Программа "Страна безопасности"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Александровна Тихонова

В  настоящее время наличие потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

   Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

   В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача  взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей,  подготовить их  к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному  направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

   С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также  вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации  в системе дошкольного образования  и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.

   Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие»,    «Познавательное развитие», «Развитие речи»,   «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

   Программа разработана на основе  Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г.,  программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим  разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».

   Срок  реализации  программы  2 года и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность». 

   В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.

   Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_programma.docx99.55 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                  Утверждаю:

на заседании педагогического совета                                                      Заведующий МКДОУ протокол № 6  от «28» августа 2014 г                           Детский сад № 239 «Лесная полянка»

приказ №        от  «29» августа 2014 г.                                       _____________В.И.Серикова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 239 «Лесная полянка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Воспитатель высшей

квалификационной категории:

Тихонова Т.А.

Новосибирск, 2020 г.

Содержание образовательной программы:                                                   стр.

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка…………………………………………... 5
  2. Цели и задачи реализации программы………………………….. 5
  3. Принципы и подходы к формированию программы………. 5 - 7
  4. Планируемые результаты освоения программы…………….7 -  8

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Разделы программы…………………………………………….8 - 9
  1. Правила дорожного движения………………………………...10
  2. Общая безопасность…………………………………………...10
  3. Пожарная безопасность………………………………………..11

  1. Перспективное планирование образовательной деятельности 12-24
  2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников     24 – 25

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально – техническое обеспечение программы                 25
  2. Характеристика предметно-пространственной развивающей среды                                                                                                  26
  3. Педагогическая диагностика                                                   26 - 28
  4. Литература                                                                                        28

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

   В  настоящее время наличие потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

   Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

   В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача  взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей,  подготовить их  к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному  направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

   С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также  вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации  в системе дошкольного образования  и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.

   Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие»,    «Познавательное развитие», «Развитие речи»,   «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

   Программа разработана на основе  Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г.,  программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим  разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».

   Срок  реализации  программы  2 года и  предполагает   проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность». 

   В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.

   Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».

Актуальность

   Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).

   Сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, которые  особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости.

   Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

   Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасного поведения в окружающем мире актуально в современном дошкольном образовании.

  1. Цели и задачи программы

   Цель программы: 

   формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми), развитие  умения самостоятельно применять их в жизни; воспитание ценностного отношения к себе, своему здоровью и окружающему миру;

   Задачи программы:

1. Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях.

2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.

3. Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

   Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

   Принцип системностиРабота должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

   Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

   Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

   Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей).

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.https://kopilkaurokov.ru/obzh/planirovanie/dopolnitielnaiaobrazovatielnaiaprogrammaosnovybiezopasnostizhizniedieiatielnostidietieidoshkolnogovozrasta

   Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности  использую разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

   Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы  скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека.  По изо деятельности в содержание отдельных занятий включаю такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.

   В дошкольном учреждении есть практический психолог, он  привлечен к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, преодолению конфликтов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. 

   Основные разделы программы  становятся достоянием родителей, которые  не только продолжают беседы с ребен7ком на предложенные педагогами темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса.

  1. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы   воспитанники будут иметь представления:  

- о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;

- об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;

- о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах  безопасного поведения на улице;

-о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой  пищи;  

- о роли лекарств и  витаминов;

- о пользе  овощей  и фруктов;

- о  значении  крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

- о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.

-о необходимости следить за своей внешностью.

Знать:

-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;

-правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;

- разные  виды транспорта;  

- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих;

-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению:

-какие опасности встречаются в природе.

Уметь:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

-бережно относиться к своему здоровью.

   Определяя основное содержание и направление развития детей,  программа оставляет за нами, педагогами,  право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать  жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Разделы программы

Правила дорожного движения

  • Транспорт;
  • Безопасность на дорогах;
  • Безопасная дорога;
  • Дорожные знаки;
  • Бережное отношение к себе.

