«Игровые упражнения для преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
методическая разработка по логопедии на тему

Андреева Ирина Александровна

В пособии представлен практический материал: игры и игровые упражнения для работы с детьми младшего школьного возраста. Пособие рекомендуется  учителям – логопедам, учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ffnr.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Нарушение письма тесно связано с аномальным развитием устного языка. Как известно, не все расстройства устной речи в одинаковой мере усложняют овладение письмом. Наиболее благоприятны те из них, которые препятствуют развитию дифференциации фонематических представлений, дезорганизуют фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом.

     Ещё на ранних этапах усвоения фонетической системы родного языка это приводит к стойким нарушениям звукопроизношения: смешению близких по слухопроизносительным признакам звуков (зубы – супы), гриб – криб). Иногда эти ошибки не связаны с трудностями произношения смешиваемых звуков. Изолированно ребёнок повторяет их правильно, а в потоке речи смешивает. По мнению В.И.Бельтюкова (1977) это происходит вследствие нарушения взаимодействия речеслухового и речедвигательного отделов речевой функциональной системы. Слуховой анализатор в этом случае не достаточно исполняет  роль канала обратной связи. Речевой слух не только не способствует самокоррекции, но наоборот искажается под влиянием звукопроизношения. В результате создаётся порочный круг: слабость слухового контроля тормозит устранение дефектов произношения, а последнее вносит искажение в фонематические представления и способствует нечёткости фонематического восприятия. У детей отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.

Эти особенности развития учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции нарушений письменной речи специальных приёмов и дидактических игр.

Цель пособия – дать некоторые рекомендации по коррекции письменной речи  у детей младшего школьного возраста.

Обучение включает разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Коррекция дефектных звуков.
  3. Развитие фонематического восприятия.

На протяжении всего процесса обучения необходимо на каждое занятие включать задания на развитие фонематического слуха и начинать надо с различения и опознавания неречевых звуков.

На первых занятиях учитель – логопед предлагает детям:

  • Послушать, как звучит тот или иной предмет /металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.д. при постукивание о которых можно услышать разные звуки /, а потом отгадать на слух, что звучит.
  • Проводятся упражнения на воспроизведение ритмического рисунка /ритма/, при прохлопывании, отстукивании подаче звука на любом инструменте: !!  !!  !!; !!!  !!!  !!!; !  !!; !!  !; !  !!!; !!  !!!;
  • Детям раздаётся два кружка: чёрный и белый и предлагается игра: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять белый кружок, если не правильно – чёрный. Затем логопед показывает картинку и чётко проговаривает звукосочетание:

бамман    ваван    альбом    альпом     витамин    витанин

паман      даван    айбом      альмом    митанин    митавин

банан      баван     аньбом    альбом    фитамин    виталин

банам     банан     авьбом     аблём      виталим    витаним

В дальнейшем на каждое занятие подбираются задания на развитие фонематического слуха в соответствии с темой занятия.    

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа предложений на слова.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
  • предложение начинается с заглавной буквы;
  • слова в предложении пишутся отдельно;
  • в конце предложения ставится точка;
  1. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  2. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  3. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  4. Выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:

Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

       Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение разделить слово на составляющие его слоги. Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковом анализом слова. слово делится на слоги, затем слог, являющейся более простой речевой единицей, делится на звуки.. дети должны усвоить основное правило слогового деления: В СЛОГЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Опора на гласные позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление. Детям даётся понятие, что слово можно разделить на части, как шоколадку и каждую часть прохлопать, прошагать, пропрыгать.

       Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить

Помочь слова оживить?

  1. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
  2. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
  3. Дидактическая игра «Распутай слова».

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов

Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

  1. Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.

ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО

колос, рота, ваза – КОРОВА

  1. Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.

На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
  2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом, МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
  3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например, КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
  4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

Шуршат сухие листья          2,3,2

Пастушок потушил костёр  3,3,2

Шумят вершины сосен        2,3,2

  1. Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой  есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс  и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  2. Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников  требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.

Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение: ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.

  1. Дидактическое упражнение «Переставь слоги».  В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  2. Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слого

Развитие фонематического анализа и синтеза.

         Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого  уровня развития аналитико-синтетической деятельности.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Простая форма – узнавание звука на фоне слова; вычленение в слове первого и последнего звуков из слова и определение его места в нём (начало, середина, конец). Самая сложная форма звукового анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

  • Выделение звука на фоне слова.

Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем только по слуху или только на основе собственного произношения, и наконец, по слухопроизносительным представлениям в умственном плане. Параллельно звук связывается со зрительным образом буквы.

Предлагаются следующие задания:

  1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
  2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, сдругой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
  3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
  4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
  5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

Зайка.

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

  1. Д/у «Звук заблудился».

Мы собрали васильки

На головах у нас щенки (венки).  

                        Тает снег, течет речей.

                       На ветвях полно врачей (грачей).

  1. При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:

Г_________  _________  __  Г_______ .

  • Выделение первого и последнего звука в слове.

Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

  1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
  2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

-  Где ты живёшь? (в городе)

-  Где твоя машина? (в гараже)

-  На чём ты любишь играть? (на гитаре)

-  Где остановились гости? (в гостинице)

-  Где напечатана статья? ( в газете)

-  В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

3.  Д/у «Весёлые звуки».

Зазвенела птичья трель

Закружилась карусель                  

                     Михаил залез на дуб,

                     Чтобы врач не вырвал.. (зуб).

Бил Андрей ногою в дверь,          

А Сергей ревел, как…. (зверь).    

                     Наказанья срок всё длился

                     Клим в углу стоял и….( злился).

4.  По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.

5.  Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.

6.  Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

7.  Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке:

  • В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Два берёзовых коня    

   По снегам несут меня,

                     Кони эти рыжи, а зовут их…(лыжи).

Определение конечного согласного проводится в начале на обратных слогах, таких, как УМ, АМ, УХ, УС. Затем предлагаются слова по составу с ранее предъявленными слогами: АМ – САМ, ОМ – СОМ, УК – СУК, УП – СУП.

В дальнейшем вычленение конечного согласного проводится непосредственно в словах (типа ДОМ) на слух, при самостоятельном произнесении слова. действия считаются закреплёнными, если ученик, предварительно не называя слова, научается определять конечную согласную.

  1. Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
  • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:

1.  Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки:  ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.

2.Подбор слов, в котором звук Л в начале слова

  1. Подбор слов, в которых звук Л в середине слова.
  2.  Подбор слов, в которых звук Л в конце слова.
  3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
  4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
  5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
  6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
  7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме:

К

К-К

К-К-К

К-К-К-К

К-К-К-К-К

К-К-К-К-К-К

К-К-К-К-К-К-К

К-К-К-К-К-К-К-К

Возможны варианты: как, клок, кулик, кролик, кошелёк, краковяк, колхозник, кровельщик.

     Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

1 - этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

    По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое  ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

    Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.

Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

 Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
  2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
  2. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
  3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
  4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
  5. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
  6. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
  7. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

Рекомендуем использовать следующие задания:

  1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
  2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
  3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

ПА— ПАР                                  КО--КОТ

ПА— ПАРЫ                              КО--КОЗЫ

ПА— ПАРАД                            КО--КОШКА

ПА— ПАРУСА                         КО—КОРОВА

  1. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  3. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  4. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  5. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  6.  Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  7. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором  после звука Л слышится К и т.д.

КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКНЫХ ЗВУКОВ строится с учётом принципов:

  • Принцип соблюдения строгой последовательности в работе над звуками одной фонетической группы, от отработки одной группы к другой (С,З,Ц)
  • Необходима отстрочка прохождения звуков близких по акустическому и артикуляционному признакам, чтобы сформировать акустико – артикуляционный образ, в то время работать над другими далёкими звуками: С-Л-З, но не С-З (иначе будут отражения на письме).
  • Принцип особого подхода в подборе материала т.е. имеется в виду, что на одном занятии нельзя брать такой речевой материал, который включает в себя изучаемый звук и звуки близкие  к изучаемому звуку.
  • Использовать опоры на сохранные предпосылки:

- опоры на проговаривание при анализе и записи слова;

-опора на оральный образ звука;

Опора на тактильно – вибрационный контроль (голос, воздушную струю);

  • При планировании работы с детьми следует брать небольшой объём речевого материала и использовать как можно больше упражнений по анализу. Например:

«Уточнение произношения звука С»:

- подбор слов определённой слоговой структуры;

