Методическая разработка по ПДД "Безопасный город" (моделирование на коврографе).
методическая разработка по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Меньшова Екатерина Олеговна

Методическое пособие по ПДД «Безопасный город» предназначено для самостоятельной и совместной с педагогом работы детей от 5 до 7 лет по формированию и закреплению представлений о правилах дорожного движения, по средствам моделирования улиц города на коврографе. В результате использования пособия дети овладевают навыками безопасного поведения на дороге, изучают дорожные знаки и светофор, знакомятся и разбирают дорожные ситуации, проявляют интерес и желание к освоению «дорожной азбуки»,  самостоятельно моделируют путь от дома до детского сада. Пособие может быть использовано как в плановых занятиях, так и в организации индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность реализуется в том числе за счет игровой деятельности. Данное пособие очень просто в применении, охотно и легко воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность  дошкольникам в доступной игровой форме узнать, понять и освоить правила дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПДД

«БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

(моделирование на коврографе)

Автор методической разработки:

Меньшова Екатерина Олеговна

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Аннотация………………………………………………………………….….2

2. Введение…………………………………………………………………….…3

3. Описание………………………………………………………………………5

4. Заключение……………………………………………………………………7

«Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даем нам все время урок.

Вот она азбука над головой,

Знаки развешаны над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.»

Я.Пишумов

АННОТАЦИЯ

Методическое пособие по ПДД «Безопасный город» предназначено для самостоятельной и совместной с педагогом работы детей от 5 до 7 лет по формированию и закреплению представлений о правилах дорожного движения, по средствам моделирования улиц города на коврографе. В результате использования пособия дети овладевают навыками безопасного поведения на дороге, изучают дорожные знаки и светофор, знакомятся и разбирают дорожные ситуации, проявляют интерес и желание к освоению «дорожной азбуки»,  самостоятельно моделируют путь от дома до детского сада. Пособие может быть использовано как в плановых занятиях, так и в организации индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность реализуется в том числе за счет игровой деятельности. Данное пособие очень просто в применении, охотно и легко воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность  дошкольникам в доступной игровой форме узнать, понять и освоить правила дорожного движения.

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

         После внедрения ФГОС дошкольного образования, педагоги стали разрабатывать и использовать в своей деятельности новые идеи и подходы. В ходе своей работы мы обратились к использованию коврографа (настенного куска коврового покрытия, на который с помощью липучек можно крепить различные фигуры, сделанные из фетра). В ходе обучения детей правилам дорожной безопасности мы пришли к выводу, что не хватает практической модели, которая была бы компактной, доступной. привлекательной для детей и в то же время способствовала изучению и практическому освоению ПДД дошкольниками. Нами было принято решение  самостоятельно изготовить пособие, отвечающее этим требованиям. Так появилось пособие по ПДД «Безопасный город», которое представляет собой моделирование города на коврографе.

Пособие «Безопасный город» состоит из настенного коврографа и папки с элементами, сделанными из фетра, для моделирования города (дорога, здания, деревья, дорожные знаки, люди, наземный транспорт), что позволяет создавать комфортное зрительное восприятие.

Оно может быть использован как в самостоятельной работе детей, так и в совместной работе педагога с детьми 5-7 лет в соответствии с программным содержанием, с целью изучения и практического освоения правил дорожного движения дошкольниками.

Дидактическое пособие достаточно крупное и яркое, при этом занимает немного места при хранении, легко трансформируется. Оно многофункционально, вариативно, развивает детскую фантазию, творчество, речь и воображение, имеет эстетичный вид, отвечает гигиеническим требованиям (безопасен).

Актуальность:   Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.

  Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.

  Но обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно - это нельзя». Это скучно и не интересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Именно поэтому и ведётся постоянная работа по внедрению новых видов подачи материала по данной тематике, таких как моделирование города на коврографе.

Используя данное методическое пособие ребенку предоставляется возможность самостоятельно выстраивать модель города на плоскости с его дорогами, зданиями, дорожными знаками, знакомыми улицами и магазинами, детским садом. Обыгрывать дорожные ситуации с участием пешеходов и транспорта, обосновывать выбор того или иного дорожного знака. Моделировать свой безопасный путь от дома до детского сада. Причем дети могут как создать приближенную к реальности модель знакомых улиц, так и совершенно иной город. Вариантов множество.

Цель: освоить правила дорожного движения посредством моделирования города

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей поэтапно моделировать город на коврографе с помощью элементов из фетра;
  • Закреплять знания детей о дорожных знаках;
  • Формировать личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • Формировать умения применять полученные знания в практической деятельности;
  • Вызвать у детей интерес к самостоятельным видам деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.

Развивающие:

  • Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
  • Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
  • Развивать творческую активность, воображение и речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение работать в коллективе: слушать собеседника, не перебивая его.
  • Воспитывать интерес к изучению правил дорожного движения, совершенствовать умения в этом виде деятельности.

РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД». ОПИСАНИЕ.