Общая безопасность

  • О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  • Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  • Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
  • Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
  • Если "чужой" приходит в дом.
  • В природе все взаимосвязано.
  • Ядовитые растения.
  • Контакты с животными.
  • Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
  • Изучаем свой организм.
  • Прислушаемся к своему организму.
  • Ценности здорового образа жизни.
  • 0 профилактике заболеваний.
  • Навыки личной гигиены.
  • Поговорим о болезнях.
  • Инфекционные болезни.
  • Врачи - наши друзья
  • 0 роли лекарств и витаминов.
  • Правила первой помощи.
  • Поговорим о болезнях.
  • Инфекционные болезни.
  • Врачи - наши друзья
  • 0 роли лекарств и витаминов.
  • Правила первой помощи.

Пожарная безопасность

  • Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  • Экстремальные ситуации в быту.

   Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка. В этой работе помогут следующие материалы:

- литературные произведения на нужную тематику;

- праздничные сценарии на данные темы;

- сценарии спортивных праздников с  атрибутикой;

- папка передвижки  - материалы для работы с родителями;

- выставка детского рисунка;

- стенд «Безопасность прежде всего»;

- детские иллюстрации по ПБ;

- устное народное творчество о безопасности (пословицы, поговорки, загадки).

  1. Правила дорожного движения.

   Ежедневно по улицам идут тысячи людей и едет не меньшее количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как родители, так и воспитатели ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

…Актуальность  раздела связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.

  1. Общая безопасность старших дошкольников.

   Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появление человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища, террористическими актами.

   В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной.

   В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Р.Стеркиной, Н.Авдевой, О. Князевой и другими. В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выделена одна из образовательных областей «Безопасность»:

   -создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС,

   -умение использовать в практической деятельности комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на основе целостности и интеграции дошкольного образования,

   -участие в смотрах, конкурсах на уровне ДОУ.

   Однако, как показывает практика, уровень несчастных случаев как на улице так и в помещении среди детей дошкольного возраста по-прежнему высок.

Данный факт обусловил проблему нашего исследования «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

  1. Пожарная безопасность

   Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

  1. Перспективное планирование образовательной деятельности

Срок проведения

Тема

Программное содержание и форма работы

Работа с с родителями

Сентябрь 1 неделя

Сентябрь 2 неделя

Сентябрь 3 неделя

Сентябрь 4 неделя

Тема: «Правила поведения в детском саду».

Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»

Тема: «Служба 01»

Тема: «Витаминная семья»

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: закрепить с детьми правила поведения в детском саду. (Проблемная ситуация «Хрюша пришел в детский сад», чтение Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова «Правила поведения для воспитанных ребят в детском саду»)

Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.( просмотр мультфильмов «Светофор», «Гармония светофора»,  «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения», подвижная игра)

Цель: познакомить детей со службой 01; сформировать представления о правилах поведения с огнем, электроприборами (рассматривание иллюстрации по пожарной безопасности, с изображением улицы города, просмотр мультфильма «Игры с огнем» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», рисование на тему «Огонь – друг».

Цель: расширять представления детей о пользе овощей и фруктов; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу овощи и фрукты. ( рассматривание картинок с овощами и фруктами, презентация «Витамины с грядки», н/игра «Аскорбинка и ее друзья»).

Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).(рассматривание  картинок с изображением разных грибов, презентация «Съедобные и несъедобные грибы», бумажное конструирование грибы, заучивание стихотворения «Сентябрь принес нам грибов урожай…», д/и «Съедобный гриб кладем в корзину», раскраски, рисунки.

Анкетирование

Родительское собрание по проблеме обеспечения безопасной

жизнедеятельности

детей

Консультация: «Берегись огня».

Консультация  «Витаминчики».

Папка – передвижка «Съедобное – не съедобное».

