Программа "Страна безопасности"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г., программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».
Срок реализации программы 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность».
В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.
Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю:
на заседании педагогического совета Заведующий МКДОУ протокол № 6 от «28» августа 2014 г Детский сад № 239 «Лесная полянка»
приказ № от «29» августа 2014 г. _____________В.И.Серикова
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 239 «Лесная полянка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Тихонова Т.А.
Новосибирск, 2020 г.
Содержание образовательной программы: стр.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка…………………………………………... 5
- Цели и задачи реализации программы………………………….. 5
- Принципы и подходы к формированию программы………. 5 - 7
- Планируемые результаты освоения программы…………….7 - 8
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Разделы программы…………………………………………….8 - 9
- Правила дорожного движения………………………………...10
- Общая безопасность…………………………………………...10
- Пожарная безопасность………………………………………..11
- Перспективное планирование образовательной деятельности 12-24
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 24 – 25
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально – техническое обеспечение программы 25
- Характеристика предметно-пространственной развивающей среды 26
- Педагогическая диагностика 26 - 28
- Литература 28
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г., программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».
Срок реализации программы 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность».
В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.
Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».
Актуальность
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).
Сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, которые особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасного поведения в окружающем мире актуально в современном дошкольном образовании.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми), развитие умения самостоятельно применять их в жизни; воспитание ценностного отношения к себе, своему здоровью и окружающему миру;
Задачи программы:
1. Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях.
2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
3. Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
- Принципы и подходы к формированию программы
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей).
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности использую разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. По изо деятельности в содержание отдельных занятий включаю такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.
В дошкольном учреждении есть практический психолог, он привлечен к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, преодолению конфликтов.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Основные разделы программы становятся достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребен7ком на предложенные педагогами темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса.
- Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
Знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих;
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению:
-какие опасности встречаются в природе.
Уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за нами, педагогами, право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Разделы программы
Правила дорожного движения
- Транспорт;
- Безопасность на дорогах;
- Безопасная дорога;
- Дорожные знаки;
- Бережное отношение к себе.
Общая безопасность
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
- Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
- Если "чужой" приходит в дом.
- В природе все взаимосвязано.
- Ядовитые растения.
- Контакты с животными.
- Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- Прислушаемся к своему организму.
- Ценности здорового образа жизни.
- 0 профилактике заболеваний.
- Навыки личной гигиены.
- Поговорим о болезнях.
- Инфекционные болезни.
- Врачи - наши друзья
- 0 роли лекарств и витаминов.
- Правила первой помощи.
- Поговорим о болезнях.
- Инфекционные болезни.
- Врачи - наши друзья
- 0 роли лекарств и витаминов.
- Правила первой помощи.
Пожарная безопасность
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Экстремальные ситуации в быту.
Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка. В этой работе помогут следующие материалы:
- литературные произведения на нужную тематику;
- праздничные сценарии на данные темы;
- сценарии спортивных праздников с атрибутикой;
- папка передвижки - материалы для работы с родителями;
- выставка детского рисунка;
- стенд «Безопасность прежде всего»;
- детские иллюстрации по ПБ;
- устное народное творчество о безопасности (пословицы, поговорки, загадки).
- Правила дорожного движения.
Ежедневно по улицам идут тысячи людей и едет не меньшее количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как родители, так и воспитатели ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
…Актуальность раздела связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
- Общая безопасность старших дошкольников.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появление человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища, террористическими актами.
В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной.
В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Р.Стеркиной, Н.Авдевой, О. Князевой и другими. В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выделена одна из образовательных областей «Безопасность»:
-создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС,
-умение использовать в практической деятельности комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на основе целостности и интеграции дошкольного образования,
-участие в смотрах, конкурсах на уровне ДОУ.
Однако, как показывает практика, уровень несчастных случаев как на улице так и в помещении среди детей дошкольного возраста по-прежнему высок.