- по данным словам составить предложения;

- провести анализ предложения (определить порядок, количество слов);

- разобрать по вопросам, установить связь слов по смыслу;

- определить все слова содержащие новый звук;

- определить место звука в слове;

- выделить звук, уточнить артикуляцию, акустический образ звука, соотнести звук с буквой;

- все предложения повторить в слух, записать графически, затем в тетрадь;

- прочитать записанное предложение;

  • Развитие функции фонематического и фонетического анализа будет зависеть:

- от характера звуков, составляющих слово;

- от положения звука в слове;

- от произносительной особенностей звукового ряда;

Далее коррекция дефектных звуков идёт по обычному плану.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

      Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от  органов артикуляции  во время произношения звуков речи. Здесь отмечается работа речевых органов: губ, языка, голосовых складок.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой  и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На ПЕРВОМ ЭТАПЕ последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО,СУ). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
  • Формирование умения определять наличие звука в слое.
  • Определение звука в слове.
  • Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Список литературы:

  1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
  2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
  5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
  6. Садовникова И.Н. Нарушение письтменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

Приложение.

Дифференциация звуков С – Ш.

  1.  Дифференциация изолированных звуков С и Ш.

Работа ведётся по алгоритму: сравнивается артикуляция звуков. Слуховой образ сравнивается с неречевым. В работе используются картинки, на которых изображены: вода, текущая из крана, и змея. Звук С соотносится с шумом воды, звук Ш –с шипением змеи.

Для закрепления предлагаются упражнения:

  • Определить звуки по беззвучной артикуляции.
  • Определить артикуляцию произнесённого логопедом звука. Чтобы исключить опору на зрительное восприятие, логопед закрывает нижнюю часть лица.

  1. Дифференциация звуков С – Ш в слогах.

Дифференциация звуков проводится в плане слухового и произносительного сопоставления.

  • Повторить слоги со звуками С и Ш сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными.
  • Чтение слогов, запись слогов под диктовку.

  1. Дифференциация С-Ш в словах.

Эта работа проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используя различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове.

Рекомендуются следующие задания:

  • Определить какой звук в словах (С или Ш).
  • «Найди место звука в слове» (работа с цифровым рядом).
  • Подбери слово со звуком С,Ш в начале, середине, конце слова.
  • «Подари картинки Шуре и Свете» (разложить в соответствии с наличием звуков)
  • Записать слова в 2 столбика.
  • Работа со словами – квазиомонимами. Предлагается определить значение слов КРЫСА – КРЫША, а затем сравнить звучание этих слов и сказать в чём их различие.
  • Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование

С-Ш.

Устно – с перекидыванием мяча, письменно.

Образец: просить – прошу. Писать, месить, расспросить.

  • Графический диктант.
  • Вставить пропущенные буквы в словах :-ТАРУ-КА, -И-КИ.
  • Отгадать загадки. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

  1. Дифференциация звуков в предложении.

Рекомендуются задания:

  • По сюжетной картине придумать предложение, в котором есть слова со звуками С – Ш; определить какой это звук и его место в слове.
  • Повторить предложения со словами, включающими звуки С – Ш. назвать слова с этими звуками.

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши.

  • Дополни предложение словом. Предлагаются предложения, которые нужно дополнить совами квазиимонимами. Определить какой звук в слове:

Мама сварила вкусную … (КАШУ). Деньги платят в …(акссу). Даша катает.. (мишку). Муку насыпали в..(миску).

  • Вставить пропущенные буквы.
  • Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками С – Ш в два столбика.

  1. Дифференциация звуков С и Ш в связной речи. 

Рекомендуются задания:

  • Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки С и Ш.
  • Составить рассказ по сюжетной картине с использованием звуков С и Ш.
  • Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
  • Графический диктант. Вместо слов записываются только буквы.

Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костёр.

Шш с с. Сш ш с.

  • Диктант со словами, включающие звуки С и Ш.

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висит пальто.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...

Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи

Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников....

Календарное планирование по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей на логопункте

Календарное планирование на логопункте (старше-подготовительная группа)...

«Преодоление фонетико – фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста» (моя печатная статья)

Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана  с особенностями развития высших психических функций....

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей....

Работа с родителями по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразви...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Настоящее издание представляет комплект современных коррекционноразвивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учрежд...