Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».
методическая разработка по обж

Наталья Александровна Лебедянцева

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №7 «Белочка»







Мастер-класс

для педагогов по ПДД:

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».





Подготовила: Лебедянцева Н.А.,

воспитатель











г. Нефтекумск

Цель: научить педагогов ДОУ применять кейс - технологии в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

  • познакомить участников мастер - класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов профессиональных компетенций;
  • создать условия для творческого общения педагогов и профессионального саморазвития;
  • развивать у педагогов профессиональные компетенции: умение прогнозировать, способность работы с информацией.

Приветствие.

Как показывает практика – систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, использование современных, эффективных методов и приемов дает положительные результаты. Одним из таких методов является кейс-технология. Работа с кейсами развивает логическое мышление детей, умение анализировать, работать в команде, находить выход из проблемных дорожных ситуаций.

Знакомство с понятием кейс-технология.

Родиной метода кейс - технологии являются Соединенные Штаты Америки. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Виды кейсов:

  • печатный кейс;
  • мультимедиа кейс;
  • видео кейс.

Для дошкольников чаще всего используют:

  • фото-кейсы и кейсы-иллюстрации;
  • кейсы-драматизации;
  • кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений;
  • кейсы из серии опорных картинок;
  • кейсы предметных картинок;
  • кейсы наоборот;
  • кейсы варианты развития событий.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Знакомство с ситуацией.
  2. Выделение основной проблемы.

3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

  1. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.


Что должно быть в кейсе по ПДД.

Кейсы, которые используют педагоги для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. Материалы кейса не просто описывают проблемную ситуацию, а представляют собой единый информационный комплекс, который позволит детям решить ситуацию и найти необходимые варианты ее решения.

Кейс по ПДД может содержать иллюстрации, фотографии, комплекты карточек и картинок, аудио- и видеофайлы, обозначающие в доступной форме дорожную ситуацию или проблему. Также используются книги, пазлы, настольные игры, конструкторы.

Применение кейса по ПДД в работе с детьми.

Кейс-технологии используются как составную часть познавательного или речевого цикла. Как форма работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. Как часть проекта по формированию безопасного поведения детей.

Этапы работы с кейсом по ПДД:

  • разработать проблемную дорожную ситуацию;
  • оформить кейс: подобрать иллюстрации, макеты и другие материалы.
  • показать кейс детям, дать время ознакомиться с ним;
  • озвучить задание, обсудить с детьми проблемную ситуацию;
  • предоставить детям время на самостоятельный поиск решений кейса;
  • поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения кейса;
  • выслушать, проверить решения детей.
  • подвести итоги.

Пример работы с фото-кейсом.

Практическая часть.

       Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Работать мы будем по подгруппам: (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

 Предлагаю рассмотреть «Фото-кейс»  с 1-ой подгруппой .

- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы, формулировка правила: « Нужно переходить дорогу в положенном месте, по пешеходному переходу или по светофору)

- Молодцы! Верно!

 Вторая подгруппа рассматривает «Кейс с иллюстрациями». 

- Что изображено на картинках? (дорога, велосипед, мальчик с раной на ноге).

- Как вы думаете, что произошло? (ответы детей)

- А почему такая ситуация произошла с мальчиком? (ответы)

- Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов)

- Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик: «Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу».

Словесное поощрение за правильные ответы.

 

 «Кейс с заданиями» - методический прием обучения по принципу «от типичных примеров, ситуаций - к правилу, а не наоборот» (каждой подгруппе).

Работа с первой подгруппой.

Вчера я услышала, как папа ругал свою дочь. Послушайте: «Света, ты меня сегодня очень расстроила! Ты поставила под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до пешеходного перехода, посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Теперь вопросы:

 - Какие неправильные действия совершила Света?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Придумываем правило: «Переходи дорогу по пешеходному переходу или по светофору за руку со взрослыми).

 

Работа со второй подгруппой. 

Мама ругала Сашу на улице: « Ты умный мальчик, но сегодня проявил себя не с лучшей стороны! Ты мог бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Теперь вопросы:

- Какие неправильные действия совершил Саша?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить Саше?

-  Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно ( Правило: «Рядом с дорогой играть опасно!»)

 

 Следующее задание это - «Кейс – драматизация». 

Каждой подгруппе предлагается набор: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

 

«Кейс  на основе мультфильмов или литературных произведений».

- Предлагаю посмотреть мультфильм. При возникновении опасной ситуации задаются вопросы:

 – Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов). Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме. (Просмотр мультфильма .)

– Варианты были правильные, молодцы! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (Варианты ответов, показ вывода в мультфильме)

                                                                                                             

 Подведение итогов.

И в заключении проанализируем наш мастер - класс с помощью 6 цветных карточек. Педагоги достают из волшебного мешочка по одной карточке.

Красная - это эмоции, чувства. Им не нужно давать обоснование. Какие у вас возникли чувства от нашего мастер-класса?

Желтая - это преимущества. Почему стоит применять метод кейсов? Почему это сработает? (Ответы педагогов).

Черная - осторожность, суждение, оценка. В чем недостатки? Что здесь неправильно? (Ответы, рассуждения участников).

Зеленая - творчество, различные идеи. Какой еще кейс вы бы предложили в работе с детьми по изучению ПДД?

Белая - информация. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя - организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

За активную работу, правильные  решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дороге

С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденных повышенным ростом автомобилизации населения, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный тр...

Формы обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах

Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формиров...

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»

Целью методической разработки являются: формирование у детей устойчивых знаний по правилам безопасного поведения на дорогах, воспитание дисциплинированности и внимательности. В ней предусматривается о...