить детям удовольствие, вызвать положительные эмоции, интерес к игре. Способствовать закаливанию детей.

Предложить детям убежать от водяных брызг(«дождика»), создаваемых при помощи пульверизатора. Учить громко и выразительно повторять за педагогом слова стихотворения. Обеспечить эмоц. разрядку, профилактику нервного напряжения.

Предложить детям поймать мыльные пузыри. Учить соблюдать правила безопасности при перемещении в групповой комнате (по площадке). Вызвать эмоциональный отклик на стихотворение. Способствовать профилактике нервного напряжения.

Доставить детям радость, обеспечить профилактику нервно-психического напряжения. Знакомить с элементарными правилами безопасного перемещения на игровой площадке.

 Учить детей при помощи педагога выполнять подскоки на малом гимнастическом мяче. Развивать мышцы ног, спины. Способствовать эмоц. разрядке, доставить детям радость.

Предложить подуть на вертушку, спокойно выпуская воздушную струю. Способствовать развитию органов дыхания, профилактике простудных заболеваний. Содействовать созданию комфортной атмосферы, поддержанию хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения.

Разучить с детьми считалку, учить весело проговаривать её, выбирать с её помощью тех, кто первым будет кататься на карусели. Учить соблюдать правила безопасности. доставить детям радость, поддерживать интерес к детскому саду.

Привлечь внимание детей к игрушкам, учить рассматривать их. Доставить радость от игры, содействовать созданию эмоц.-комфортной атмосферы, профилактике невно-психического напряжения.

Содействовать созданию комфортной атмосферы, профилактике нервно-психического напряжения. Учить выбирать удобное место для игры.

Учить детей при поддержке взрослых перемещаться на малом гимнастическом мяче. Развивать мышцы ног, спины. Доставить детям радость, обеспечить эмоциональную разрядку.

Учить детей выполнять игровые действия (имитировать руками движения колёс, подражать звукам, которые издаёт поезд), направляясь в групповую комнату. Обеспечить профилактику негативных реакций на окончание прогулки.

Предложить детям понаблюдать за воздушным змеем, рассказать, что его приводит в движение ветер. Предложить двигаться под весёлую музыку, танцуя так же, как воздушный змей на ветру. Познакомить со стихотворением, вызвать эмоц-й отклик, поддерживать хорошее настроение, интерес к детскому саду.

Познакомить детей со стихотворением, при повторном чтении учить передавать описываемые в произведении действия. Формировать интерес к поэзии, образным упражнениям, обогащать игровой и двигательный опыт детей. Поддерживать у детей хорошее настроение, вызвать положительные эмоции. Обеспечивать профилактику негативных реакций на окончание прогулки.

Предложить детям взять в руки светящиеся игрушки и выполнять танцевальные движения, передавая ритм мелодии. Предложить полюбоваться «танцем» огоньков. Поддерживать позитивный эмоциональный настрой.

Предложить детям покачаться на игрушке-качалке, учить соблюдать правила безопасности. познакомить со стихотворением, учить выполнять действия по тексту стихотворения, стимулировать осуществление элементарных ролевых действий. Поддерживать у детей хорошее настроение, учить интересно проводить время.

Предложить детям положить в мешочек 3-4 игрушки, показать «фокус»-узнать их на ощупь. Предложить воспитанникам попробовать себя в роли «фокусника». Развивать тактильные возможности, обогащать словарный запас. Доставить детям радость, способствовать профилактике эмоционального напряжения.

Учить детей пускать солнечные зайчики, следить за их перемещением, отвечать на вопрос о том, где сейчас находится зайчик. Содействовать поддержанию хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения

Предложить детям ловить и бросать педагогу разноцветный надувной мяч, называть своё имя, называть себя так, как ласково называют малыша дома. Поддерживать хорошее настроение, способствовать скорейшей адаптации в группе.

Учить детей понимать предложно-падежные конструкции, находить спрятанный педагогом на участке предмет. называть его. Предложить детям найти предмет, спрятанный педагогом в группе, обеспечивать профилактику проблемных ситуаций, связанных с окончанием прогулки.

Учить детей понимать суть игрового задания, предложить догадаться, что откроет в группе найденный имипо заданию педагога на участке «волшебный» ключик. Способствовать профилактике негативных эмоциональных реакций, связанных с окончанием прогулки.

