Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи
методическая разработка по логопедии на тему

Курносова Наталья Константиновна

Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ffnr.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование игр и упражнений по формированию фонематических функций

неделя

                        первая

вторая

третья

четвертая

месяц

сентябрь

Обследование детей по речевым картам

«Учимся слушать звуки»

«О чем расскажет улица?»

«Где звенит колокольчик?»

«Посидим в тишине»

«Где звук?»

«Хлопни, когда услышишь звук»

«Морзянка»

«Угадай, чей голос?»

октябрь

 «На чем играю?»

«Назови первый звук»

«Эхо»

Паровозик гудит тихо-громко»

«Где позвонили?»

«На чем играю?»

«Кто позвал?»

«Хлопни или топни»

«Придумай слово с этим звуком»

«Тянем ниточку»

«Три медведя»

«Тянем ниточку»

«Повтори за мной»

«Кто позвал?»

«Поймай звук»

«Придумай слово с этим звуком»

«Хлопни и топни»

«Песенки звуков»

«Три медведя»

«Назови первый звук»

«Поймай звук»

«Морзянка»

«Разведчики»

ноябрь

«Тихо-громко»

«Поймай звук»

«Два братца»

«Найди предмет с этим звуком»

«Спой песенку»

«Угадай слово»

«»найди предмет с этим звуком»

«Хлопни или топни»

«Речевое лото»

«Замени первый звук»

«Спой песенку»

«Какой кружок?»

«Два братца»

«Подари картинки мишке и мышке»

 

«Скажи наоборот»

«Горлышко болит»

«Эхо (последний звук)»

«Назови лишнее слово»


неделя

                        первая

вторая

третья

четвертая

месяц

декабрь

«Горлышко болит»

«Эхо (последний звук)»

«Цепочка слов»

«исправь ошибку»

«Телефон»

«Повтори три слова»

«Цепочка слов»

«Попугайчики»

«Придумай слово»

«Звонкий или глухой»

 «Поймай последний звук»

«Попугайчики»

«Звонкий или глухой»

«Звуковые часы»

«Поймай последний звук» «Повтори пару слов»

 «Телефон»

«Звонкий или глухой»

«Повтори пару слов»

«Замени последний звук»

«Повтори без ошибок»

январь

  «Сколько звуков в слове?»

«Зашифруй словечко»

«Звуковые часы»

«Замени последний звук»

 «Назови звуки по порядку»

«Спроси меня»

«Подбери рифму»

«Веселый шарик (гласные)»

«Мы - поэты»

«Придумай слово из трех звуков»

 «Сколько звуков в слове?»

«Зашифруй словечко»

«Веселый шарик (гласные)»

«Мы - поэты»

«Придумай слово из трех звуков»

 «Гномики разговаривают»

«Сосчитай звуки в слове»

«Придумай слово из трех звуков»

«Пирамидка»

«Замени последний звук»

февраль

 «Пирамида»

«Гномики разговаривают»

««Веселый шарик (гласные)»

«Подбери рифму»

 «Скажи быстро-медленно»

«Угадай мое слово»

«Пирамидка»

«Назови звуки по порядку»

«Повтори три слова»

 «Чья команда победит?» «Разложи картинки»

«Подбери слова по схеме»

«Мы – поэты»

 

 «Домики»

«Не ошибись»

«Придумай слово из четырех звуков»

«Угадай мое слово»

«Магазин игрушек»


неделя

                        первая

вторая

третья

четвертая

месяц

март

 «Гномики разговаривают»

«Собери ромашку»

«Кто в домике живет?

«Поезд»

«Четвертый лишний»

 «Гномики разговаривают»

«Придумай длинное слово»

«Начало, середина, конец»

«Улитка»

«Подбери слово к схеме»

  «Скажи быстро-медленно»

«Придумай слово с этим звуком»

«Веселый шарик (согласные)»

«Назови соседей звука»

«Четвертый лишний»

  «Скажи быстро-медленно»

«Зашифрованные слова»

«Назови звуки по порядку»

«Назови лишнее слово»

«Подбери слово к схеме»

апрель

«Стрелочка»

«Веселый шарик (согласные)»

«Хлопни или топни»

«Назови соседей звука»  

«Какое слово я загадала?»

 «Стрелочка»

«Зашифрованные слова»

«Ребусы»

«Хлопни или топни»

«Поезд»

«Назови соседей звука»

  «Ребусы»

«Назови имена детей»

«Слова рассыпались»

«Замени первый звук»

 «Зашифрованные слова»

«Чья команда победит?

«Поезд»

 «Какое слово я загадала?»

май

 «Начало, середина, конец»

«Ребусы»

«Собери букет»

«Какой по счету?»

«Выбери дорожку»

 «Собери ромашку»

«Начало, середина, конец»

«Кто быстрее?»

«Зашифруй словечко»

«Улитка»

«Назови лишнее слово»

  «Если мы были художниками»

«Собери букет»

«Какой по счету?»

