Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
статья по обж

Сошина Полина Григорьевна

Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Данная статья раскрывает важность этой работы и знакомит с методами, которые можно использовать в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Детство – самый уникальный период в жизни человека. Именно в это время происходит становление личности, закладываются основы мировоззрения, формируются основы здорового образа жизни и отношение к окружающему миру. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В тоже время, дети, являются самой незащищённой частью человечества. Познавая мир, который их окружает, они часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Дошкольники подвижны, чрезвычайно любознательны и эмоциональны. Физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, недостаток опыта взаимоотношений с окружающими, с природными явлениями, техникой, непонимание подстерегающих опасностей, вызывают множество проблем.

Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого ребенка, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни.

В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребёнка, например, в рамках формирования культурно – гигиенических правил, речевого этикета и пр. Надо отметить, что вторая группа правил (правила поведения в опасной ситуации) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.

Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто-то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системной работы по формированию основ безопасного поведения.

К ним относятся:

  • Знания (опасностей, их особенностей, причины возникновения), которые необходимо давать детям
  • Навыки (защиты от опасности и предотвращение опасных ситуаций), которые надо сформировать
  • Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.

Только так появляется система, и соответственно есть положительный результат в работе с детьми.

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Методы

Младший и средний дошкольный возраст

(3-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Наглядные

Образец поведения взрослых и старших дошкольников

Образец поведения взрослых

Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий

Просмотр мультфильмов

Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов

Показ мультимедийных презентаций

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий

Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям

Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям (дети смотрят)

Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов

Демонстрация элементарных опытов,

Показ приёмов самозащиты

Простейшие наблюдения

Сравнительные наблюдения, экскурсии

Словесные

Ситуационное индивидуальное общение

Ситуационное индивидуальное и групповое общение

Объяснение, напоминание

Объяснение, напоминание, словесная инструкция

Чтение художественной литературы, загадывание загадок

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок

Рассказ, рассказ - пояснение

Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей

Беседы, обсуждение проблемных ситуаций

Беседы, решение проблемных ситуаций

Практические

Игры с правилами, игровые упражнения

Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием флэш-презентаций), компьютерные игры, игры - придумывания

Ситуационно – имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода

Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города, игровые упражнения в авто городке

Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера

Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр

Совместное изготовление газет

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов

Изготовление книжек - самоделок

Изготовление книжек – самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов

Игры - инсценировки

Подготовка и показ спектаклей (дети готовят и показывают)

Изготовление классификационных таблиц

Проведение тренингов

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны

Используемая литература:

Формирование основ безопасного поведения у детей 3 -8 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М. Просвещение 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...