Учить детей застёгивать пуговицы, «молнии», «липучки», завязывать шнурки. Развивать мелкую моторику, формировать навыки самообслуживания. Показать важность умения аккуратно одеваться для обеспечения собственной безопасности. Формировать ответственное отношение к здоровью, стремление быть аккуратными.

Учить детей наливать воду из различных ёмкостей, пересыпать крупы при помощи ложки, расставлять, собирать и мыть кукольную посуду. Формировать умение безопасно переносить предметы. Обогащать двигательный и игровой опыт детей.

Знакомить детей с потенциальными опасностями, которые могут возникнуть при нарушении правил. Способствовать совершенствованию культурно-гигиенических навыков, формировать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Учить детей протирать кукольную мебель, стирать одежду и постельное бельё кукол. Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать при работе с водой, формировать навыки самообслуживания, умение включать освоенные трудовые действия в сюжет игры. Обогащать игровой опыт детей. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры.

Учить детей размещать игры, игрушки по местам. Показать детям взаимосвязь порядка и безопасности в групповом помещении. Знакомить с правилами безопасной транспортировки различных предметов.

Учить детей действовать в соответствии с игровой ситуацией, понимать игровую задачу. Формировать умение использовать для пересыпания и погрузки сыпучих материалов различный инвентарь, выбирать подходящие транспортные средства из парка игрушечных машинок. Развивать крупную и мелкую моторику рук.

Показать детям образцы безопасного поведения в супермаркете, учить находиться рядом со взрослым, держать его за руку. Формировать у детей опыт избегания опасных ситуаций.

Знакомить детей с образцами поведения в ситуации «потерялся», учить выбирать людей к которым можно обратиться за помощью, называть своё имя и фамилию. Учить детей последовательно воспроизводить в разных игровых ситуациях освоенные модели поведения.

Учить детей вежливо, но уверенно отказываться от предложений, завершать разговор с незнакомцем, обращаться к маме, папе.

Учить детей передавать свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать предметы-заместители, обыгрывать различные действия (готовить обед, накрывать на стол, мыть посуду и др.), выполнять несколько взаимосвязанных действий. Демонстрировать правильные способы выполнения бытовых операций, способствовать обогащению сюжета, расширению спектра ролевых действий, поддержанию интереса к сюжетно-ролевой игре.

Учить детей выполнять в игре различные действия в соответствии с сюжетом, знакомить с приёмами правильного выполнения трудовых операций. Формировать начала компетенций безопасного поведения в быту. Обогащать игровой и соц. опыт, способствовать расширению спектра ролевых действий.

Закрепить некоторые правила и модели безопасного поведения с новогодних праздников.

Актуализировать и осмыслить полученные знания и опыт.

Мыльные пузыри

Плавательные заводные игрушки

Пульверизатор с водой

Мыльные пузыри

Воздушные шары

Малый гимнастический мяч

Вертушки

Детские качели-карусели

Светящиеся игрушки

Механические и музыкальные заводные игрушки

Гимнастический мяч

Воздушный змей, магнитафон с весёлой музыкой

Кукла (или другая игрушка) на выбор педагога

Светящиеся игрушки, магнитафон с весёлой музыкой

Игрушка-качалка

3-4 игрушки (на выбор педагога)

Зеркальце

Разноцветный надувной мяч

Предмет (игрушка) по выбору педагога

Ключ, предмет (игрушка) по выбору педагога

Куклы,

пуговичницы, клёпочницы, шнуровницы

Различные ёмкости, вода, крупа,

кукольная

посуда

Кукла, дид. карточки

Куклы, кукольная мебель, кукольная одежда и постельное бельё кукол

Различные игры, игрушки

Набор игрушечных машинок

Дид.карточки с безопасными и опасными ситуациями

Игрушечный медвежонок, Различные игрушки

Игрушечный зайчонок, различные игрушки

Кукольная посуда, кукольная одежда, предметы-заместители

Кукольная посуда, различные игрушки, предметы-заместители

Дид. карточки, игрушечные медвежонок

зайчонок, различные игрушки

«Безопасность на улице»

Подвижные игры:

«Бегите ко мне»

     «Трамвай»

Игр.упражнение «Сбей кеглю»

Игр. ситуации:

«Зайчата на горке»

«Котята на качелях»

«Лисёнок и волчонок»

Игр. Ситуации:

«На остановке»

«Поездка в автобусе»: «Садимся в автобус, «Едет-едет наш автобус», «Вот и наша остановка», «Водитель и пассажиры», «Вежливый кондуктор».