Октябрь 1 неделя

Октябрь 2 неделя

Октябрь 3 неделя

Октябрь 4 неделя

Тема: «Опасные участки на пешеходной части улицы»

 Тема: «Кошка и собака – наши соседи».  

Тема: « Контакты с незнакомыми людьми на улице».

Тема: «Чудесное яблоко, или «Зеркало души».

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. (просмотр мультфильмов «Пограничная территория» и «Безопасное место» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»).

Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться. (Рассматривание картинок с изображением разных пород кошек и собак, просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы». Чтение рассказа «Беспризорная кошка», Б.С.Житкова).

Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Чтение худ. литературы: Шарль Перро «Красная шапочка». Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. Д/игра «Узнай по описанию».

Цель: формировать познавательный интерес к организму человека; познакомить с органом зрения – глазом; расширять представления о положительных и отрицательных факторах, воздействующих на зрение. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо».

Тестирование о знании родителями ПДД

«Охрана жизни и здоровья при общении с собакой/кошкой» - объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны, дать знания о правилах поведения при встрече и общении с ними.

Консультация:

«Ребенок и незнакомые люди».

Папка – раскладушка «Здоровый образ жизни семьи».

Ноябрь 1 неделя

Ноябрь 2 неделя

Ноябрь 3 неделя

Тема: «Правила поведения в транспорте».

Тема: «Если дома ты один».

Тема: «Электроприборы».

Цель: Познакомить детей с правилами эстетического и безопасного поведения в транспорте.

С - р. игра "Автобус".

Тема: «Если дома ты один»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности в быту, познакомить с простыми правилами поведения в данной ситуации. Д/и «Опасно – безопасно». Образовательная ситуация» Хрюша остался один дома.

Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.(рассматривание  картинок с изображением утюга, пылесоса, электроплитки, миксера, электрической лампы, магнитофона, телевизора, розетки, электрошнура, вилки, разгадывание загадок об электроприборах; просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»).

Информационный стенд «Почему дети попадают в ДТП?»

   Безопасность в транспорте.

Консультация «Один дома».

Памятка для родителей «Безопасность ребенка дома».

Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места».

Ноябрь 4 неделя

Тема: «Самая быстрая улитка в мире».

Тема: «Самая быстрая улитка в мире»

Цель: расширять представления с важным органом чувств – ухом; об основных функциях уха; продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо».

Консультация «Закаливание детского организма».

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

Тема: «Опасный лед».

Тема «Зимняя дорога».

Цель: продолжать формировать представления об опасности гололеда, опасности ходьбы по замершему пруду, опасности не аккуратного катания с горки. Просмотр видеороликов с сайт спас экстрим «Поведение зимой», «Опасности на льду», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «На тонком льду…» из серии «Смешарики, « Безопасность зимой» с сайта Спас Экстрим.

Цель: Познакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге.

Консультация «Осторожно, тонкий лед!».

Консультация «Зимние травмы».

Папка – раскладушка «Будьте осторожны! Зимние забавы без травм!».

Декабрь 3 неделя

Декабрь 4 неделя

Тема: «Спички – детям не игрушки».

Тема: «Новогодние игрушки – фейерверки и хлопушки».

Цель: объяснять детям предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки (дидактическая игра «Горит -не горит», чтение стихотворения Е.Хоринского «Спичка-невеличка»).

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при самостоятельном использовании фейерверков. (просмотр мультфильма «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ»).

Консультация «Если вдруг случится пожар».

Консультация «Детская шалость с огнем».

Январь 2 неделя

Январь 3 неделя

Январь 4 неделя

Тема: «Ребенок дома. "Что лечит, а что калечит?».

Тема: «Для чего человеку нос».

Тема: "Виды транспорта и специальные машины".

Цель: Учит детей не брать без разрешения медикаменты. Рассказать о вреде и пользе витаминов.

С-р. игра "Аптека".

Цель: расширять представления детей с важным органом чувств – носом, его функциями, продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье».