Данный факт обусловил проблему нашего исследования «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
- Пожарная безопасность
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
- Перспективное планирование образовательной деятельности
Срок проведения | Тема | Программное содержание и форма работы | Работа с с родителями |
Сентябрь 1 неделя Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя Сентябрь 4 неделя | Тема: «Правила поведения в детском саду». Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения» Тема: «Служба 01» Тема: «Витаминная семья» Тема: «Съедобные и несъедобные грибы» | Цель: закрепить с детьми правила поведения в детском саду. (Проблемная ситуация «Хрюша пришел в детский сад», чтение Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова «Правила поведения для воспитанных ребят в детском саду») Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.( просмотр мультфильмов «Светофор», «Гармония светофора», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения», подвижная игра) Цель: познакомить детей со службой 01; сформировать представления о правилах поведения с огнем, электроприборами (рассматривание иллюстрации по пожарной безопасности, с изображением улицы города, просмотр мультфильма «Игры с огнем» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», рисование на тему «Огонь – друг». Цель: расширять представления детей о пользе овощей и фруктов; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу овощи и фрукты. ( рассматривание картинок с овощами и фруктами, презентация «Витамины с грядки», н/игра «Аскорбинка и ее друзья»). Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).(рассматривание картинок с изображением разных грибов, презентация «Съедобные и несъедобные грибы», бумажное конструирование грибы, заучивание стихотворения «Сентябрь принес нам грибов урожай…», д/и «Съедобный гриб кладем в корзину», раскраски, рисунки. | Анкетирование Родительское собрание по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей Консультация: «Берегись огня». Консультация «Витаминчики». Папка – передвижка «Съедобное – не съедобное». |
Октябрь 1 неделя Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя | Тема: «Опасные участки на пешеходной части улицы» Тема: «Кошка и собака – наши соседи». Тема: « Контакты с незнакомыми людьми на улице». Тема: «Чудесное яблоко, или «Зеркало души». | Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. (просмотр мультфильмов «Пограничная территория» и «Безопасное место» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»). Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться. (Рассматривание картинок с изображением разных пород кошек и собак, просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы». Чтение рассказа «Беспризорная кошка», Б.С.Житкова). Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Чтение худ. литературы: Шарль Перро «Красная шапочка». Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. Д/игра «Узнай по описанию». Цель: формировать познавательный интерес к организму человека; познакомить с органом зрения – глазом; расширять представления о положительных и отрицательных факторах, воздействующих на зрение. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо». | Тестирование о знании родителями ПДД «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой/кошкой» - объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны, дать знания о правилах поведения при встрече и общении с ними. Консультация: «Ребенок и незнакомые люди». Папка – раскладушка «Здоровый образ жизни семьи». |
Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя | Тема: «Правила поведения в транспорте». Тема: «Если дома ты один». Тема: «Электроприборы». | Цель: Познакомить детей с правилами эстетического и безопасного поведения в транспорте. С - р. игра "Автобус". Тема: «Если дома ты один» Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности в быту, познакомить с простыми правилами поведения в данной ситуации. Д/и «Опасно – безопасно». Образовательная ситуация» Хрюша остался один дома. Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.(рассматривание картинок с изображением утюга, пылесоса, электроплитки, миксера, электрической лампы, магнитофона, телевизора, розетки, электрошнура, вилки, разгадывание загадок об электроприборах; просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). | Информационный стенд «Почему дети попадают в ДТП?» Безопасность в транспорте. Консультация «Один дома». Памятка для родителей «Безопасность ребенка дома». Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места». |
Ноябрь 4 неделя | Тема: «Самая быстрая улитка в мире». | Тема: «Самая быстрая улитка в мире» Цель: расширять представления с важным органом чувств – ухом; об основных функциях уха; продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо». | Консультация «Закаливание детского организма». |
Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя | Тема: «Опасный лед». Тема «Зимняя дорога». | Цель: продолжать формировать представления об опасности гололеда, опасности ходьбы по замершему пруду, опасности не аккуратного катания с горки. Просмотр видеороликов с сайт спас экстрим «Поведение зимой», «Опасности на льду», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «На тонком льду…» из серии «Смешарики, « Безопасность зимой» с сайта Спас Экстрим. Цель: Познакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге. | Консультация «Осторожно, тонкий лед!». Консультация «Зимние травмы». Папка – раскладушка «Будьте осторожны! Зимние забавы без травм!». |
Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя | Тема: «Спички – детям не игрушки». Тема: «Новогодние игрушки – фейерверки и хлопушки». | Цель: объяснять детям предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки (дидактическая игра «Горит -не горит», чтение стихотворения Е.Хоринского «Спичка-невеличка»). Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при самостоятельном использовании фейерверков. (просмотр мультфильма «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ»). | Консультация «Если вдруг случится пожар». Консультация «Детская шалость с огнем». |
Январь 2 неделя Январь 3 неделя Январь 4 неделя | Тема: «Ребенок дома. "Что лечит, а что калечит?». Тема: «Для чего человеку нос». Тема: "Виды транспорта и специальные машины". | Цель: Учит детей не брать без разрешения медикаменты. Рассказать о вреде и пользе витаминов. С-р. игра "Аптека". Цель: расширять представления детей с важным органом чувств – носом, его функциями, продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье». Цель: Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта и преимуществах специальных машин. Довести до сведения детей понятие "тормозной путь" и способствовать сознанию его при перебежке перед идущим транспортом. Рисование "Виды транспорта". | Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровый образ жизни!». Информационная страничка: «Профилактика гриппа и ОРВИ». Беседа «В городском транспорте» - познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, научить безопасному поведению. |
Февраль 1 неделя | Тема: «Зачем нужны дорожные знаки». | Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.( рассматривание картинок с изображением дорожных знаков, просмотр мультфильма «Недетский знак» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»). | Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?». |
Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя | Тема: «Наши помощники – органы чувств». Тема: «Скажи микробам – НЕТ». Тема: «В мире опасных вещей». | Тема: «Наши помощники – органы чувств» Цель: сформировать у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира, определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Формировать представления почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», разгадывание загадок, д/и «Хорошо – плохо». Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат). Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. (просмотр мультфильмов «Скажи микробам-нет», «Личная гигиена» из серии «Смешарики. Азбука здоровья»). Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту. (Рассматривание картинок с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок, циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей). | Памятка «Режим дня – залог здоровья». Рекомендации «Личная гигиена». Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места». |
Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Март 4 неделя | Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Тема: «Первичные средства пожаротушения». «Знаки безопасности». Тема: «Безопасность на льду весной». Тема: «Что и как ест человек». | Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.(просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара, продолжать знакомить со знаками пожарной безопасности, формировать негативное отношение к нарушителям этих правил. (игра-драматизация «Кошкин дом», чтение рассказов Л.Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море», рисование на тему «Огонь-друг, огонь – враг»,просмотр « Поведение при пожаре», «Первичные средства пожаротушения» сайт спас Экстрим). Цель: рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд». Д/игра «Да-нет» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. Цель: продолжать формировать у детей представления о правильном питании, об необходимости обрабатывать сырую пищу. Проблемная ситуация «У Карлсона заболел живот». | Консультации «Как разговаривать по телефону», «Кто там». Консультация «Ребенок и огонь». Папка – передвижка «На тонком льду». Консультация «Детское питание». |
Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя | Тема: «Если ты потерялся на улице». Тема: «Маленький шофёр». Тема:"Опасность на балконе, опасность на подоконнике - окна". Тема: «В гостях у Айболита». | Тема: «Если ты потерялся на улице» Цель: продолжать формировать правильное поведение, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Образовательная ситуация «Хрюша потерялся». Цель: познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде; научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде. (просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы».) Цель: продолжать формировать безопасное поведение дома, показать опасность нахождения на балконе без взрослых. Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Консультация «Мама, я потерялся». Информационный стенд «Уважаемые взрослые, вы в ответе за то, что делают на дорогах ваши дети!» Памятка «Безопасность ребенка дома». Консультации Рекомендации для родителей: «Родителям о физическом воспитании детей дошкольного возраста». |
Май 1 неделя Май 2 неделя Май 3 неделя Май 4 неделя | Тема: «Безопасность при отдыхе на природе». Тема: «Лекарственные и ядовитые растения». Тема: «Гроза». Тема: «Безопасность на воде». | Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения на природе; о влиянии погодных условий на человека, подборе одежды по погоде, а также рассказать про клещей, какую опасность представляют последствия присасывания клеща. Цель: расширять представления детей о лекарственных и ядовитых растениях, о простейших способах использования лекарственных растений, рассказать детям о последствии прикосновений, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться. (рассматривание картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».) Рассматривание иллюстраций, кукольной спектакль «Зеленая аптека». Цель: продолжать формировать у детей безопасное поведения во время грозы. (рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И.К. Айвазовского «Гроза», чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза»). Цель: формировать у детей с правилами поведения на воде. (рассматривание картинок, просмотр мультфильма «Водоемы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). | Консультация «Лето - лучшее время для закаливания» (о здоровье и охране жизни). Папка- передвижка «Лекарственные и ядовитые растения». Консультация «Безопасное лето». Памятка «Безопасность на воде». |