Методическое пособие «Безопасный город» представляет собой

настенный коврограф 1*1,5 и папку накопитель с пластиковыми конвертами на кнопках. 

Значительное место в обучении старших  дошкольников  уделяем игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес детей к изучению правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы подаем учебный материал, не как нам взрослым удобно, а как детям удобно и естественно его осваивать.

Пособие включает в себя следующие разделы:

1. «Модель города» (элементы дороги из фетра разной конфигурации, здания жилых домов, магазинов, детский сад – фигуры из фетра, деревья и кустарники- фигуры из фетра; участники дорожного движения: пешеходы- фетровые фигурки людей; транспорт - фигурки из фетра  наземного транспорта).

2. «Дорожные знаки» (фетровые дорожные знаки, светофор из фетра, крупные разрезные картинки дорожных знаков на липучках ).

3. Дорожные ситуации (карточки с описанием дорожных ситуаций).

В разделе  «Модель города»  дети учатся моделировать город,  трансформировать его, переставляя элементы дороги и здания  в зависимости от образовательной ситуации.

В данном разделе используются следующие игры: «Вот моя улица»,  «Законы улиц и дорог», «Вопросы и ответы», «Транспорт», «Мы пешеходы».

В разделе «Дорожные знаки» детьми изучаются дорожные знаки и их назначение. Здесь мы предлагаем использовать следующие игры: «Правила дорожного движения», «Угадай, какой знак?», «Сложи и назови знак», «Найди нужный знак», «Составь светофор», «Светофор и регулировщик».

Раздел «Дорожные ситуации» помогает дошкольникам осознать себя участником дорожного движения. В разделе с помощью всех элементов моделируются дорожные ситуации, которые дети должны объяснить или самостоятельно смоделировать, повторяются такие понятия как «наземный транспорт», «проезжая часть», «тротуар», «пешеход», «светофор» и т.д., закрепляются знания о дорожных знаках. Используются следующие игры и игровые ситуации: «Безопасный путь от дома до детского сада», «Незнайка идет в магазин», «Автошкола №1», «Путешествие на машинках», «Я – грамотный пешеход».

Младшие  дошкольники  знакомятся с разными видами транспорта, машинами специального назначения, ориентируются на местности - где находятся детский сад, больница, школа, магазин и т. д. Старшие дошкольники в течение года: закрепляют уже  полученные знания по правилам дорожного движения, отгадывают загадки, расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: правильно перейди дорогу и дойдешь до детского сада, помоги Незнайке перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.

Хочется отметить, что работа с методическим пособием «Безопасный город» не ограничивается возможностью использования предложенных нами игр и игровых ситуаций. Педагогами могут разрабатываться собственные  игры и игровые ситуации в зависимости от поставленных перед ними целями  и задачами по теме «Правила дорожного движения».

Перспективное планирование по ПДД

в старшей группе

Непосредственно

образовательная

деятельность.

Совместная

деятельность

воспитателя с детьми.

Самостоятельная

деятельность детей.

Работа с родителями

Сентябрь

Ознакомление с окружающим. Миром

Тема: «Наш город»

Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице», «Улица нашего города»

Ситуативный разговор «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».

Чтение художественной литературы:

Н. Кончаловская «Самокат».

О. Бедарев «Азбука безопасности».

Игра  «Вопросы и ответы»

Закрепление с детьми их домашних адресов.

Аппликация «Наша улица».

Моделирование на коврографе «Вот моя улица». 

Рисование: «Улица города».

Д/и «Мы пешеходы», «Законы улиц и дорог»

П/и «Ловкий пешеход»

Консультация

«Безопасный маршрут из детского сада домой»

Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

Октябрь

Познавательное занятие «Красный, жёлтый, зелёный»

Ситуативный разговор «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками».

Беседа «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора».

Д/и «Три сигнала светофора», «Светофор и пешеходы».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», Г. Ладонщиков «Светофор», О.Тарутин «Для чего нам светофор?»

Использование методического пособия «Безопасный город». Игры: «Составь светофор», «Светофор и регулировщик».

П/и  с «Быстрый светофорчик»

Рисование нетрадиционным способом «Светофор».

Сюжетно –ролевая игра «Умный пешеход»

Предложить родителям совместный просмотр с детьми познавательного мультфильма «У Лукоморья – Светофор».

Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»

Ноябрь

Ознакомление с окружающим «Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги»

Беседа «О полосатой зебре» и о дорожном знаке «Пешеходный переход».

Д/игра «Сломанный светофор», «Ловкий пешеход».

Чтение художественной литературы: Н. Носова «Подарок от зебры» Т.А. Шорыгина «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога», «Подземный переход», » 

 С. Волков «Про правила дорожного движения.

Моделирование на коврографе улиц и дорог, правильная расстановка пешеходных переходов.

Аппликация "Пешеходный переход."

Сюжетно-ролевая игра" «Пешеходы и транспорт»."

Раскрашивание

сюжетных раскрасок о

ПДД.