Цель: Дать детям представление о   появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта и преимуществах специальных машин. Довести до сведения детей понятие "тормозной путь" и способствовать сознанию его при перебежке перед идущим транспортом.

Рисование "Виды транспорта".

Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровый образ жизни!».

Информационная страничка: «Профилактика гриппа и ОРВИ».

Беседа «В городском транспорте» - познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, научить безопасному поведению.

Февраль 1 неделя

Тема: «Зачем нужны дорожные знаки».

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.( рассматривание картинок с изображением дорожных знаков, просмотр мультфильма «Недетский знак» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»).

Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?».

Февраль 2 неделя

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Тема: «Скажи микробам – НЕТ».

Тема: «В мире опасных вещей».

Тема: «Наши помощники – органы чувств»

Цель: сформировать у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира, определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Формировать представления почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», разгадывание загадок, д/и «Хорошо – плохо».

Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат). Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными  бактериями. (просмотр мультфильмов «Скажи микробам-нет», «Личная гигиена» из серии «Смешарики. Азбука здоровья»).

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для

жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных

несчастных случаев в быту. (Рассматривание картинок с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок,

циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей).

Памятка «Режим дня – залог здоровья».

Рекомендации «Личная гигиена».

Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места».

Март 1 неделя

Март 2 неделя

Март 3 неделя

Март 4 неделя

Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений».

Тема: «Первичные средства пожаротушения». «Знаки безопасности».

Тема: «Безопасность на льду  весной».

Тема: «Что и как ест человек».

Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.(просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»).

Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара, продолжать знакомить со знаками пожарной безопасности, формировать негативное отношение к нарушителям этих правил.  (игра-драматизация «Кошкин дом», чтение рассказов Л.Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море», рисование на тему «Огонь-друг, огонь – враг»,просмотр « Поведение при пожаре», «Первичные средства пожаротушения» сайт спас Экстрим).

Цель: рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд».

Д/игра «Да-нет»

 Рассматривание иллюстрации  с изображением опасных ситуации.

Цель: продолжать формировать у детей представления о правильном питании, об необходимости обрабатывать сырую пищу. Проблемная ситуация «У Карлсона заболел живот».

Консультации «Как разговаривать по телефону», «Кто там».

Консультация «Ребенок и огонь».

Папка – передвижка «На тонком льду».

Консультация «Детское питание».

Апрель 1 неделя

Апрель 2 неделя

Апрель 3 неделя

Апрель 4 неделя

Тема: «Если ты потерялся на улице».

Тема: «Маленький шофёр».

Тема:"Опасность на балконе, опасность на подоконнике - окна".

Тема: «В гостях у Айболита».

Тема: «Если ты потерялся на улице»

Цель: продолжать формировать  правильное поведение, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Образовательная ситуация «Хрюша потерялся».

Цель: познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде; научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде. (просмотр мультфильма  «Азбука безопасности на дороге»  из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы».)

Цель: продолжать формировать безопасное поведение дома, показать опасность нахождения на балконе без взрослых.

Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Консультация «Мама, я потерялся».

Информационный стенд «Уважаемые взрослые, вы в ответе за то, что делают на дорогах ваши дети!»

Памятка «Безопасность ребенка дома».

Консультации Рекомендации для родителей: «Родителям о физическом воспитании детей дошкольного возраста».

Май 1 неделя

Май 2 неделя

Май 3 неделя

Май 4 неделя

Тема: «Безопасность при отдыхе на природе».

Тема: «Лекарственные и ядовитые растения».

Тема: «Гроза».

Тема: «Безопасность на воде».

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения на природе; о влиянии погодных условий на человека, подборе одежды по погоде, а также рассказать про клещей, какую опасность представляют последствия присасывания клеща.

Цель: расширять представления детей о лекарственных и ядовитых растениях, о простейших способах использования лекарственных растений, рассказать детям о последствии прикосновений, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться. (рассматривание  картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».) Рассматривание иллюстраций, кукольной спектакль «Зеленая аптека».

