Роль детских произведений в усвоении дошкольниками основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж (старшая группа)

Плющикова Дарья Юрьевна

Знания основ безопасности жизнедеятельности необходимы для человека, а для ребенка легче будет усвоен материал через художественную литературу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»_______

Ул.им.маршала Чуйкова, 49а, Центральный район, г. Волгоград, Россия, 400005________

Тел.(8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79

 «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками основ безопасности жизнедеятельности».

                                                          Воспитатели старшей группы:
                                                                Курьянова Т.А., Плющикова Д.Ю.

2020

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками основ безопасности жизнедеятельности».

Эпиграф: «Самое дорогое у человека — это жизнь» Н. А. Островский.


        Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы.

Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта.

Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.  Особое место  занимает сказка. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности», в том числе и противопожарной.    В сказках   есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:

  1. В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
  2. «Кот, петух и лиса», если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
  3. «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например, в форму полицейского.
  4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко.
  5. Шарль Перро сказка «Золушка» героиня была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
  6. А.Н.Толстой «Приключение Буратино». Кот Базилио и лиса Алиса били очень приветливы, но оказались коварными и злыми. Внешность человека может быть обманчивой.

Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной называются «Осторожные сказки», помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности. Например, такие сказки:

- Сказка «Умный наперсток"»- безопасность в нашем доме.

     -Сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?

     -Сказка «Золотая рыбка»"- безопасность на воде.

     -Сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу.

     -Сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т.д

         При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом»,
М. Шереметьева «Заячья елка», Р. Салихова «Валины неприятности»,
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»  дети понимают , что « спички детям не игрушка».

В  произведениях: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок), О. Смирнов «Степной пожар»,
С.Г. Полеев «О силе огня», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» - также показывают о возможных неприятностях, связанных с неаккуратным обращением с огнем.

Л. Куклин «Сталевар», А. Фетисов «Куда спешат красные машины»,
М. Дмитриева «Тетя Варя – электросварщица» О. Иоселиани «Пожарная команда» - в этих произведениях рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть помощником, если с ним правильно обращаться.

В рассказе М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» повествуется о причине небрежного обращения с электроприборами, вследствие чего, случился пожар.

Для лучшего запоминания телефона пожарной службы    можно выучить с ребенком следующее стихотворение:

«Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром, «01» звони скорей.

Набирай умело – чтоб не все сгорело.

         «Нельзя совать пальцы в розетку! Нельзя высовываться в открытое окно!» Можно тысячи раз говорить одно и то же, а можно один раз прочитать книгу, обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том, или ином случае.

Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Художественная литература по обучению правилам безопасного поведения на дороге

 3-4 ГОДА

А. Барто «Грузовик»

А. Белоножкина «Нам на улице не страшно»

С. Маршак «Мяч»

С. Михалков «Если свет зажёгся красный…»

Я. Пишумов «Машина моя»

Н. Сорокина «Перекрёсток»

«Сказка о колобке»

«Где ты был до сих пор?»

«Стоп, машина, стоп, мотор!»

 

4-5 ЛЕТ

В. Берестов «Это еду я бегом»

В. Головко «Правила движения»

И. Гурина «Светофор»

Б. Жидков «Светофор»

Н. Ителис «Дорожные знаки»

Н. Киселёва «Котёнок и щенок»

В. Клименко «Кто важнее всех на улице»

В. Кожевников «Светофор»

И. Лешкевич «Гололёд»

К Малеванная «Приключения Бабы Яги»

С. Михалков «Моя улица»

Ю. Могутина «Три говорящих света»

Э. Мошковская «Не задавите машину»

Я. Пишумов «Азбука города»

Я. Пишумов «Машины»

Я. Пишумов «Пешеходный светофор»

И. Серяков «Машина, которую научили рисовать»

И. Серякова «Улица, где все спешат»

Н. Сорокин «Для пешеходов»

Ю. Умакова «Осторожно, дети!»

Р. Фархади «У любого перекрёстка…»

С. Яковлев «Читает книжку глупый слон…»

Сказка про лисёнка

5-6 ЛЕТ

С. Волков «Про правила дорожного движения»

А. Гангов «Кто храбрей?»

Г. Георгиева «Свеофор»

А. Дмлоховский «Чудесный островок»

А. Дмлоховский «Ученик и грузовик»

М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»

Н. Кончаловская «Самокат»

И. Лешкевич «Светофор»

С Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

С. Михалков «В лесу, где всё без правил»

С Михалков «Шёл трамвай десятый номер»

С. Михалков «Моя улица»

С Михалков «Велосипедист»

М Пляцковский «Светофор»

А. Северный «Светофор»

В Семерин «Запрещается – разрешается»

Г. Шалаева «Как вести себя в транспорте»

Г. Шалаева «Не обходи машины спереди»

Г. Шалаева «Каждый обязан знать»

Сказка «Воробьишка Тишка»

Сказка «Пух и трёхглазое чудо»

Сказка «Знакомство Мишки-шалунишки с пешеходной дорожкой»

Сказка «Три сигнала светофора»

Сказка «Как Вини-Пух искал дорогу в детский сад «Синяя птица»»

Сказка «Мой приятель светофор»

Сказка «Спор на дороге»

 

6-8 ЛЕТ

С Баруздин «Над Москвой луна, как блюдце,..»