«Читаем по картинкам»

«Выбери дорожку»

 

 «Собери букет»

«Зашифруй словечко»

«Слова рассыпались»

«Читаем по картинкам»

«Назови лишнее слово»


Перечень игр и упражнений по формированию фонематических функций

1 этап – формирование слухового восприятия, внимания и памяти.

Игры и упражнения:

  • «Звуки за окном»
  • «Послушаем улицу»
  • «Где звенит колокольчик?»
  • « Кто играет?»
  • «Музыкальная загадка»
  • «Посидим в тишине»
  • «Учимся слышать звуки»

2 этап – знакомство с характером звучания звуков и слов в речи, их дифференциация по высоте, силе, тембру голоса, эмоциональной окраске

Игры и упражнения:

  • «Кто позвал?»
  • «Пароход гудит далеко и близко»
  • «Три медведя»
  • «Кто говорит?»
  • «Повтори не ошибись»
  • «Морзянка»
  • «Игра в команде»
  • «Эхо»

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

Игры и упражнения:

  • «Подними кружок, если услышишь правильное слово»
  • «Верно – неверно»
  • «Покажи картинку»
  • «Повтори три слова»
  • «попугай и попугайчики»
  • «Мы – поэты»
  • «Подбери рифму»
  • «Сочини конец стиха»
  • «Словечко потерялось»

4 этап – дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Игры и упражнения:

  • «Повтори за мной» (с мячом)
  • «Телефон»
  • «Попугайчики»
  • «Гномики разговаривают» (с разным настроением)
  • «Тихо - громко»
  • «Быстро-медленно»
  • «Спой песенку»
  • «Скажи наоборот»

5 этап – дифференциация фонем.

Игры и упражнения:

  • «Символы – картинки»
  • «Подбери к звуку картинку»
  • «Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук»
  • «Тянем ниточку»
  • «Песенки звуков»
  • «Хлопни или топни»
  • «Звонкий – глухой»
  • «Исправь ошибку»
  • «Два братца»

6 этап – развитие навыков фонематического анализа, синтеза и представлений.

6.1. Фонематический анализ.

А) Выделение звука на фоне слова.

Игры и упражнения:

  • «Подними кружочек (символ), если услышишь в этом слове нужный звук»
  • «Хлопни в ладоши»
  • «Собери ромашку»
  • «Речевое лото»
  • «Подари картинку»
  • «Веселые клоуны»

Б) Вычленение звука

Игры и упражнения:

  • «Назови первый звук»
  • «Поймай последний звук»
  • «Цепочка слов»
  • «Звуковые часы»
  • «Доскажем первый звук, последний звук»
  • «Умный заяц»
  • «Веселый шарик»
  • «Горлышко болит»

Г) Определение места в звука в слове, определение положения звука по отношению к другим звукам, определение последовательности звуков в слове, определение порядка следования звука (звуков) в слове, определение количества звуков в слове

Игры и упражнения:

  • «Начало, середина, конец»
  • «Умный заяц»
  • «Подбери слово к схеме»
  • «Выбери дорожку»
  • «Назови соседей звука»
  • «Какой по счету?»
  • «Назови звук по порядку»
  • «Зашифруй словечко»
  • «Назови первый звук в слове, третий…»
  • «Сколько звуков в слове?»
  • «Пирамидка»
  • «Домики»
  • «Подбери схему слова»
  • «Поезд»
  • «Звуковая дорожка»
  • «Поймай последний звук»
  • «Назови имена детей»

6.2. Фонематический синтез.

Игры и упражнения:

  • «Составь слово»
  • «Читаем по картинкам»
  • «Зашифрованные слова»
  • «Ребусы»
  • «Какое слово я загадала?»
  • «Слова рассыпались»
  • «Угадай слово»

6.3. Фонематические представления.

А) Раскладывание на группы картинок, включающие дифференцируемые звуки.

Игры и упражнения:

  • «Собери ромашку»
  • «Разложи картинки»
  • «Если бы мы были художниками»
  • «Домики»
  • «Собери букет»
  • «Речевое лото»
  • «Кто в домике живет?»
  • «Звуковые часы»
  • «Улитка»
  • «Магазин игрушек»
  • «Подари картинки мышке и мишке»

Б) Придумывание слов, включающий заданный звук.

Игры и упражнения:

  • «Придумай слова со звуком [А]»
  • «Придумай слова со звуком [C] в начале слова»
  • «Придумай слова с тремя звуками»
  • «Найди в комнате предметы со звуком [Р]»
  • «Придумай длинное слово»

В) Определение «лишнего» звука в ряду звуков, в ряду слов»

Игры и упражнения:

  • «Четвертый лишний звук [Л, Р, Л, Л,]»
  • «Найди лишнее слово»

Г) Замена звуков с последующим объяснением их значения.

Игры и упражнения:

  • «Замени первый звук»
  • «Замени последний звук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...

«Игровые упражнения для преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

В пособии представлен практический материал: игры и игровые упражнения для работы с детьми младшего школьного возраста. Пособие рекомендуется  учителям – логопедам, учителям начальных классов....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

Картотека игровых упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

Игры и упражнения  для формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного старшего возраста...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....