Цель: продолжать формировать у детей безопасное поведения во время грозы. (рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И.К. Айвазовского «Гроза», чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза»).

Цель: формировать у детей с правилами поведения на воде. (рассматривание картинок, просмотр мультфильма «Водоемы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»).

Консультация «Лето - лучшее время для закаливания» (о здоровье и охране жизни).

Папка- передвижка «Лекарственные и ядовитые растения».

Консультация «Безопасное лето».

Памятка «Безопасность на воде».

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

   Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении нас взрослых. Поэтому нам, воспитателям, следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

   Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предлагаю родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно провожу с  родителями. Таким образом,  выделяю то основное, что требует совместных усилий нас воспитателей и родителей.

   Рассматривая и обсуждая полученные результаты, приняли совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, раскрыли их на конкретных примерах. Такие тренинги проводим каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов постоянно меняется в зависимости и от времени года, и от изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.

   Кроме того, учитываю такие направления работы с родителями:

- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарного);

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках для родителей»).

3. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение программы.

   Организация работы программы осуществляется в старшей группе «Землянички» на 1 этаже здания МКДОУ №293 «Лесная полянка»  города Новосибирска.

   Группа оснащена современным оборудованием  (  магнитофон).

3.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей среды.

Используются:

•        различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам  уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);

•         настольно-печатные игры  по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ по ПБ («Осторожно, огонь!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);

•        дидактические игры  по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии  картинок или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты и др.),  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;

•        стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника  – детский стол и стул;

•        правильное освещение;  

•        магнитофон.

3.3.Педагогическая диагностика результатов освоения программы «Страна безопасности» в старшей группе.

   

1 направление – Правила дорожного движения

Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 8 детей, средний уровень – 15 детей, низкий уровень – 6 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 30%; Средний: 50%; Низкий: 20%.        

Уровень На конец года показатели изменились: высокий уровень – 23 ребенка, средний уровень – 5 детей, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 80%; средний: 15%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ  безопасного поведения дошкольников в природе   у детей.  Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 30% до 80%, а низкий снизился с 20% до 5%

2 направление – Пожарная безопасность

Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 9 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 16 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 20%; Средний: 26%; Низкий: 54%.        

   На конец года показатели изменились: высокий уровень – 24 ребенка, средний уровень – 3 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 85%; средний: 10%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ  безопасного поведения дошкольников в природе   у детей.  Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 20% до 85%, а низкий снизился с 54% до 5%

3 направление – Общая безопасность

                 Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 12 детей, средний уровень – 6 детей, низкий уровень – 11 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 42%; Средний: 22%; Низкий: 36%.        

   На конец года показатели изменились: высокий уровень – 25 детей, средний уровень – 2 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 90%; средний: 5%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ  безопасного поведения дошкольников в природе   у детей.  Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 42% до 90%, а низкий снизился с 36% до 5%

  Таким образом, в  детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Страна безопасности» в результате чего, у детей имеются знания:

-Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

-О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;

-О здоровом образе жизни.

   Кроме того, развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В результате проекта у детей:

-Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;

-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;

-Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;

-Повысился экологический уровень детей.

   Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев. Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что 90% детей в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечен базисный минимум, заложенный в программе и готовы к самостоятельному пребыванию вне ДОУ. Однако 20% детей определяют «группу риска» - низкий уровень информированности. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад и для самостоятельного существования в социуме, вне дошкольного учреждения и семье не готовы. Решением проблемы может стать поиск и реализация новых технологий и форм работы с родителями.

3.4.Литература:

   1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.

2. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.

3. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить   безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е изд. М. Просвещение, 2005г.

5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение,  2011г.

6. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера,  2005г.

7. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности» -2015г.

8. Полынова В.К. Дмитриенко З.С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» -2009г.

9. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. – «Азбука «Ау»» - 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...