«Лес и ты» оод по основам безопасности в старшей группе
методическая разработка по обж (старшая группа)

Мареева Елена Викторовна


Любовь к природе не только развивает у ребенка любознательность но и воспитывает характер. знание правил безопасности учит малыша защищать свою жизнь. На этом занятии ребенок узнаеткак не заблудиться в лесу, где раздобыть еду, как раснознать ту или иную опасность. Эта информация полезна и понятна шестилетнему ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyi_les_bez_kartinok.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лес и ты» ООД по основам безопасности в старшей группе, составила Мареева Е.В.

Цели: закрепить правила безопасного поведения в природе, дать детям знания о правильном поведении в лесу, о ядовитых растениях и грибах, насекомых, воспитывать  чувство бережного отношения к природе.

Задачи: уточнить и обобщить знания детей об опасных ситуациях в лесу и способах их избежать и решить проблемы:; развивать внимание и способность к логическому мышлению; воспитывать ответственность за  свое здоровье, бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: проектор, экран, иллюстрации по теме конспекта,  спортивные палки, корзинки, шляпа гриба.

Ход.

Дорогие ребята, я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по лесу. Хотите?

Тебе только кажется, что ты много знаешь. На самом деле тебя подстерегают множество опасностей. Чтобы их избежать , надо знать особую науку- лесную грамоту. А помогать нам сегодня будет сказочный старичок.

В лесу, в день погожий сидит на пеньке старичок

На елку живую похожий и ростом не очень высок

Он любит тепло, шубу с мехом, смеётся он ласковым смехом

И в валенки вечно обут.

Отгадайте, кто это?

Чтобы отправиться в однодневное путешествие по лесу необходимо правильно одеться. Я предлагаю вам выбрать одежду для лесного путешествия.( Дети из предложенных картинок выбирают нужный комплект)

Идеальная одежда для леса – брюки, рубашка с длинными рукавами, шейный платок, головной убор и кеды или кроссовки. Специалисты советуют заправлять брюки в носки или кроссовки, - пусть даже это не очень красиво, зато не оставляет клещам практически ни одного шанса. От джинсов и фланели придется отказаться в пользу одежды из плащёвки или брезента, потому что на скользкой гладкой ткани клещу гораздо труднее удержаться, а за мелкие ворсинки он успешно цепляется лапками. Чтобы твоя голова не стала «посадочной площадкой» для клеща, обязательно надень бейсболку или косынку. Ну и еще один совет – не пренебрегай всевозможными средствами отпугивания насекомых, которые предлагает современная медицина

Назови сказки в которых Машенька  увлеклась- кустик за кустиком, ягодка за ягодкой, да и заблудилась.

Вот ты шагнул с тропинки в сторону и не заметил как заблудился. Что делать? Тут тебе пригодится мудрый совет: Оглянись вокруг, может заметишь приметную поляну или дерево мимо которого шел. Нет? Тогда громко зови на помощь и оставайся на одном месте. Если решишь двигаться дальше, оставляй о себе метки, выкладывай стрелки из камешков, привяжи кусочки платка к веточкам. Настоящие путешественники подают сигнал дымом, добавляя к костер сырые ветки.

Назови сказку в которой младший брат вывел из леса всех старших братьев.

Что нужно кричать если ты заблудился. Крикнем. (Дети сначала кричат «АУ-У-У-У»,громко, затем тише, потом еще тише )

Представь, что ты заблудился в лесу. Эти предметы помогут выбраться тебе из леса. Назови предметы. И расскажи об их применении. (Детям предлагается набор предметов:  или иллюстрации компас, карта, зеркало, яркий носовой платок. конфета,…) Можно посылать сигнал при помощи зеркала или крышки от консервов, в ясную погоду солнечный зайчик виден даже с самолета.

Оставшись один в лесу, ты не раз вспомнишь: эх, если бы был огонь…Расскажите, чем огонь может помочь в лесу путешественнику.(ответы детей)

Какие предметы помогут разжечь костер в лесу, выберите. Из предложенных картинок дети выбирают нужные и объясняют применение предметов.

Если стало холодно, какое сооружение можно быстро построить в лесу? Чтобы не замерзнуть найди укрытие  Устрой навес, укрой сосновыми лапами два рядом стоящих куста. Прислони к дереву несколько сухих веток и накрой их лапником, получится шалаш..

Без еды человек может прожить долго, а без воды быстро пропадет. Сырую воду пить нельзя, почему? (ответы детей)

Назови сказку где братец не послушал сестренку и выпил грязной водицы.