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении нас взрослых. Поэтому нам, воспитателям, следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предлагаю родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно провожу с родителями. Таким образом, выделяю то основное, что требует совместных усилий нас воспитателей и родителей.
Рассматривая и обсуждая полученные результаты, приняли совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, раскрыли их на конкретных примерах. Такие тренинги проводим каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов постоянно меняется в зависимости и от времени года, и от изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.
Кроме того, учитываю такие направления работы с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарного);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках для родителей»).
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение программы.
Организация работы программы осуществляется в старшей группе «Землянички» на 1 этаже здания МКДОУ №293 «Лесная полянка» города Новосибирска.
Группа оснащена современным оборудованием ( магнитофон).
3.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей среды.
Используются:
• различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
• настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ по ПБ («Осторожно, огонь!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
• дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
• стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника – детский стол и стул;
• правильное освещение;
• магнитофон.
3.3.Педагогическая диагностика результатов освоения программы «Страна безопасности» в старшей группе.
1 направление – Правила дорожного движения
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 8 детей, средний уровень – 15 детей, низкий уровень – 6 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 30%; Средний: 50%; Низкий: 20%.
Уровень На конец года показатели изменились: высокий уровень – 23 ребенка, средний уровень – 5 детей, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 80%; средний: 15%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 30% до 80%, а низкий снизился с 20% до 5%
2 направление – Пожарная безопасность
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 9 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 16 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 20%; Средний: 26%; Низкий: 54%.
На конец года показатели изменились: высокий уровень – 24 ребенка, средний уровень – 3 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 85%; средний: 10%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 20% до 85%, а низкий снизился с 54% до 5%
3 направление – Общая безопасность
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 12 детей, средний уровень – 6 детей, низкий уровень – 11 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 42%; Средний: 22%; Низкий: 36%.
На конец года показатели изменились: высокий уровень – 25 детей, средний уровень – 2 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 90%; средний: 5%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 42% до 90%, а низкий снизился с 36% до 5%
Таким образом, в детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Страна безопасности» в результате чего, у детей имеются знания:
-Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
-О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
-О здоровом образе жизни.
Кроме того, развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В результате проекта у детей:
-Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;
-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;
-Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;
-Повысился экологический уровень детей.
Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев. Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что 90% детей в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечен базисный минимум, заложенный в программе и готовы к самостоятельному пребыванию вне ДОУ. Однако 20% детей определяют «группу риска» - низкий уровень информированности. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад и для самостоятельного существования в социуме, вне дошкольного учреждения и семье не готовы. Решением проблемы может стать поиск и реализация новых технологий и форм работы с родителями.
3.4.Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.
2. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.
3. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е изд. М. Просвещение, 2005г.
5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2011г.
6. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера, 2005г.
7. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности» -2015г.
8. Полынова В.К. Дмитриенко З.С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» -2009г.
9. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. – «Азбука «Ау»» - 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...