Интегрированный практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет "Азбука дорожного движения"
проект по обж (старшая группа)

Елена Новикова

Представляем вам один из осуществленных проектов, где нам удалось сочетать наши интересы и цели с интересами и желаниями детей. Здесь мы постарались вкратце описать все наши шаги: от зарождения идеи проекта до разбора результатов.  Также в описание вставлена ссылка на видео-презентацию проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №18 «Сказка»

Группа компенсирующей

направленности 5-6 лет

Интегрированный практико-ориентированный творческий проект, направленный на развитие творческих способностей детей «Азбука дорожного движения»

Содержание проекта

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

 Поэтому ежегодно в совместную деятельность с детьми мы включаем цикл бесед, игр, спланированных игровых ситуаций и т.п. на данную тему. Но также мы заметили, что особую сложность у детей вызывают правила поведения на дороге, т.к. эта тема более обширная и имеет много незнакомых понятий. Возник вопрос – как заинтересовать детей?

Вспомнились известные фразы Василия Александровича Сухомлинского:

- «Мышление начинается с удивления»

- «…любознательность и любопытство являются извечными и неискоренимыми свойствами человека, а значит, на основе именно этих природных свойств и нужно строить процесс обучения»

- «Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда»


Отсюда возникла идея реализовать проект, который объединит эти три важнейшие принципа, и позволит увлечь детей в интересное познавательное «путешествие».

I этап
Основываясь на особенностях группы  было решено ввести детей в игровую ситуацию, в которой они с нашей помощью вышли на проблемную ситуацию и сделали выводы - «На дороге нужны правила!» и «Нам необходимо знать больше о дорожном движении».

II этап

Следующий этап – активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации. И снова пришла на выручку спланированная игровая ситуация в ходе которой возникали вопросы: какие особенности у дороги? На какие части она делится? Что ещё мы видим на дороге? и т.д. Дети с интересом включались в обсуждение  и активно предлагали варианты – как решить тот или иной вопрос. Ими были предложены: «сходить и посмотреть вместе дорогу», «посмотреть книги и картинки о том, что можно и нельзя», «разглядеть знаки дорожного движения», «поиграть в дорогу с машинками», «нарисовать знаки», «слепить машинки и людей для дороги», «сделать светофор» и т.д. Таким образом они самостоятельно (с небольшой подачи педагога) составили примерный план нашей деятельности в данном направлении. Благодаря этому этапу  мы «включили» их искреннюю любознательность и познавательную активность.

III этап

С учетом всех возможностей, желаний детей был составлен подробный план реализации проекта. Чтобы дать детям более полное и содержательное представление по данной теме, мы постарались включить мероприятия, охватывающие все образовательные области: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально коммуникативное развитие. Всё это помогло нам не только решать поставленные задачи, но и использовать более разнообразные и интересные формы организации данной работы. Проект был рассчитан на 1 месяц, но работа в том или ином направлении проводилась ежедневно и включалась в различные режимные моменты: утреннюю совместную деятельность детей и педагога, НОД, прогулку,  вечернюю совместную деятельность. Подобраны игры и материалы и для самостоятельного изучения детьми, а также интересные задания для родителей и детей, способствующие «разбудить» их познавательную активность в семье и совместно решить какую-либо задачу.

 План мероприятий в рамках реализации проекта «Азбука дорожного движения»

Беседы

«Тротуар. Проезжая часть», «Место для игр», «Транспорт», «Поведение в транспорте», «Зачем нужны дорожные знаки».

Дидактические игры: «Дорожный знак», «Наша улица», «В детский сад», «Я начну, а ты продолжи», «Найди лишний», «А как правильно?»

Экскурсии

«Знакомство с улицей», «Пешеходный переход», «Светофор».

НОД

 лепка «Перекресток»,  аппликация «Веселый светофор», составление рассказа по серии сюжетных картинок «Случай на улице», развитие речи «Город маленьких слов».

Подвижные игры

 «Цветные автомобили», «Автомобили», «Будь внимателен»

Чтение художественной литературы

«Светофор - друг пешехода»,  И. Кончаловский «Самокат»,   С.Михалков «Скверная история», Е.Житков «Светофор», Н.Носов «Автомобиль».

Сюжетно-ролевые игры

«Я - шофёр», «На перекрёстке», «Маленькое путешествие».

Развлечение «Дорожные приключения»

Работа с родителями

-оформление стендовых консультаций

- конкурс рисунков: «Новый дорожный знак»

- совместное создание макета «Дорожное движение»

IV этап

Презентация нашего проекта.

 Заключительное мероприятие – КВЕСТ по ПДД «Друзья Светофорика». Данная форма позволила нам интересно и увлекательно активизировать накопленные знания и опыт детей, организовать не просто мероприятие, а настоящий праздник, что способствовало вывести ребят на эмоции удивления и восторга.

Именно на этом этапе нам удалось выполнить одно из желаний воспитанников – встреча с сотрудником ГИБДД. Она прошла в рамках дистанционного взаимодействия – видеозапись с беседой-обращением и стала для детей долгожданным сюрпризом в заключительном мероприятии.

Результаты

Нам успешно удалось сочетать наши интересы и цели с интересами и желаниями детей. Это позволило решить большинство поставленных задач. В процессе мы сталкивались и с проблемами (неумение выслушать друг друга, неправильно сделанные выводы, необходимость ещё раз объяснить материал в другой форме и т.п.), но гибкость данного проекта позволяла  внедрять новые игры и задания, чтобы исправить ситуацию. Обширность данной темы не позволила нам полноценно закрепить полученные знания, но т.к. тема «Безопасность на дороге»  включена в общую программу образования, то в дальнейшем мы продолжим данную работу и будем активно использовать накопленный материал и опыт.

Детей же настолько захватила возможность самим участвовать в исследованиях и открытиях, что они и сейчас продолжают предлагать возможные решения проблемных вопросов. Многое из нашей общей деятельности по теме переросло в самостоятельные игры детей, что также указывает на успешность проделанной работы.

Положительный отклик по проекту мы получили не только от родителей, но и от коллег и общественности – результаты работы были оценены сотрудниками ГИБДД и опубликованы в средствах массовой информации (газета « Шанс») и на личных страницах соц. сетей ГИБДД (https://ok.ru/group/55994112868379/topic/152384468623387).

Список используемой литературы:

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работ с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.2016. – 112с.: цв.вкл.
  2. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (Сказки-подсказки).
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. (Вместе с детьми).
  4. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
  5. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.- Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.
  6. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  Старшая группа (от 5 до 6 лет) / авт.-сост. М.А. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 219 с.
  7. Различные интернет ресурсы для подборки интересных игр и заданий по теме: https://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/ и др.

Ссылка на видеоролик:    https://disk.yandex.ru/i/AxNZLZsrX-_cpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей средней группы. «Правила дорожного движения знать должны все без исключения».

Цель: дополнить представления детей новыми сведениями об улице,  знания о работе светофора и о правилах безопасного поведения на улицах города, закрепить представления о дорожных знаках. ...

Практико-ориентированны, информационный проект "Кинезиология для детей"

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг  в состоянии молодости, мы не позволяем ...

Практико-ориентированный, творческий проект  «Маленькими ручками целы мир» Для детей второй младшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20218649","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"489","width":"647"}}]]...

Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе

                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...

Проект для детей и родителей "Правила дорожного движения"

Проект по ПДД во второй младшей группе....

Проект для детей старшей группы «Правила дорожного движения»

Цель проекта: сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения....

Проект "Обучение детей младшей группы правилам дорожного движения, посредством технологии игрового обучения"

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте использовалась инновационная технология игрового обучения, а также применя...