«Машины помогают»: «Грузовые автомобили», «Погрузка продуктов», «На стройке», «Автомобили специального назначения»

«Наш автомобиль»

«Перекрёсток»

«Мы по улице идём»

Сюжетно-ролевые игры:

«Шофёр»: «На заправке», «Замена колеса», «Везём продукты в магазин»

«Автобус»: «Автобус на маршруте», «Поездка в автобусе»

Учить детей понимать суть игрового задания, действовать по команде. Упражнять в беге, учить соблюдать правила безопасного передвижения по игровой площадке. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

Учить детей правильно выполнять движения при беге, двигаться свободно. Напомнить правила безопасности в п/и. Учить безопасно перемещаться в колонне, формировать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. Развивать выносливость.

Учить детей выполнять метание в горизонтальную цель правой и левой руками с расстояния 1,5-2 м, сохраняя правильную стойку во время метания. Развивать глазомер, силу броска, обучать безопасным способам действия во время игры.

Формировать стремление соблюдать правила безопасного поведения на горке.

Познакомить с моделями безопасного поведения на качелях и рядом с ними. Формировать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки, рассказать о том, что произошло с персонажами. Познакомить с правилами безопасного перемещения на самокате, помочь убедится в важности их соблюдения.

Учить детей правильно выбирать место для ожидания транспорта. Знакомить с опасными ситуациями, которые могут возникать при нарушении правил. Демонстрировать модели безопасного поведения.

Знакомить детей с моделями культурного и безопасного поведения в общественном транспорте. Учить брать на себя роль водителя, пассажира, кондуктора, правильно вести себя в различных ситуациях. Обогащать игровой и социальный опыт, словарный запас

Обогащать и систематизировать представления детей о транспорте, назначении различных машин, роли транспорта в жизни человека. Знакомить с моделями поведения в различных ситуациях, актуализировать и обогащать личный и социальный опыт, расширять словарный запас.

Знакомить детей с правилами поведения, которые нужно соблюдать в ходе поездок на личном транспорте.

Способствовать освоению детьми навыков безопасного поведения, возникновению и развитию новых игровых сюжетов.

Знакомить детей с устройством городских улиц, моделями безопасного поведения в качестве пешеходов, водителей, подводить к пониманию назначения и важности соблюдения правил дорожного движения. Обогащать словарный запас, игровой опыт.

Знакомить детей со способами безопасного перемещения по улице, с её основными частями, участниками дорожного движения. Знакомить детей с моделями безопасного поведения. Наблюдать за действиями детей в роли родителей.

Формировать у детей умение брать на себя различные роли (шофёра, грузчика, мастера, пассажира). Способствовать развитию сюжета, стимулировать применение детьми личного опыта и представлений, знакомить с правилами безопасного поведения. Формировать игровой и соц. опыт детей, знакомить со способами ролевого поведения, учить взаимодействовать со сверстниками в игре. Учить различать и называть автомобили, основные части машин.

Учить брать на себя роль водителя. пассажира, пешехода, кондуктора, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способствовать развитию сюжета. Формированию начал компетенций безопасного поведения, актуализации и осмыслению личного опыта детей. Обогащать словарный запас.

Кегли, мешочки с набивным песком (крупой)

Игрушечные зайчики

Игрушечные

котята

Сюжетные картинки «Волчонок и лисёнок катаются на самокате»

Различные игрушки, машинки.

Различные игрушки

Набор машин «Грузовой транспорт»

Различные игрушки, машинки «Легковой транспорт»

Макет «Перекрёсток»

Дидактический и демонстрационный материал «Азбука дорожного движения»

Предметы-заместители

Предметы-заместители

«Безопасность в общении»

Игр.ситуации:

«Почему поссорились?»

  «Мирилки»

Обогащать и уточнять представления детей об одобряемом и неодобряемом поведении, о причинах возникновения конфликтов, их опасных последствиях. Формировать способность руководствоваться первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения.

Познакомить детей с забавными потешками, приговорками, стихотворениями, учить использовать их в различных ситуациях. Формировать умение избегать конфликтных ситуаций, нацеленность на поддержание хороших взаимоотношений со сверстниками. Знакомить с конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Дид. картинки

Сборник «Устный народный фольклор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.

Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных  движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...

Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"

Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"...

Картотека игровых упражнений для дошкольников

Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи

Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников....

Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи

В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....