П / игра «Воробышки и автомобиль»

Изготовление и раздача информационных буклетов «Для чего нужны светоотражающие элементы?»

Декабрь

Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения»

Просмотр познавательного мультфильма «Дорога и знаки».

Беседа «Знакомимся со знаками дорожного движения».

Чтение художественной литературы: В. Головко «Правила движения», Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки

Д/ игра «Найди пешехода – нарушителя», «Угадай какой знак».

Игры на коврографе: «Сложи и назови знак», «Найди и поставь нужный знак».

Сюжетно – ролевая игра «Правила дорожного движения».

Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения».

Лото «Дорожная азбука»

Буклет «Дидактические игры по безопасности дорожного движения».

Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»

Январь

Ознакомление с окружающим «Зимняя дорога – опасна!»

Беседа «Где должны играть дети», «Будь внимателен – зимняя дорога!»

Чтение художественной литературы: А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо», Т.А. Шорыгина «Пойдем играть в хоккей», Н.Носова «На горке» , И. Лешкевич «Гололед».

Обсуждение правильности выбора места для игр зимой.

Просмотр познавательного мультфильма Не играй рядом с дорогой в гололед Правила дорожного движения для детей

Рассматривание картин изображающие дорожное движение в зимний период.

Игра-ситуация «Незнайка идет в магазин» (методич. пособие «Безопасный город»)

Сюжетно – ролевая игра «Нам на улице не страшно».

Рисование «Правила ПДД зимой».

Д/и «Где играют зверушки?».

П/и «Стоп, машина!»

Изготовление и раздача памятки «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

Памятка о соблюдении ПДД в зимний период

Февраль

Ознакомление с окружающим «Виды транспорта»

Беседа: «Что должны знать и уметь водители»

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей

улице».

Конструирование «Автобус».

Д\и «Угадай вид

транспорта по

описанию»

С/р. игра «Водители», «ГИБДД»

Рассматривание иллюстраций «Наземный транспорт»

Игры на коврографе  «Найди и назови транспорт», «Путешествие на машинках»

Рисование и раскрашивание картинок с изображением различных видов транспорта.

Трафареты «Транспорт»

П/и «Едем – едем на машине»

Беседа + изготовление и раздача буклетов о последствиях превышения скорости водителям автотранспортных средств: «Водитель, не спеши!»

Март

Развитие речи. Тема: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе».

Чтение художественной литературы: С. Волков

«Едут, едут пассажиры», А. Клименко «Когда мы пассажиры»

Беседа: Правила поведения в общественном транспорте. «Поведение пассажиров при посадке в транспорт»:

Показ мультимедийной презентации: "Правила поведения в общественном транспорте"

Д/И « Можно – нельзя,

правильно –

неправильно».

Моделирование дорожных ситуаций на коврографе. Игры: «Автошкола №1», «Безопасный путь от дома до детского сада».

С/Р игра «Шоферы и пассажиры», «Такси»

Рисование: «Разные

машины едут по улице.

Лепка: «Машина для

папы».

П / игра «Цветные автомобили».

Изготовление и раздача памятки «Правила перевозки детей в автомобиле».

Консультация

«Безопасность в общественном транспорте»

Апрель

Ознакомление с окружающим «Место для игр и катания».

Беседа: «Где можно кататься на велосипеде», «Если ты

гуляешь один».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Велосипедист»,

 Н. Кончаловская «Самокат».

Проблема: «Сел на велосипед – соблюдай правила, почему?»

Просмотр познавательного мультфильма Робокар Поли : Правила дорожного движения - Безопасная езда на велосипеде.

Рисование: «Я люблю

кататься на

велосипеде».

Работа с методическим пособием «Безопасный город» . Рассматривание ситуаций  с участием самокатов и велосипедов. Выбор лучшего места для велодорожки.

 «Какие велосипеды бывают», «Дорожные знаки для велосипедистов».

П / и «Тише едешь дальше будешь»

Консультация «Маленький велосипедист».

Памятка "для родителей о безопасности детей при катании на велосипеде"

Май

Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного

движения?»

Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности»

Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу», М. И. Радзиевская «Ты и дорога».

Д/игры: «Угадай какой знак», «Составь и назови знак» на коврографе..

Игра – драматизация: «Правила уличного движения».

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?». Моделирование с помощью методического пособия «Безопасный город».

Игры на коврогрофе по выбору детей.

С/р игра «Улица», «Путешествие по городу»

Показ кукольного театра «Уважайте светофор».

Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге.

Рисование (по замыслу)

Консультация «Что читать и смотреть с детьми о ПДД».

Анкета для родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методика работы призвана помочь педагогам в изучении с детьми дошкольного возраста правил дорожного движения и рассчитана на их успешное  усвоение.

   Ожидаемые результаты: В результате работы с методическим пособием «Безопасный город» у детей развивается познавательная активность в процессе изучении правил дорожного движения, воспитывается умение работать как индивидуально так и в коллективе.        Дети живо и охотно включаются в работу, легко усваивают материал и надолго его запоминают.

Приложение 1


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...