  Что нужно сделать с сырой водой? ( Прокипятить, если вода мутная ее надо процедить через тряпочку или пропустить через почву.) Проводится опыт, пропустить грязную воду через песок или несколько слоев ткани.  Посмотри на картинку и расскажи как можно добыть чистую воду. Во время дождя растянуть нам кустиках кусок полиэтилена. Всерединку положить камешек и получится «ловушка» для дождевой воды. Попить можно из чистого ручья, подземного ключа или собрать утреннюю росу.

Если вы заблудились, лес не оставит вас голодными. Расскажите как прокормить себя в лесу. (ответы детей). Послушайте загадки от старичка-лесовичка..

  • Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода)
  • Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (Черника)
  • Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела… (Земляника)
  • Под сосною у тропинки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет ботинка, шляпка есть – нет головы (гриб)
  • Этот гриб нарядный растёт с осиной рядом,  На головку надет ярко-красный берет
  • . Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.    Расту я обычно в берёзовой роще

После отгадывания загадок, детям предлагается разделиться на две команды и провести эстафету, кто быстрее соберет дары леса. После эстафеты дети называют грибы и ягоды  которые лежат в корзинах команд Предлагает назвать на иллюстрациях ядовитые дары леса.. Педагог озвучивает правило: «Если сомневаешься, съедобно ли растение или ягода, не пробуй, не рви!»

Ребята, кого можно встретить в лесу? (ответы) Чем опасны встречи с дикими животными и как нужно себя вести при встрече с белкой, зайцем, ежиком, медведем или лосем?( ответы детей с пояснением педагога) Ответы можно сопровождать или предвещать иллюстрациями.

Как капитан в море всегда готов к шторму, так и путешественник готов встретиться с грозой, бурей и даже лесным пожаром. Ребята, расскажите, где можно в лесу спрятаться от грозы, молнии и дождя.(ответы детей)

Во время грозы и сильного ветра не прячься под одиноким деревом- оно может обрушиться. Лучше ляг на землю в сухом овраге. Старайся держаться подальше от воды.

А теперь представьте , что все опасности позади, деревья расступились-и перед тобой ярким ковром раскинулась поляна. Так и хочется побежать или прилечь на мягкую нежную травку. Погоди!  А вдруг это болото!.? Болото – это состарившееся озеро. Вода в нем превратилась в вязкую топь. Беда! Нога провалится в трясину и болото начнет засасывать. Когда земля подозрительно мягкая и качается под ногами, обойди это место стороной! Но если идти необходимо, возьми длинную палку и крепко держи её двумя руками наперевес- если вдруг провалишься, палка помешает трясине тебя засосать.

Проводится игра с кочки на кочку. Дети , взяв в руки спортивные палки переходят с одного листа-кочки на другой к  волшебному сундучку. Ребята убирают свои палки в спортивную корзину и рассаживаются вокруг сундучка. Педагог достает из сундучка шляпу -гриб , предлагая ребенку надевшему шляпу достать из сундучка сюрприз. Дети по очереди достают знаки отражающие правила поведения в лесу и рассказывают о значении знака. Затем педагог вносит правила «10 НЕ» и проговаривает их с детьми.

  • Не загрязняй природу, забирай с собой мусор
  • Не лови насекомых, просто наблюдай.  
  • Не  бери лишнего у природы.  
  • Не разоряй муравейники.  
  • Не ломай ветки.  
  • Не разводи костры под деревьями
  • Не шуми в лесу.
  • Не рви цветы.  
  • Не разоряй гнезда птиц.  
  • Не уноси домой жителей леса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Испокон века люди уважали и оберегали лес. Свое бережное и уважительное отношение к лесу и его богатству люди передают вам в виде пословиц - народной мудрости.

  • Много леса — не губи, мало   леса — береги, нет леса — посади.
  • Рощи да леса — всему краю краса.
  • Растенье — земли украшенье 

Педагог хвалит всех детей: «Молодцы ребята, я думаю, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу. И скажу вам самое главное, дети могут ходить в лес только в сопровождении взрослых».

Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:

  1. Что нового они узнали?
  2. Какие задания были сложными в выполнении.
  3. Понравилось ли им занятие.
  4. Куда бы хотели отправиться в виртуальное путешествие в следующий раз?

Все занятие сопровождается показом слайдов.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект КВН «Юный пожарный» по основам безопасности жизнедеятельности Старшая группа

Задачи:-Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”.-Закрепить знания о причинах возникновения пожара.-Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара...

Конспект по основам безопасности в старшей группе Тема: «Карлсон учит ПДД»

Данное занятие является пропагандой безопасного поведения на дороге. С помощью несложных заданий, таких как «Дорожные загадки», «Назови правило», «Можно или запрещено?&ra...

Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С перв...