О Бедарев «Если бы…»

О Бедарев «Азбука безопасности»

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»

И Гурина «Правила дорожного движения»

А Дорохов «Подземный ход»

А Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

А Дорохов «Шлагбаум»

О. Емельянова «Стихи про дорожные знаки»

С Маршак «Пострадал он не в атаке»

С Маршак «Милиционер»

Н. Мигунова «Друг светофор»

С Михалков «Скверная история»

С Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,

С Михалков «Шагая осторожно»

Ю. Могутина «Случай на мостовой»

Н Носов «Автомобиль»

Я Пишумов «Инспектор ГИБДД»

Я Пишумов «Самый лучший пешеход»

Я Пишумов «Посмотрите постовой…»

Я Пишумов «Говорящая машина»

Я Пишумов «Юрка живёт на другой стороне…»

Я Пишумов «Песенка о правилах»

Л. Самашова «Язык улицы»

Л. Самашова «Предупреждающие знаки»

Л. Самашова «Запрещающие знаки»

Л. Самашова «Предписывающие знаки»

Л. Самашова «Информационные, указательные знаки»

Л. Самашова «Знаки сервиса»

И. Серяков «Учёный дружок»

С. Титов «Опасный каток»

А. Усачёв «Домик у перехода»

Г. Шалаева «Не выбегай на дорогу внезапно»

Г. Шалаева «Мы пешеходы»

Г. Шалаева «Запомните, ребята»

А Эльдман «Приятели»

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

Ю. Яковлев «Футбольный мяч»

Стихи о дорожных знаках

 

Художественная литература по пожарной безопасности

 Афанасьева Н.А. «Как сгорел один дом»

Афанасьева Н.А. «Хорёк и уголёк»

Билалова Л.С. «Пожарные»

Власова Л.С. «С огнём шутить нельзя»

Волынский Т. «Кошкин дом»

Гальченко В. «Первый пожар»

Гальченко В. «Сапоги»

Гальченко В. «Петля»

Гальченко В. «Огонь невидимка»

Гимадеева А.Я. «Не надо играть с огнём»

Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Демьянов И. «Коробок – чёрный бок»

Жигулин А. «Пожары»

Житков Б. «Пожар в море»

Житков Б. «Пожар.»

Житков Б. «Дым»

Кабанова Р.М. «Однажды в лесу»

Кинько Т. «Наш номер 01»

Маршак С.Я.  «Кошкин дом»

Маршак С.Я. «Пожар»

Маршак С.Я.  «Рассказ о неизвестном герое»

Михалков С.В. «Дядя Степа»

Новичихин Е. «01»

Паустовский К. «Барсучий нос»

Паустовский К. «Заячьи лапы»

Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»

Пермяк Е. «От костра до котла»

Пикулева Н. «Пожарная машина»

Плешаков А. «Горит костёр»

Плешаков А. «Горит трава»

Подольный Р.Г. «Как человек огонь приручил»

Поляева С.Г. «О силе огня»

Садыкова Л.М. «Огонёк»

Садыкова Л.М. «В дозоре…»

Салихова Р.И. «Валины неприятности»

Салихова Р.Н. «Сорока — Ворона»

Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»

Ташлинцева Н.Н. «Колино горе»

Толстой Л.Н «Пожарные собаки»

Толстой Л.Н. «Пожар»

Успенский Э.Н. «Гололёд»

Успенский Э.Н. «Про Веру и Анфису. История седьмая. Вера и Анфиса тушат пожар (но сначала его устраивают)»

Фазылова Т.М. «Наш пожарный»

Федорова Т. «Чтоб не ссориться с огнём»

Холин И.С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

Хоринская Е. «Спичка-невеличка»

Хоринская Е. «Серёжа»

Цыферов Г. М. «Жил на свете слонёнок»

Чернышов Л. «Как Гриша — проказник испортил весь праздник»

Чувилин А., Фонин Б.  «Огонь – опасная игра»

Чуковский К.И.  «Путаница»

Шевченко А. «Как ловили Уголька»

Шереметьева М.М. «Заячья ёлка»

Шефнер В. «Лесной пожар»

Шим Э. «Дым в саду»

Янкина М.Ф. «Случай с телевизором»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...

Доклад "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"

quot; Роль детских произведений в усвоении  дошкольниками правил  пожарной безопасности"...

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.Подробный разбор о обучении сказками правил поведения....

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы....

Консультация для воспитателей « Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подгото...